Разделы клинической психологии

Учебная программа курса «Клиническая психология» по профессии «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)»

Пояснительная записка

Студенты, обучающиеся по профессии «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)», должны быть подготовлены к работе с различным категориями людей, а также с больными соматическими и психологическими болезнями. Эти категории больных людей требуют особенного подхода к общению с ними, к оказанию им специальной медико-социальной и помощи психолога. Исходя из этого курс клинической психологии имеет громадное значение для создания опытных компетенций будущих экспертов по социальной работе.

Объектом практической деятельности и исследования в клинической (медицинской) психологии есть человек, болеющий каким-либо заболеванием – душевным, телесным, невротическим либо психосоматическим. Заболевание есть не только биологическим, но и психотерапевтическим феноменом. Она ведет к трансформациям не только в организме человека, но и в его внутреннем мире, что проявляется на уровне ощущений, чувств, представлений, отношения к себе, взаимоотношений с окружающими и поведения человека.

Цель преподаванияклинической психологии – обеспечить усвоение студентами знаний, навыков и умений в области клинической психологии, организовать у студентов медико-психологический подход к рассмотрению больных состояний человека.

Задачи изучения дисциплины:

– усвоение студентами совокупности знаний о содержании клинической психологии как пограничной медико-психологической дисциплины;

– формирование у студентов представлений о сущности психосоматической неприятности в клинической психологии;

– усвоение студентами умений преодоления и концепции болезни ее применения в практике оказания социальной помощи;

– овладение студентами навыками изучения психотерапевтических изюминок больных психосоматическими болезнями;

– освоение студентами совокупности знаний о психологических расстройствах у человека, правилах их интервенции и диагностики.

Клиническая психология разрешает разглядеть ответственную область людской судьбе – область соматических и психологических болезней – и заметить своеобразные проявления сущности человека в данной области. Клиническая психология разрешает заметить целостную картину человека как субъекта собственного заболевания, деятельно преодолевающего его. Это снабжает углубление теоретической психотерапевтической подготовки студентов. Содержание клинической психологии содействует кроме этого отработке практических навыков, нужных в профессиональной деятельности эксперта по социальной работе.

В следствии изучения дисциплины «Клиническая психология» студенты должны знать:

  • что является предметом, объектом клинической психологии;
  • задачи и основные проблемы клинической психологии;
  • способы обследования, применяемые в клинической психологии;
  • содержание главных понятий клинической психологии.

Студенты должныуметь:

  • использовать на практике конкретные методики и методы клинической психологии;
  • применять имеющиеся знания для профилактики болезней, преодоления заболеваний, реабилитации и успешной адаптации;
  • осознавать специфику психологического склада больного человека и строить собственный общение с ними с учетом данной специфики.

Содержание учебного материала

Клиническая психология как наука и как область практики.Предмет, задачи и объект клинической психологии. Место клинической психологии в совокупности психотерапевтических и медицинских дисциплин. Разделы клинической (медицинской) психологии: нейропсихология, патопсихология (включая психологию аномального развития), соматопсихология, психосоматика, неврозология (соматоформные расстройства). Эпидемиология, анализ и этиология условий происхождения, классификация, интервенция – этапы изучения заболевания в клинической психологии. Медицинский и психотерапевтический подходы к анализу заболевания. Применение знаний по клинической психологии в деятельности эксперта по социальной работе.

Главные понятия клинической психологии.Понятие здоровья как полного соматического, физического и психологического благополучия. Заболевание как потеря здоровья. болезнь и Здоровье в патологии проблематики и контексте нормы. Виды нормы: статистическая, совершенная, нормативная, социальная. Заболевание как биологический и как психотерапевтический феномен. Концепция преодоления заболевания. Стадии поиска помощи в ситуации заболевания. Мировоззренческие установки по отношению к объяснению обстоятельств заболевания. Факторы отношения к заболеванию: сокровище систем и органов организма, степень тяжести заболевания, тип заболевания, риск хронификации и инвалидизации, возрастные, гендерные, опытные и личные изюминки больного человека. Черта преморбидной личности.

Внутренняя внутренняя картина и картина здоровья заболевания.Объективная и субъективная черта здоровья. Внутренняя картина здоровья (ВКЗ), ее структура. Внутренняя картина здоровья и Я-концепция. Субъективная (аутопластическая) картина заболевания, ее черта. Соотношение объективной и субъективной картины заболевания. Внутренняя картина заболевания. Чувственный, аффективный, когнитивный и регулятивный компоненты в структуре ВКБ. Социальная социальная роль и роль больного здорового человека. Ролевые ожидания по отношению к здоровому человеку и больному. Вторичная польза в ситуации заболевания.

Типы внутренней картины заболевания. Нозофильный и нозофобный типы ВКБ, анозогнозический, гипонозогнозический и гипернозогнозический типы ВКБ. Способы изучения ВКБ.

Психосоматическая неприятность в клинической психологии. Психосоматические болезни.Неприятность связи психологического и телесного. Понятие психосоматического типа. Психология телесности. Психологический и соматический методы переработки внутриличностного реагирования и конфликта на психотерапевтическую травму. Понятие психосоматических расстройств. Механизмы психосоматических модели и расстройств их происхождения. Теория стресса Г. Селье. Теория кортико-висцеральных действий. Конверсионная модель З. Фрейда. Психосоматический симптом как следствие применения незрелых психотерапевтических защит. Психосоматический симптом как следствие переживания утраты объекта. Психосоматические расстройства как следствие алекситимии.

Хорошие психосоматические болезни («святая семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная заболевание 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермиты, ревматоидный артрит, язвенный колит). Психотерапевтическая черта больных с психосоматическими болезнями. Особенности диагностики психосоматических болезней. Неспециализированные подходы к интервенции при психосоматических расстройствах.

Психология соматических болезней.Сравнительная черта соматических и психосоматических расстройств. Роль психотерапевтических факторов в происхождении соматических болезней.Акушерско-гинекологическая патология. Психология беременности. Пренатальная психология. Онкологическая патология. Хирургическая патология. Сердечно-сосудистая патология. Дыхательная патология. Эндокринная патология. Кожная патология.

Неспециализированная черта личности и ее преморбидной структуры, их роль в происхождении психосоматических расстройств (раздельно по видам болезней). Своеобразный его переработка и конфликт при различных психосоматических расстройствах. специфические направления и Общие принципы психотерапевтической работы с больными с психосоматической патологией.

Аддиктивные расстройства. Психология зависимости и созависимости. Понятие зависимости, виды зависимостей. Неприятность аддиктивного поведения. Социальные и личностные предпосылки происхождения зависимостей. Трансформации личности на различных этапах формирования зависимости. Психотерапевтическая черта аддиктивной личности. Возможности психотерапии при зависимостях. Наркомания, пьянство, игровая зависимость, компьютерная зависимость.

Нарушения пищевого поведения. условия и Предпосылки происхождения нарушений пищевого поведения. Анорексия, ее клинико-психологическая черта. Стадии формирования анорексии. Диагностические параметры. Булимия, стадии формирования булимии, диагностические параметры. Возможности психотерапии при нарушениях пищевого поведения.

Понятие созависимости. Условия формирования созависимости. Психотерапевтическая черта созависимой личности и личности, склонной к созависимости. Возможности психотерапии при созависимости.

Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства. Реакция личности на стресс как одна из неприятностей клинической психологии. Понятие психологической травмы, ее характеристики. Психологическая травма в последовательности вторых жизненных обстановок. Характеристики психологической травмы: интенсивность, суть, актуальность и значимость, патогенность, острота появления, длительность, повторяемость, сообщение с преморбидными личностными изюминками. Механизмы нарушений, связанных со стрессом. Невротический и психосоматический пути реагирования на стресс. Понятие невротических расстройств (в историческом нюансе). Клинические проявления невротических расстройств. Психогенные расстройства при массовых катастрофах и стихийных бедствиях. Посттравматическое стрессовое нарушение. Социально-стрессовое нарушение. Клинические невротические симптомы: вегетативная дисфункция, нарушения ночного сна, астеническое и истерическое нарушение, паническое нарушение, отклонения в поведении, заострение личностно-типологических черт характера, потеря пластичности общения, понижение свойства адаптации, склонность к асоциальным действиям.

Понятие соматоформного расстройства. Виды соматоформных расстройств. Черта соматизированного и ипохондрического расстройств. Конверсионное нарушение. Болевое соматоформное нарушение.

Обсессивно-компульсивное нарушение. Понятие обсессии и компульсии, их виды. ритуалы и Навязчивость поведения. терапия и Феноменология обсессивно-компульсивных расстройств. Тревожно-фобическое и другие тревожные расстройства. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

Клинико-психологическая черта шизофрении и маниакально-депрессивного психоза.клинические симптомы и Этиология шизофрении. Понятие расщепленного сознания. Виды шизофренических расстройств: кататония, гебефрения, дезорганизованная шизофрения. мышления больных и Особенности поведения шизофренией. Неспециализированные подходы к терапии шизофрении. Маниакально-депрессивный психоз. Понятие циклического расстройства. Маниакальная стадия, ее фазы. Депрессивная стадия, ее фазы. мышления больных и Особенности поведения с маниакально-депрессивным расстройством. Неспециализированные подходы к терапии маниакально-депрессивного психоза.

Клинико-психологическая черта олигофрении и дементивных расстройств.Нарушение интеллектуальных функций – главной недостаток при олигофрении и деменции. Врожденные и купленные формы слабоумия. необратимость и Тотальность развития при олигофрении. Прогрессирующая и резидуальная деменция. Деменция при болезни Альцгеймера. Неспециализированные подходы к терапии данных расстройств.

Клинико-психологическая черта эпилепсии, опухолей и травм головного мозга.клинические симптомы и Этиология эпилепсии. Классификация эпилепсии. мышления и Особенности поведения при эпилепсии. Характерологические изюминки больных с эпилепсией. клинические симптомы и Этиология опухолей и травм головного мозга. Психологические нарушения при опухолях и травмах головного мозга.

Клинико-психологическая черта других нарушений и психопатии личности.Понятие психопатии как странности характера. Показатели психопатии. Дисгармония интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при психопатии, личностная незрелость, склонность к девиантному поведению. Нарушение чувств, безразличие, депрессия, маниакальное состояние, эйфория, дисфория, эмоциональная лабильность, недержание чувств, неадекватность чувств, амбивалентность, негативизм, патологический аффект. Абулия, гипобулия, гипербулия, ступор, каталепсия, негативизм, импульсивность, манерность. Расстройства влечений, клептомания, пиромания, дипсомания, дромомания.

Конспекты лекций

Лекция 1
Клиническая психология как область и наука практики

Приведем пара определений предмета клинической психологии.

Клиническая психология – личная психотерапевтическая дисциплина, предмет которой – психологические расстройства (нарушения) и психологические нюансы соматических расстройств (заболеваний).

Клиническая (медицинская) психология – наука, изучающая психотерапевтические изюминки людей, страдающих разными болезнями, способы и методы диагностики психологических отклонений, дифференциации психотерапевтических феноменов и синдромов и психопатологических симптомов, медицинского взаимоотношений работника и психологию пациента, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические методы помощи больным, и теоретические нюансы психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Медицинская психология разглядывает использование методов и знаний психологии для ответа медицинских неприятностей; предметом медицинской психологии являются чувстве и поведение в состоянии заболевания и все формы предупреждения заболевания. На первом месте в медицинской психологии стоят взаимоотношения врача и нарушения пациента и больного.

Термины «клиническая и» медицинская «психология » употребляются как синонимы. Термин «клиническая психология» употребляется чаще экспертами, ориентированными психологически, трудящимися в области психологии. Термин «медицинская психология» чаще употребляется экспертами медицинского профиля, трудящимися в области медицины.

Клиническая психология тесно связана с психологией здоровья – это междисциплинарная область изучений, которая занимается увеличением неспециализированного уровня здоровья населения, методами продления судьбы, улучшения самочувствия при помощи влияния и общественных мероприятий на совокупность здравоохранения в целом.

Объектом воздействия и исследования в клинической психологии есть человек с каким-либо расстройством либо заболеванием. Человек в ситуации заболевания формирует собственный отношение к данной ситуации, отражает собственный заболевание на чувственном, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, принимает на себя роль больного. Все это ведет к трансформации социальной обстановке больного, и влияет не только на темперамент переживаний больного, но и на его отношение к лечению, что, со своей стороны, обусловливает эффективность лечения и совладания с заболеванием.

Человек не только формирует собственный отношение к заболеванию, он может кроме этого позитивно либо очень плохо оказать влияние на течение собственной болезни, и на ее финал. Известную пословицу возможно перефразировать следующим образом: «Сообщи мне, какой ты, в то время, когда болеешь, и я сообщу, кто ты».

Разделы клинической психологии

1. Классификация по критерию вида заболевания (нозологии):

Нейропсихология– изучает мозговые механизмы психологической деятельности на базе изучения нарушений психологической деятельности у больных с локальными поражениями головного мозга (последствия мозговых инсультов, опухолей и травм мозга, воспалительных болезней, нарушений мозгового кровообращения), разрабатывает способы восстановительного обучения и диагностики больных с поражениями мозга. Такие больные являются больными нейрохирургической и неврологической клиники.

Патопсихология – изучает и оказывает помощь больным с психологическими болезнями (психотические больные – шизофрения, эпилепсия, маниакально-дерессивный психоз, олигофрения, психозы, последствия травм мозга и мн. др). Такие больные являются больными психиатрической клиники.

Соматопсихология – изучает и оказывает помощь больным с соматическими болезнями (сома – с греч. тело, соматический – телесный). Это большая несколько больных, каковые страдают болезнями внутренних органов и систем. Это больные различных отделений соматической клиники (сердечно-сосудистого, кардиологического, пульмонологического, гастроэнтерологического, акушерско-гинекологического и т.д.).

Психосоматика (психосоматическая медицина) – область соматопсихологии, которая изучает связь психологических и соматических явлений, и соматические болезни, каковые появились под преимущественным влиянием психологического фактора, другими словами обусловленных психогенно.

Неврозология– изучает и оказывает помощь больным с невротическими расстройствами, к каким по новым классификациям относят соматоформные, обсессивно-компульсивные и тревожно-депрессивные расстройства. Эти группы расстройств появляются при посредничестве нервной совокупности, которая задействована в ходе реагирования человека на стресс, исходя из этого эти расстройства именуют кроме этого невротическими.

В общем, кафедра клинической психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: