Раздел 2. невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения

К 16 годам человек обращает внимание на себя. У него появляется желание не только определить побольше о себе, но и сформулировать это представление: „Кто я?, „Для чего я живу?. Начинается пора „встреч с собой в многогранном проявлении. Это довольно часто пугает. Эмоциональная нестабильность сопряжена с ощущениями дискомфорта в общении.

Высокого уровня достигает совокупность саморегуляции, но и она во многих случаях не осилит с этим дискомфортом. Появляются вопросы: что делать со собственными чувствами; как ощутить себя уверенным и спокойным в любой ситуации; как пережить экзаменационную пору; как жить дальше, „если ты никому не нужен…, и т. п.

Опыт говорит о том, что дети не могут обладать собственными чувствами не только в силу собственного темперамента либо воспитания, но и вследствие того что у них складывается неверное представление о эмоциях, обладающих ими. Чаще оно однобоко: или отрицательное чувство, или хорошее; „нехорошее нужно прятать и т. д. Чтобы оказать помощь старшекласснику обладать собственными ресурсами в эмоционально-волевой сфере и определить другие методы самовыражения в общении, предлагается цикл занятий по теме „Чувства.

В этом курсе рассматривается спектр главных и производных чувств, их двойственное значение, необходимость адекватного выражения в конструктивной манере, умение осознавать и показывать собственные эмоции.

Тема 1. его организация и Пространство в межличностном общении

Занятие № 1 (2 часа). Нарушение „личного пространства.

Цели: осознание важности пространства в общении; установление влияния пространственного размещения партнеров на процесс коммуникации.

Порядок работы.

1. „Ледокол. Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу. Задача — оттолкнуть партнера. Обсуждение. Из-за чего появляются неприятные эмоции?

Упражнение 1.

Несколько делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со поясницы, пробуют выяснить собственные ощущения при приближении — при удалении.

По окончании того как участники выскажутся, возможно обсудить эмоции людей в переполненном автобусе при нарушении расстояния субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности.

Упражнение 2.

Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. После этого он приближается к остальным.

Обсуждение.

Какие конкретно испытываем ощущения? Какие конкретно увидел закономерности проявления эмоций любой из вас?

Упражнение 3.

Двум обучающимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поболтать:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).

Остальные замечают трансформации пространственного размещения в ходе беседы. В дискуссии обговариваются обстоятельства трансформации расстояния в общении.

Обобщение.

Участникам предлагается высказать собственные предположения по поводу закономерностей в происхождении влияния и чувств этих эмоций на процесс сотрудничества при нарушении расстояния субъективно осознаваемой безопасности.

Тема 2. чувства и Эмоции

Занятие №2 (2 часа). Роль чувств в общении.

Цели: актуализация знаний и опыта из области эмоциональной сферы; проявление неприятности деланного выводы трансляции чувств и опыта восприятия.

Порядок работы.

1. Любой участник записывает столько „имен эмоций, сколько сможет.

2. Участник, записавший громаднейшее количество, зачитывает, а психолог сейчас фиксирует слова на доске. После этого подсчитывается количество совпадений слов у других участников.

3. Актуализируются самые известные (соответственно, предположительно, самый применяемые) эмоциональные состояния и эмоции, разъясняется отличие эмоционального состояния и эмоции.

4. Участники заполняют таблицу эмоций, каковые свойственны для них в большинстве случаев, и тех, каковые они испытывают сейчас. В первой колонке выписываются „имена эмоций. После этого выбирается клетка, соответствующая месту, где это чувство появляется (мест возможно пара), в клетках проставляются крестики.

В первой части таблицы записываются эмоции, каковые значительно чаще испытывались последние полгода, во второй — эмоции, каковые испытывались участником сейчас.

Возможно по 5—10-балльной совокупности оценить интенсивность эмоции.

„Имена эмоций Места, где я в большинстве случаев испытываю эти эмоции
Дома На улице В школе В новой компании Среди друзей В других местах (где?)
I. В большинстве случаев 1. Зло 2. Радость 3. Уныние и т. д.
II. Сейчас 1. Скука 2. Ужас 3. Восхищение и т. д.

5. Участникам предлагается узнать, как окружающие люди знают отечественные эмоции.

Упражнение 1. „Зеркало.

Один человек показывает какую-либо мину соседу. Тот, со своей стороны, „передразнивает его как возможно правильнее и передает дальше — собственному соседу. „Мина передается по кругу. Упражнение заканчивается, в то время, когда она возвращается к первому участнику.

Так же „передаются еще пара чувств.

Обсуждение.

Каков механизм узнавания эмоции? Какие конкретно мускулы задействованы? Что вы ощущаете, в то время, когда видите мимическое изображение чувства?

6. Участникам предлагается сделать анализ сегодняшнего дня по направлениям:

а) какие конкретно эмоции испытывал;

б) что я могу ожидать от окружающих, каковые видели отражение моих эмоций на моем лице (на базе части II таблицы).

Предложить обучающимся высказаться приблизительно в таких формах:

«Я осознал…», «Меня поразило…», «Я почувствовал…», «Я думаю,..», «Меня злило…», «Мне понравилось…», «Я был собой доволен…».

Информация для педагога-психолога.

Учитывая недостаточное развитие и стеснительность мимики у некоторых участников, направляться проявлять выдержку. Сначала упражнение „передача чувства по кругу проводить в юмористическом ключе, а после этого углублять обстановку доверия, свободы.

Занятие № 3 (2 часа). Выражение собственного эмоционального состояния невербальными средствами.

Цели: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; тренировка умения высказывать собственный эмоциональное состояние.

Порядок работы.

Занятие посвящено попытке реализовать собственные актерские свойства. Ярче всего это делают дети. Дабы освободиться от условностей, нужно поиграть в детские игры: „ледокол — третий лишний либо кошки-мышки.

При дискуссии игры педагогу-психологу направляться обратить внимание ее участников на трансформацию собственного эмоционального состояния на протяжении игры. Это делается, в большинстве случаев, началом изучения главных вопросов: как мы ощущаем изменение эмоционального состояния в себе? Как высказываем это состояние? Как его подмечаем?

Участники делятся на две группы: первая — актеры, вторая — зрители.

Начальник предлагает актерам темы инсценировок:

а) идти против ветра;

в том направлении, куда не хочется;

так, дабы кого-нибудь не разбудить;

б) идти с тем, кто радостнее всех;

с тем, кто напоминает кого-нибудь из судьбы привычных;

с самым красивым для тебя человеком в данной группе;

с тем, кто приводит к насторожЁнности;

с тем, кого бы ты желал поменять.

Несколько зрителей обязана осознать, кого показывают актеры. После этого группы изменяются ролями, и предлагаются следующие темы:

мы куда-нибудь идем, и внезапно… (встреча с неожиданностью)

…понимаем, что что-нибудь забыли;

…не достаточно денег (нет жетона для телефона);

…видим человека, что нам весьма нравится;

…видим человека, которому желаем понравиться;

…определим, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.

Обсуждение.

Что оказывает помощь понять, выразить чувство? Что оказывает помощь нам осознать, что ощущает второй человек?

По окончании дискуссии начальник предлагает систематизировать невербальные реакции, каковые оказывают помощь выяснять чувство, и классифицировать обычные жесты, пантомиму, мимику.

Занятие № 4 (2—4 часа). Анализ эмоций.

Цели: вербализации чувств и тренировка осознания; обнаружение двойственности эмоций. Порядок работы.

Упражнение 1. „Ледокол.

Возможно применять любое упражнение на доверие, к примеру упражнение „поводырь и Слепой. Несколько делится на пары. В паре договариваются, кто будет „слепым, а кто „поводырем.

Правила игры. „Слепой закрывает глаза и доверяется „поводырю во всем. „Поводырь обязан совершить „слепого по всему пространству, стараясь как возможно меньше нарушать комфортное состояние собственного партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.

После этого партнеры изменяются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по помещению хаотично. При анализе этого упражнения обратите внимание на то, как личный опыт переживания „слепоты оказал влияние на действия в последующей роли „поводыря.

Упражнение 2.

Распределиться на пары. Один партнер играет роль „скульптора, второй — „материала.

„Скульптору нужно „вылепить любой предмет либо игрушку. Он не имеет права давать команды „материалу, пользуется в работе лишь руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.).

После этого партнеры изменяются ролями и упражнение повторяется.

Обсуждение.

Каким „материалом себя чувствовал? Из какого именно „материала слепил? Соответствовало ли чувство „материала тому, как с ним обращался „скульптор (к примеру: „материал чувствовал себя пластилином, а с ним обращались, как с гранитом)? Какие конкретно эмоции появляются, в случае если „материал и действия „скульптора совпадают (не совпадают)? Как эти эмоции воздействуют на предстоящее сотрудничество?

Упражнение 3.

Одному из участников (по желанию) предлагается создать из любого другого участника „скульптуру эмоции, которое, согласно его точке зрения, есть нежелательным в общении. „Скульптура отсеивает все хорошее и нехорошее из того, что может дать это чувство. „Скульптор благодарит за хорошее и высказывает пожелания.

К примеру: „В то время, когда я смотрюсь в зеркало, у меня появляется чувство сожаления, что я не так идеальна, как хотелось бы. — „Скульптор изменяет положение и мимику тела „скульптуры (плечи опущены, голова склонена вниз и набок, руки в карманах либо прижаты к груди и т. д.).

«Скульптура „Сожаление»: „Я напоминаю тебе о твоих недочётах, снижаю твое уверенность и настроение в себе… либо: „Я даю тебе осознать, что тебе нужно быть активным в жизни — смотреть за собственной наружностью, вступать в общение в качестве хорошего собеседника, дабы окружающие видели не только твою наружность, но и имели возможность оценить твои способности, достаток твоей души и т. д.

„Скульптор: «Благодарю тебя за то, что ты помогаешь мне отыскать метод разносторонне развиваться (не зацикливаться лишь на наружности), деятельно проявлять себя. Но мне бы хотелось, дабы ты, „Сожаление, не теснило собственную соседку — „Гордость, она мне также нужна!»

Информация для педагога-психолога.

Потому, что умения и знания разбирать эмоции у старшеклассников мелки, в роли „скульптуры в первоначальный раз стоит выступить самому. Не обращая внимания на сложности в независимых повторах, упражнение нужно проиграть как минимум несколько раз. Педагогу-психологу нужно всегда присоединяться то к одной, то к второй роли и помогать вербализировать мысли участникам.

Упражнение 4.

Выделение в эмоции хорошего и отрицательного оттенков. Один из участников формирует „скульптурунаправляться; любого эмоции, применяя группу участников. „Скульптура (устами участников) говорит о том, что хорошее и отрицательное она несет собственному хозяину. Напоследок „скульптор высказывает собственный вывод по поводу услышанного.

Упражнение проигрывается столько раз, сколько предложений поступает от участников. Обсуждение.

Какие конкретно мысли и эмоции оказались в ходе упражнений? Какие конкретно новые ощущения себя, знания по большому счету и знания о себе взяты сейчас? Какие конкретно появились пожелания для реализации на последующем занятии?

Информация для педагога-психолога.

На прошлом занятии на протяжении дискуссии точно раздался вопрос: „А что делать с эмоциями, в то время, когда они не подчиняются разуму? Предложите разглядеть эту проблему на следующем уроке. В случае если для того чтобы вопроса нет (что маловероятно), стимулируйте его постановку.

Возможно в качестве домашнего задания предложить анонимно обрисовать обстановку, в то время, когда эмоции вышли из-под контроля. Постараться обрисовать собственные невербальные реакции в тот момент.

Занятие № 5 (2—3 часа). Эмоции.

Цели: определение позиции: нужно ли подавлять эмоции? Определение зависимости характера выражения чувств от интеллигентности.

Информация для педагога-психолога.

Для грядущего опыта выбирать лишь желающего, необходимо быть уверенным, что данный человек не страдает больным самолюбием, не опасается панически „утратить лицо, лучше, дабы он обожал играться „на публику.

Порядок работы.

Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:

Ведущий предлагает обсудить проблему. „Потому, что любое чувство рождает воздействие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное), как быть, дабы эти действия не вредили?

Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:

1. Что делать с отрицательными чувствами?

2. Что нас ожидает, в случае если мы сдерживаем чувстве, т. е. запрещаем себе их проявление?

Запрет на выражение чувств возможно проиллюстрировать в следующем упражнении:

Связать все каналы воспроизведения (возможно завязывать платками, шарфами, лентами)

рот — дабы не ругался и не кричал;

глаза — дабы не видели недостойного, не высказывали неприязнь, неудовлетворение и зло, дабы не плакали;

уши — дабы не слышали лишнего;

руки — дабы не дрались;

ноги дабы не пинались, не ходили в нехорошие компании;

душу — дабы не страдала.

По окончании завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обратиться к участникам с вопросами:

— Что может таковой человек? Высказывать собственную идея? — рот скован!

Замечать, выделять красивое, откликаться? — снижена возможность реагировать!

Творить красивое, обнимать, высказывая радость? — руки связаны!

Идти по судьбе? (осторожно подтолкнуть связанного, постараться вынудить двигаться) — ужас, скованность перемещений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? — душа „молчит, скована.

Затем упражнения полезно расспросить связанного чело* века о его эмоциях на протяжении исполнения упражнения.

Выводы должны сделать дети.

— Перекрывая одну из возможностей выражения эмоций, перекрываем либо поразительно суживаем другую.

— Зажатые чувства рождают чувство страха и разрушают душу. Обсуждение.

Подавлять эмоции запрещено, а как быть?

При дискуссии деструктивных форм эмоциональной саморегуляции — запрета на их искажение и выражение эмоций — обращается внимание на потери и выгоды при деструктивном методе проявления чувств; на необходимость спокойного предъявления чувств невербальными и вербальными методами, на целесообразность переведения в второе чувство либо состояние.

Напоследок занятия ведущий предлагает участникам поделиться:

что сейчас было легко и сложно;

— какие конкретно появлялись эмоции и мысли;

— что нового открыли в себе.

Невербальное общение. Сигналы тела | Громадной скачок


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: