Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением содержится в том, что они по-различному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет сообщение с практикой, а второе — нет, а в том, что темперамент данной связи разен.

Работа практического мышления по большей части направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, создать и осуществить замысел сражения и т.п., в то время как работа теоретического мышления направлена по большей части на нахождение неспециализированных закономерностей: правил организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена в основном на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена в основном на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае сообщение эта имеет более яркий темперамент. Работа практического ума конкретно вплетена в практическую деятельность и подвергается постоянному опробованию практикой, в то время как работа теоретического ума в большинстве случаев подвергается практической проверке только в собственных конечных результатах. Из этого та необычная «ответственность», которая свойственна практическому мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный итог собственной работы, в то время как практический ум несет ответственность в самом ходе интеллектуальной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разнообразные рабочие догадки, испытывать их время от времени в течение весьма длительного срока, отбрасывать те, каковые себя не оправдывают, заменять их вторыми и т.д. Возможности пользоваться догадками у практика несравненно более ограничены, поскольку проверяться эти догадки должны не в особых экспериментах, а в самой жизни, и — что особенно принципиально важно — практический работник далеко не всегда имеет время для для того чтобы рода испытаний. Твёрдые условия времени — одна из самых характерных изюминок работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)

Выделяют интуитивное и аналитическое мышление. Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, есть минимально осознанным. Показателями интуитивного мышления есть кроме этого отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности ответа. Наровне с логическим, аналитическим познанием действительности громадна роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов растолковывал интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. На данный момент распознаны кое-какие факторы по формированию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной чувствительности, жизненного запаса опыта и расширения знаний, и развитие и совершенствование органов эмоций (зрения живописца, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых операциональных процедур и задач различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заблаговременно установленные правила, общепринятую последовательность действий, нужных для ответа типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в ответе нестандартных задач; творческое мышление — мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, решениям и открытиям.

Творческое мышление

Творческое мышление есть наибольшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в ходе поиска при помощи особенных процедур, каковые не характерны деятельности воспроизведений либо усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, решениям и открытиям.

Узнаваемый психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным свойствам относит: зоркость в отыскивании неприятности как свойство заметить то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а есть качеством мышления; свойство к свертыванию мыслительных операций, разрешающих мысленным взглядом охватить всю картину полностью, все рассуждения от первого до последнего шага; свойство к переносу опыта, разрешающая применить навык, купленный при ответе одной задачи, к второй; цельность восприятия – свойство принимать реальность полностью, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, живописцев, музыкантов, журналистов); свойство к сближению понятий, проявляющаяся в отдалённости и лёгкости ассоциирования ассоциируемых понятий; гибкость мышления; свойство к оценке; свойство к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает неизменно воспроизводящееся несоответствие между консервативным и динамичным началами. Одним из значительных элементов творческого мышления есть опытное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, опытной, социальной, психотерапевтической и нравственной идентичности участников группы (сообщества), о ее особенностях как целого.

Преграды творческого мышления

Конформизм — желание напоминать другого — главный барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необыкновенные идеи из-за боязни показаться забавным либо не весьма умным. Подобное чувство может появиться в юные годы, в случае если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в молодости, в то время, когда юные люди не желают через чур различаться от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй важный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичкакое количество, но внутренняя цензура значительно посильнее внешней. Люди, каковые опасаются собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пробуют творчески решать появляющиеся неприятности. Время от времени нежелательные мысли подавляются ими в таковой степени, что по большому счету перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, довольно часто получаемая в ходе школьного обучения. Обычные школьные способы оказывают помощь закревыпивать знания, принятые на сегодня, но не разрешают научить ставить и решать новые неприятности, улучшать уже существующие ответы.

Четвертым препятствием для творчества возможно желание отыскать ответ срочно. Чрезмерно высокая мотивация довольно часто содействует принятию непродуманных, неадекватных ответов. Люди достигают громадных удач в творческом мышлении, в то время, когда они не связаны повседневными заботами. Исходя из этого стоимостейность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет трудиться лучше, сколько в том, что именно на протяжении отпуска скорее появляются новые идеи.

Само собой разумеется, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может произойти так, что из тысячи предложенных идей лишь одна окажется применимой на практике. Очевидно, открытие таковой идеи без затрат на создание тысячи ненужных идей было бы громадной экономией. Но эта экономия мало возможна, тем более что творческое мышление довольно часто приносит наслаждение независимо от применения его результатов.

Особенностипрофессионального мышления журналиста

Опытное мышление журналиста сейчас во многом обусловливается объективной логикой и технологией массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве организующего начала в ходе становления и дальнейшего развития и самоопределения журналистики данного вида профессиональной деятельности как действительно творческого. В одном последовательности с опытным самосознанием у журналистов стоит опытное мировоззрение как своеобразный срез неспециализированного и элемент опытной культуры. Объектом отражения опытного мировоззрения выступает не только неспециализированная либо особая, но и социальная картина мира. Сама же специфика творческого мышления журналиста отражена на таблице 2.

Табл. 2. Специфика творческого мышления журналиста

«Нелогичность» Не всегда все журналисты знают, из-за чего обращаются как раз к этим фактам
Свойство к соединению старых знаний и новых Объединение взятых сведений и имеющимися знаниями дает ключ к пониманию обстановки, неприятности
Высокая мобильность, подвижность умственной ориентировки Предполагает цельность восприятия, характерно как бы дробить предмет восприятия, подробно изучать.
Соединение понятийного и образного начала Так обстановка вписывается в более широкие контексты
Гибкость мышления Свойство легко переходить от одного класса явлений к второму
Легкость генерирования идей В силу специфики работы журналист охватывает и растолковывает несметное число явлений, понятий, фактов и т.п.
Свойство к ассоциативному мышлению Свойство сближать понятия, выводить из них правильные заключения и новые

Критическое мышление

Дабы выделить по-настоящему нужные, действенные ответы, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как возможно их усовершенствовать и т.п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и упорядочить взятую продукцию. Дабы совершить соответствующий отбор надлежащим образом, нужно, во-первых, выполнять известную расстояние, т.е. мочь оценивать собственные идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, либо ограничения, определяющие практические возможности внедрения новых идей.

Какие конкретно препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них есть опасение быть через чур агрессивным. Мы довольно часто учим отечественных детей, что осуждать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер боязнь возмездия: осуждая чужие идеи, мы можем привести к ответной критике собственных. А это, со своей стороны, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. В то время, когда нам через чур нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими отечественным ответом. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать собственные уникальные идеи от постороннего влияния.

И наконец, нужно подчернуть, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая свойство может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически — это один из вероятных непредвиденных результатов рвения повысить творческую активность обучающихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление необходимо отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики собственного подхода к ответу задач критическое мышление запрещает кое-какие идеи либо отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Наоборот, критическая установка деструктивна по собственной сути. Рвение человека осуждать единственно для критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный темперамент.

(Osborn A.F Applied imagination: Principles arid procedures of creative thinking. N.Y, 1957)

Закономерности мышления

Проблемная обстановка. Условием происхождения мышления есть проблемная обстановка— событие, при котором человек видится с чем-то новым, непонятным с позиций имеющихся знаний. Эта обстановка характеризуется недостатком исходной информации, происхождением определенного познавательного барьера, трудностей, каковые предстоит преодолеть посредством интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания нужных познавательных стратегий.

Анализ через синтез. Главным механизмом мышления, неспециализированной закономерностью его динамики есть анализ черезсинтез: выделение новых особенностей в объекте (анализ) при помощи его соотнесения (синтеза) с другими объектами. Процесс познания начинается с первичного синтеза — восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Потом на базе первичного анализа осуществляется вторичный синтез. При первичном анализе проблемной обстановке нужна ориентация на главные данные, разрешающие раскрыть в финалной информации скрытую данные. Анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, изучение его в разных ракурсах, нахождение его места в новых связях, мысленное экспериментирование с ним, изучение его в свете вероятностных догадок.

Закон основания.Требование обоснованности мышления обусловлено основным свойством материальной действительности: любой факт, каждое явление готовятся предшествующими явлениями и фактами. Нет ничего, что происходит без достаправильного основания. Закон основания требует, дабы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из второй. Любая личная идея должна быть обоснована более неспециализированной мыслью.

Селективность(от лат. selectio — выбор, отбор) — свойство интеллекта отбирать нужные для данной обстановки знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех вероятных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) — предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их финал, схематически воображать наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий — одна из главных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Рефлексивность(от лат. reflexio — отражение) — критическая самооценка субъектом хода собственного мышления. Под рефлексиейподразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.

Отличие пауэрлифтинга от бодибилдинга и кроссфита. В чем отличие между видами спорта?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: