Разделы языкознания. общее и частное языкознание. синхроническое и диахроническое языкознание. теоретическое и прикладное языкознание.

Лекция 1 . Языкознание как наука.

Замысел

1.Языкознание как наука. задачи и Предмет языкознания.

2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

3. Неприятности языкознания.

4. Место языкознания в последовательности вторых наук.

Языкознание как наука. задачи и Предмет языкознания.

Общество не имеет возможности жить, не пользуясь языком, этим
наиболее значимым средством людской общения. Нет ни
одной стороны деятельности людей, в которой не приме
нялся бы язык для выражения мыслей, эмоций и настрое
ний, с целью достижения согласия между людьми.

И нет ничего необычного в том, что люди с течением
времени заинтересовались своим постоянным спутником-
языком и создали науку о нем. Эта наука именуется
сейчас языкознанием, либо лингвистикой
(от латинского слова lingua — язык). Знание главных
сведений, даваемых данной наукой, полезно каждому чело
веку, оно просто нужно для тех, чья профессия свя
зана с преподаванием либо изучением языка; оно
нужно и тем людям, которым приходится использовать
слово, обращение как орудие опытное (преподавателям,
пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям
и т. д.). Ознакомиться кроме того с главными идеями современ-
ного языкознания — задача не легкая. Это разъясняется
но лишь обилием сведений, которыми наука распола-
гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко-
знание включает в себя громадный последовательность отдельных наук,
изучающих разные стороны различных языков. Несколь-
ко наук изучают русский язык: фонетика, либо наука
о звуковой стороне языка, лексикология, либо
наука о словарном составе языка, грамматика —
наука, изучающая способы и предложений построения и
средства слов, диалектология — наука о мест-
ных говорах русского (диалектах) и т. д. Подобном
же образом расчленена внутренне наука о китайском,
британском и многих вторых языках.

Так, предметом изучения являются структурные компоненты совокупности языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу-
чающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо суще-
ствовавшие и могущие появиться в будущем), а тем самым и человече-
ский язык по большому счету. Как любая наука, языковедение появилось в связи
с практическими потребностями, но неспешно развилось в сложную
и разветвленную совокупность дисциплин как теоретического, так и при-
кладного характера. В теоретического языковедения условно
различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (рус-
ским, английским, узбекским и т. д.) либо группой родственных язы-
ков (скажем, славянскими языками). Оно возможно синхроническим,
обрисовывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), или диахроническим (исто-
рическим), прослеживающим развитие языка в течении опреде-
ленного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения есть сравнительно-историческое, выясняющее методом срав-
нения родственных языков их историческое прошлое.

Неспециализированными изюминками человеческого языка занимается неспециализированное
языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и неспециализированные законы его функционирования и развития,
оно кроме этого разрабатывает способы изучения языков. В рамках
неспециализированного языковедения выделяется типологическое языковедение, осу-
ществляющее сопоставление между собой как родственных, так и
неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение
неспециализированных закономерностей языка. Общее и, например, типологическое
языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-
л и и, т. е. положения, настоящие для всех языков мира (абсо-
лютные универсалии) либо для большого большинства языков
(статистические универсалии).

Полными универсалиями являются, к примеру, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют согласные и гласные
звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех язы-
ках имеется имена личные; 4) в случае если в данном языке существует разли-
чие по грамматическому роду, то в нем в обязательном порядке существует разли-
чие и по числу. Пример статистической универсалии: практически во всех
языках в местоимениях различается как минимум несколько чисел (исключения:
старый и современный яванский).

Одной из ответственных задач неспециализированного языковедения есть научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких,
к примеру, как вышеупомянутые «согласный» и «гласный», «предложе-
ние», «имя собственное» и т. п.

Прикладное языковедение кроме этого решает и частные задачи,
касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые
к материалу любого языка: усовершенствование и создание письма;
обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание
совокупностей автоматического перевода, автоматического поиска, анноти-
рования и реферирования информации, создание совокупностей, снабжаю-
щих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение есть одной из наиболее значимых наук,
наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специа-
страницы в собственной области. Курс «Введение в языкознание» имеется начальный,
элементарный курс неспециализированного языковедения, дающий первые сведения
о языке по большому счету, о его структуре, об терминах языковедения и основных
понятиях, без знания которых нереально без шуток заниматься
ни одним языком.

Неприятности языкознания.

Какие конкретно наиболее значимые вопросы решает эта наука?

В первую очередь, она устанавливает, какова природа
языка, т. е. в собственности ли язык к числу публичных
явлений, либо он, возможно, явление биологическое?
Возможно, язык направляться отнести к числу проявлений
судьбы психологической?

В один момент неспециализированное языкознание решает и второй
наиболее значимый вопрос — о сущности языка, т. е. о том ко-
ренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди
вторых явлений судьбы.

Так, первая неприятность неспециализированного языкозна-
ния — это сущности языка и проблема природы, включаю-
щая в отечественной лингвистике в качестве наиболее значимых вопросы
об отношении языка к мышлению и обществу.

Вторая, самая обширная, неприятность предполагает
изучение громадного круга вопросов, которые связаны с по-
ниманием структуры, т. е. строения языка: какими глав-
ными сторонами располагает язык, что собою представ-
ляет звуковая сторона языка, из каких единиц и
составных частей она выстроена, что такое звуки речи? Что такое
лексика, либо словарный состав языка, как он выстроен,
что именуется словом? Что такое грамматический строй
языка, явлениями и какими частями он располагает, что та-
кое части речи, предложение и члены предложения? И т.д.

Третья неприятность неспециализированного языкознания ставит перед
учеными вопросы, которые связаны с пониманием совокупности язы-
ка, т. е. тех бессчётных и отношений и разнообразных
связей, отталкиваний и притяжений, которыми со-
ставные части и элементы языковой структуры объединены
в строгое целое. Язык — это не комплект разрозненно су-
ществующих звуков, слов, интонаций, предложений,
частей речи и т. п. Язык — это строжайше организован-
ная совокупность, закономерно согласованное единство сторон,
единиц и частей, где любая отдельная сторона, часть
либо единица связана со многими вторыми сторонами,
единицами и частями. Эту строгую совокупность, это внутрен-
нее, закономерное единство языка и должно осознать неспециализированное
языкознание.

Четвертая неприятность данной науки охватывает многие
громадные и малые вопросы развития языка в связи с раз-
витием людской коллектива. Как, по каким направ-
лениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом?
причины изменения и Каковы главные линии звуковой
стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое
внутренние законы языкового развития и как они
свободны от внешних влияний на язык? Что собою
воображают развития и основные формы существования
каждого языка — общенародная разговорная обращение, мест-
ные говоры (диалекты) и так называемый литературный
язык? Каковы главные этапы, пройденные людской
языком со времени его происхождения? Наконец, как,
в то время, когда, в каких условиях появилась людская обращение,
началось развитие языков?

И связи с четвертой находится пятая, пара обо-
собленная неприятность — развитие и возникновение письма.
Как мы знаем, что современное человечество располагает не-
какое количество разными видами письма. Как эти виды
появились? Что любой из них собою воображает? В чем
по большому счету сущность письма в его отношении к живой звуча-
щей речи? Какие конкретно алфавиты известны человечеству и как
они складывались? Что такое графика в ее отношении
к звукам людской речи? Что такое орфография и
каковы ее правила? И т. д.

Шестую проблему возможно назвать проблемой класси-
фикации, либо типологии, языков. Население земного
шара пользуется на данный момент более чем двумя
тысячами языков. Кое-какие из этих языков весьма близки
друг другу (к примеру: русский, украинский, белорус-
ский), их сходство, их «родство» кидается в глаза; другие
языки как словно бы по большому счету ничего сходного не имеют, ка-
жутся совсем чуждыми друг другу (к примеру: ки-
тайский, узбекский и британский) — так ли это? По большому счету,
смогут ли быть языки объединены в какие-то группы,
классы, разряды по неспециализированным показателям, объективно им
принадлежащим? В случае если смогут, то как же будет смотреться
эта классификация языков, и одна ли классификация
вероятна? И если не одна, то какое количество же, и в чем значе-
ние разных классификаций?

Наконец, седьмую проблему неспециализированного языкознания мы
сможем представить себе, отыскав в памяти, что любая наука,
исследуя собственный предмет, либо объект, использует выяснен-
ные исследовательские приемы, каковые именуются ме-
тодами, либо методиками, науки. К примеру, обширно
используется способ опыта (в естественных науках),
способ подстановки равновеликих размеров (в математи-
ческих науках), сравнительный способ (в разных об-
ластях науки) и т. д. Языкознание кроме этого выработало
собственные исследовательские приемы, собственные научные способы
(сравнительно-исторический, описательный, сопостави-
тельный, экспериментальный, количественный, целой выборки, ступенчатой идентификации слова и др.).
Неспециализированное языкознание пытается теоретически осознать сущ-
ность каждого способа и выяснить границы его самоё
разумного применения. Эти семь неприятностей не ограничивают, само собой разумеется,
целый круг вопросов и проблем, исследуемых неспециализированным языкознанием

Игорь Исаев — диахрония и Синхрония в языкознании


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: