Разделы философии аристотеля

Атомизм Демоктита.

Атомизм как вершина греческой натурфилософии. О жизни Демокрита (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) свидетельств не больше, чем о его предшественниках. Родом Демокрит был из города Абдеры — греческой колонии на Фракийском побережье. Взяв наследство, он отправился в путешествие на Восток, побывал у халдеев в Вавилоне, и у жрецов в Египте, где он овладел геометрией. Имеется сведения о его нахождении в Эфиопии и Индии. Потому, что за время путешествий Демокрит растратил отцовское наследство, по законам Абдер он лишался права погребения на родине. Но Демокрит сумел вернуть уважение соотечественников, ознакомив их со собственными достижениями и сделав успешное предсказание. Существует легенда о том, как он отдалил время собственной смерти, вдыхая запах теплых булок. Дабы не погибнуть в праздник, он делал это в течение трех дней, а после этого погиб нормально 107 лет от роду, как об этом информирует Гиппарх.

В отличие от Гераклита, которого именовали «плачущим философом», Демокрит известен как «смеющийся философ». По словам Сенеки, хохот Демокрита был вызван несерьезностью всего того, что люди делают в полной мере без шуток. Сам Демокрит вычислял самоё серьёзным занятие науками. Известно его высказывание о том, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Преподавателем Демокрита якобы был Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.), которого, со своей стороны, принято вычислять учеником элеата Зенона. Как раз от элеатов Левкипп заимствовал интерес к проблеме Бытия. Причем, в отличие от них, он настаивал на том, что Небытие существует нисколько не меньше, чем Бытие. За признание существования Небытия Эпикур, дававший шуточные прозвища философам, прозвал его «несуществующим» философом.

В базе мира, в соответствии с Демокриту, лежат два начала — пустота и атомы. «Атомос» переводится с греческого как «неделимое». Что касается атомов Демокрита, то он их вычислял небольшими, неделимыми частицами, каковые носятся в пустоте и отличаются друг от друга только формой, положением и величиной. Атомы нескончаемы по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной судьбе. Окружающие нас вещи, вычислял Демокрит, мы принимаем посредством эмоций, в то время как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.

Слабость атомизма, что отстаивал Демокрит, пребывает в том, что он не имеет возможности растолковать, из-за чего атомы сочетаются таким, а не иным образом, и в следствии образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами. В противном случае говоря, Демокрит, будучи атомистом, растолковывает из чего происходят все вещи и как это происходит, но из-за чего это происходит так, а не в противном случае, — этого он не растолковывает. Все у Демокрита происходит по необходимости, но наряду с этим нет ничего, что предопределено к тому, дабы быть таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. В общем атомисты смогут свести сложное к несложному, но не смогут произвести обратного. И такая позиция именуется в философии и науке редукционизмом.

Духовные явления Демокрит пробовал растолковывать, исходя извсе той же атомистической базы мироздания. Душа, в соответствии с Демокриту, складывается из атомов, причем из самые подвижных, шарообразных атомов, из которых, кстати, состоит и пламя. Прекращение перемещения людской тела свидетельствует, по Демокриту, что он практически «испускает дух» в форме указанных огневидных атомов. По свидетельствам Аристотеля, больше всего атомов души находится в воздухе, откуда люди извлекают их при помощи дыхания. Что касается локализации души в людской тела, то животная неразумная часть души, разрешающая человеку двигатьсяпо мнению Демокрита, распределяется по всему его телу. А разумная часть души должна быть сосредоточена недалеко от груди, т. е. в легких.

Как вычислял Демокрит, огневидные атомы, вихрями носящиеся по Вселенной, смогут сами по себе соединяться в образы, талантливые существовать довольно продолжительное время. Эти образы люди именуют всевышними, потому, что последние смогут оказывать влияние на их жизнь в лучшую либо нехорошую сторону. Приближаясь к людям близко, эти образы звуками и своим видом предвещают будущее. А в следствии те начинают поклоняться им и приносить жертвы. Среди другого, люди, в соответствии с Демокриту, поклоняются воздуху как вместилищу огневидных атомов, именуя его главным всевышним Олимпа — Зевсом. Как мы видим, взоры Демокрита — последовательный атомизм, и в силу данной последовательности всевышние у него телесны. Наряду с этим он уверен в том, что поклонение всевышним — это итог невежества, в частности незнания ядерного строения мира. В противном случае бы люди осознали, что не существует вечных и бессмертных всевышних, а существуют только временные соединения огневидных атомов, наряду, например, с «эйдолами». Причем и те, и другие вольно перемещаются в пустоте, влияя на принимающих их людей. Действительно, в отличие от демонов и богов, «эйдолы» не появляются сами по себе, а испускаются вещами. Представление об «эйдолах» как подвижных телесных «образах» вещей напрямую связано с объяснением Демокритом процесса зрительного восприятия. Дело в том, что, в соответствии с Демокриту, «эйдолы» всегда истекают из вещей, будучи чем-то наподобие их миниатюрных копий. Их испускают все вещи и растения. Но энергичнее всего они исходят из живых существ благодаря их теплоты и движения. Со своей стороны, поменянный воздушное пространство соприкасается с истечениями отечественных глаз. Наряду с этим любой род атомов воспринимается однородными ему атомами в нас. Это значит, что верный образ вещи, по Демокриту, появляется в том месте, где ее «эйдолы», прямо либо косвенно, находят в нас подобную себе базу.

Однако, грубо говоря, любое восприятие, в соответствии с атомистическому учению, не достигает настоящей сути мира. Из этого известного положения Демокрита, само собой разумеется, не нужно, что он был скептиком. Так как, сомневаясь в данных эмоций, он не сомневается в возможностях разума.

12. Философия Аристотеля.

Подробнее — см. в статьях Философия Аристотеля и Платона, Аристотель и Платон – сравнение, Критика Платона Аристотелем

Ярким предшественником философии Аристотеля было учение Платона, но их сходу поделило наиболее значимое теоретическое отличие. По совокупности Платона, неспециализированные понятия отечественного сознания (идеи) имеют самостоятельно существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют собственный бытие в них. Аристотель считает, что реальное явление и идея существуют не раздельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Мысль – лишь форма, дающая материи суть.

В соответствии с философии Платона, источник подлинного знания – в воспоминаниях о мире идей, что душа созерцала до собственного «телесного рождения». Но Аристотель уверен в том, что никакого особенного мира идей нет, и в начале судьбы душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabularasa), на которой ещё ничего не начертано. После этого она неспешно заполняется «отпечатками», получаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, уверен, что мир явлений не есть «фальшивый призрак», а владеет настоящей действительностью и содержит в себе истину. Приобретая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным неспециализированным понятиям.

В соответствии со всеми этими взорами, эмпирическое изучение, неважное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной базой философии. Платон вычисляет методом к подлинному знанию диалектику понятий, Аристотель – рациональную логику. Эта отрасль знания образует краеугольный камень его философии. Аристотель создал её в таковой полноте, что потом к ней не было сделано практически никаких дополнений.

Разделы философии Аристотеля

Подробнее – см. в статьях Произведения Аристотеля и Труды Аристотеля

Учение Аристотеля значительно чаще подразделяют на четыре раздела.

I. Логика (излагается в группе трудов, взявших неспециализированное наименование «Органон»).

II. Теоретическая философия. Она со своей стороны делится на: 1. «Первую философию» – учение об базах подлинного бытия. В своде произведений Аристотеля «первая философия» была размещена по окончании его сочинений по физике и вследствие этого чисто случайного события стала называться «метафизики», взявшее после этого у философов значительно более ответственный суть. 2. Математику – учение о протяжении и количестве; 3. Физику – учение о перемещении предметов. Понятие «перемещения» Аристотель толкует очень обширно, понимая его как любое изменение качества.

III. Практическая философия – учение о правилах деятельности и человеческой жизни. Она складывается из: 1. Этики (науки о цели судьбы отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о стране).

IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.

Древняя философия. Лекция 13/14. Философия Аристотеля.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: