Размер (метр), рифма, рифмовка, ассонанс, аллитерация, анжамбеман

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

История создания стихотворения. Биографический комментарий.

Стих («На буграх Грузии лежит ночная мгла») написано (в мае 1829 года) на протяжении (путешествия А.С. Пушкина в Арзрум). Оно посвящено (невесте поэта Наталье Николаевне Гончаровой.)

Стих («Отчизна») написано (К. Симоновым) в (годы ВОВ).

Определение тематики (амурная, философская, гражданская, пейзажная)

Определение жанра (ода, элегия, послание, исповедь, размышление)

Стих «Наименование» принадлежит к (философской, амурной, пейзажной) лирике.
Стих «Наименование» мы можем отнести к … лирике.

Стих возможно отнесено к … лирике.

Стих представляет собой хороший пример (гражданской, элегической, одической, исповедальной) лирики.

Стих «Наименование» написано в жанре (оды, элегии, песни).

Тема стихотворения

Вопрос, которого касается создатель…

Создатель развивает классическую (для романтической поэзии) тему (дружбы, свободы)…

Это стих посвящено (поэзии и теме поэта, теме одиночества)…

Стих возможно разглядывать как размышление (рассуждение) о (проблеме времени, о взаимоотношениях толпы и поэта)…

Один из самых хороших примеров (религиозной) темы в творчестве поэта – стих «Наименование».
Теме (одиночества, ВОВ) посвящены многие произведения М.Ю. Лермонтова, А.Т. Твардовского.

Обнаружение лирического сюжета, переживания лирического храбреца

В базе содержания стихотворения – переживания лирического храбреца …
Сюжет стихотворения раскрывает (темперамент взаимоотношений храбреца с его возлюбленной, внутренний мир храбреца, глубину переживаний лирического храбреца).

Изменение состояний храбреца образовывает сюжет произведения.

Мысль стихотворения

Создатель желал донести до читателя идея о том…

Этим стихотворением создатель желал заявить, что…

Тут высказано вывод автора о проблеме…

Поэтика заглавия

Стих названо так вследствие того что…

Наименование стихотворения отражает идея автора о …
Для поэтической манеры (С. Есенина, Б. Пастернака) показательны заглавия …

Эмоциональный фон

В стихотворении четко улавливается настроение (эйфории, уныния, восхищения, надежды).
… звучит мотив грусти…
В (последней части) улучшается смелый пафос стихотворения.

9. Выделение композиционных частей:

Кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция, симметричная композиция, антитеза.

Стих складывается из (количество) строф…
Оно имеет четкую структуру: …
Произведение делится на (две, три) части: …

Композиционно мы можем выделить … части в стихотворении: …

Произведение имеет (кольцевую, «зеркальную», линейную) композицию.
В базе композиции произведения лежит сопоставление… (кого с кем: лирического храбреца с нищим – в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бедный»; либо чего с чем: людской властолюбия с ядовитым соком анчара – в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»).

Стих выстроено на базе антитезы

Кульминация стихотворения приходится на … строфу (на начало … строфы)

Черта образов

В первой строфе появляются образы (существительные: образы воодушевления, истины, свободы)
Во второй строфе создатель говорит о…
Вид лирического храбреца определяется мотивом…

состояния и Действия (глаголы-проблемы)

Создатель применяет глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте неприятности
… отмечает (что?) …обрисовывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?)

Средства художественной ясности.

Для этих образов создатель применяет следующие средства художественной ясности: …

Своеобразие поэтического стиля автора во многом связано с (песенно-фольклорным началом, особенной ритмикой стиха)

12а. Изобразительно-ясные средства:

Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, знак, аллегория, гротеск, ирония, литота, преувеличение).

Через строфы тянется цепь тропов…

Характеризуя образ (свободы, возлюбленной), применяет такие художественно-ясные средства как…

Тут автору оказывает помощь применение

Важную роль играются (метафоры, эпитеты)…
Стих наполнено (метафорами, иронией)…

12б. Стилистический фигуры (лексика, синтаксис):

Сравнение, оксюморон, антитеза, повтор, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация, перифраза, риторический вопрос, восклицания, обращения, бессоюзие, многосоюзие (полисиндетон), назывные предложения.

Создатель применяет (высокую, низкую) лексику

Посредством (повтора, анафоры, инверсии) создатель усиливает выговор на…

(Риторические вопросы, параллелизм, сравнение) разрешают автору добиться большей эмоциональной ясности.

Отсутствие альянсов придает речи стремительность.
броскую экспрессивность стихотворению снабжают (восклицания, обращения, повторы).

Особенными изобразительными возможностями владеют использованные автором (номинативные предложения, однокоренные члены предложения, повторы).

Сложность переживаний лирического храбреца отражает синтаксический строй стихотворения: …

12в. Ритмико-мелодическая организация поэтической речи:

размер (метр), рифма, рифмовка, ассонанс, аллитерация, анжамбеман

Стих написано дактилем (ямбом, хореем, амфибрахием, анапестом).
В базе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
Ритм стихотворения формирует чередование четырехстопного и трехстопного (ямба, хорея)…

Неспешность размышлений передает размер стихотворения – пятистопный ямб.

Размер стихотворения – …

Особый подбор созвучных гласных (согласных) усиливает чувство…

Стих написано с применением (параллельной, перекрестной, кольцевой) рифмовки…

Строфы имеют (сплетенную) рифмовку…
Стих выстроено на чередовании (мужской) и (женской) рифмы.

Особенную ритмику стихотворения создают анжамбеманы.

На фонетическом уровне находим (аллитерацию, ассонанс).

Пространство

Описание пространства строится (от общего к частному, от частного к неспециализированному).

Описание представлено сверху вниз.

Описание пространства дает выход на уровень неба, космоса…
Пейзаж простирается до линии горизонта.

Время

Создатель в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Обращение к понятию времени придает лирике (Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Блока) философский темперамент.

Создатель применяет разные методы (создания ощущения настоящего, течения времени, остановки времени).

Испанский размер


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: