Раздел iii. отрасли социологии

Социология: методические указания для студентов

Нижний Тагил

УДК. 140. 8

Составитель: Н. Ю. Игнатова

Научный редактор: к.и.н., доцент Докучаев С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»/ Н.Ю. Игнатова. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2014. с. 24

Методические указания предназначены для студентов всех профессий и содержат замыслы семинарских занятий по указанному выше курсу, В приложении даны кое-какие советы по проведению социологического изучения.

Подготовлено кафедрой гуманитарного образования.

© Нижнетагильский технологический университет (филиал) Уральского федерального Университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014.

НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УКАЗАНИЯ

К числу наиболее проблем современности относится преобразование и познание общества. Целью настоящего курса есть формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, развития и функционирования общества, способности верно разбирать и совершенно верно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в совокупности жизненных практических умений и ценностей применения социологической информации в профессиональной деятельности; способности критически мыслить, разбирать непростые социальные неприятности; способности к самосовершенствованию.

Дисциплина «Социология» относится к вариативной части гуманитарного, социального-экономического цикла Федерального национального образовательного стандарта по специальностям и всем направлениям подготовки в Нижнетагильском технологическом университете Уральского федерального университета.

В следствии освоения дисциплины студент обязан:

Знать:

1. главные этапы культурного развития общества, формы и механизмы социальных явлений;

2. главные социальные университеты, снабжающие воспроизводство публичных взаимоотношений;

3. социологическое познание личности как субъекта социальных взаимодействий и социального действия;

4. понятие социализации и социального контроля, межличностных взаимоотношений в группах;

5. социально-исторические типы стратификации и социального неравенства, главных неприятностей стратификации русского общества, взаимоотношений социальных групп, слоев, общностей, этносов.

Мочь:

1. разбирать этапы социального развития общества;

2. определять собственный место в социальной структуре общества;

3. решать появляющиеся ролевые и межличностные конфликты;

Обладать:

1. навыком ведения дискуссии и публичного выступления;

2. навыком работы с информацией из разных источников;

3. навыком обработки и сбора первичной информации; навыком предоставления и обобщения результатов изучения.

В преподавании курса «Социология» употребляются такие технологии как метод проектов и учебная дискуссия.Учебная дискуссия –форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают собственный вывод по проблеме, заданной учителем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов либо рефератов по предложенной тематике. Способ проектов – это комплексный способ обучения, результатом которого есть создание образовательного результата в форме виртуального продукта. В базе учебных проектов лежат исследовательские способы обучения (независимая работа при проведении собственного теоретического либо конкретного социологического изучения, работа группы студентов в рамках виртуального образовательного сообщества).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука

предмет и Объект социологии. ее отличие и Специфика социологии от вторых наук об обществе. Макро- и микросоциология. Отраслевые социологии. Способы социологии. Социологическое изучение. развития социологии и История становления. Современная западная социология. Прикладная социология в Российской Федерации.

Тема 2. Общество как совокупность

Общество как совокупность. Социальное сотрудничество. Темперамент социальных связей. Субъекты, механизмы и содержание регуляции социального сотрудничества. Социальный контроль. Девиантное поведение. Функциональные теории общества О. Конта и Г. Спенсера. Современный структурный функционализм Т. Парсонса. Нормативно-ценностная модель общества Э. Дюркгейма. Теории социального конфликта: К. Маркс и Р. Дарендорф. формы и Типы обществ. Классическое и современное общество.

Динамика публичных взаимоотношений. Теоретические концепции социальных трансформаций: социальная эволюция, социальная революция, концепция культурно-исторических типов, циклические теории.

Тема 3. методы и Методология социологических изучений

Способы социологии. Специфика социологического изучения. Социологическое изучение как наиболее значимый источник социальной информации. инструментарий и Процедура социологического изучения. Социальные факты. Программа социологического изучения, ее структура. Объект изучения. Неприятность, цели, задачи, гипотезы исследования и основные понятия. Интерпретация главных понятий изучения. типы и Виды социологических изучений. Главные способы социологических изучений: опросы (анкетный опрос, интервью), анализ документальных материалов, наблюдение, социометрия, тестирование, деловые игры, социальный опыт. Выборочное изучение, типы и виды выборки.

его методы и Анализ документов. Сущность контент-анализа. Документы как ответственный источник социологической информации. Оценка предварительной пригодности документов (критика источника).

Раздел II. Социальная структура

Тема 4. Социализация личности

Социально-обычное и личное в жизни личности. личность и Социальная среда. Биологическое и социальное. Адаптация личности. Воспитание личности. Агенты социализации. Неприятность развития личности в разных теориях: теории З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Э. Эриксона.

Социализация как процесс присвоения социальных норм. отклонение и Норма от нормы. Опытная социализация. Главные стадии социализации. Социализация в юные годы, молодости, зрелом возрасте, старости. Особенности социализации в современном обществе. Социальные ориентации личности. Типологии личности.

Тема 5. Социальная структура

Понятие социальной структуры. Элементы социальной структуры: университеты, организации, группы. Понятие, функции и виды социальных университетов. Социальный университет как совокупность социальных ролей. функции и Виды социальных университетов. виды и Понятие социальных организаций. Показатели социальных организаций (совместная деятельность, неспециализированные цели, разделение труда, иерархия взаимоотношений, наличие неспециализированных норм). виды и Понятие социальных групп.

Социальная структура как совокупность социальных ролей. виды и Понятие социальных статусов. виды и Понятие социальных ролей. Описание социальной роли через подход Т. Парсонса. Ролевой конфликт. Обстоятельства ролевых распрей. Преодоления ролевых распрей.

Тема 6. социальная мобильность и Социальная стратификация

Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Многообразие социальных различий. Социальный портрет общества. Особенности социальной стратификации современного русского общества. Средний слой в Российской Федерации. Неприятность среднего класса. Маргинальность как социологическая черта общества.

Социальная мобильность. П.А.Сорокин о «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности. распределения индивидов и Механизмы отбора по социальным стратам, факторы социальной мобильности.

Раздел III. Отрасли социологии

Виктор Вахштайн \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: