Развитие идей социального бихевиоризма в западной социальной психологии и социологии

В 60-е гг. ХХ века сформировалось особенное направление бихевиоризма — социальный бихевиоризм (либо необихевиоризм), новизной которого было то, что человек может получать опыт не только на собственных собственных неточностях, вместе с тем изучая и разбирая неточности вторых людей, сопутствующие той либо другой форме поведения.

Попыткой объединения бихевиоризма с психоанализом стала агрессии и теория фрустрации Н. Миллера и Дж. Долларда. В соответствии с новой теорией они высказали предположение, что наличие агрессивного поведения постоянно предполагает существование фрустрации, и напротив, существование фрустрации постоянно ведёт к некоей форме агрессии. Особенную роль в теории отводится проблеме подражания как объекта инструментального научения. Сущность: подражающее поведение имеет место, в случае если индивид вознаграждается, в то время, когда он подражает, и не вознаграждается, в то время, когда не подражает.

В соответствии с теории Дж. Долларда сдерживание не сильный проявлений агрессивности (каковые были следствием прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать весьма замечательную агрессивность. Соответственно, все фрустрации, каковые переживаются в детском возрасте, смогут привести к агрессивности в зрелом возрасте. На данный момент это обширно распространенное вывод считается спорным, поскольку развитие и воспитание ребёнка не мыслимо без фрустрационных обстановок.

Разделяя вывод по поводу ключевых принципов научения с Дж. Доллардом канадский психолог А. Бандура сформулировал собственную теорию социального научения, в соответствии с которойлюди способны к саморегуляции и самостоятельному мышлению, а фактически научение поведению происходит при помощи наблюдения за вторыми людьми. В соответствии с теорией научения поведение человека осуществляется на базе трех регуляторных совокупностей: предшествующих стимулов, обратной связи, поступающей от реакции на стимулы, и когнитивных процессов. Особенное внимание он уделял таким сигналам, как поведение вторых людей. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, одобрение либо выговор, а индивиды «склонны моделировать поведение людей того же пола, приблизительно для того чтобы же возраста — человека, равного нам, что с успехом решает неприятности, сходные с отечественными». Помимо этого, на поведение человека создаёт яркое впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Так, постулаты данной теории находят отражение и сейчас в том, как люди замечая за позиционированием в массмедиа звезд русском и зарубежной эстрады, и самые активных и известный политических и публичных представителей общества пробуют копировать их стиль одежды и поведение манеры. Мы кроме этого разделяем вывод А. Бандуры о том, что только немногие люди способны прожить в условиях полной социальной изоляции.

А. Бандурой кроме этого были совершены важные изучения для того чтобы понятия, как эффективность личности,которую он обрисовал как собственного достоинства и чувства самоуважения, проявление и адекватность умения решать жизненные неприятности. Его работа продемонстрировала, что люди, владеющие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии и готовы совладать с обстоятельствами жизни и неблагоприятными событиями. Причём, они сами ищут опробований, усложняют собственные задачи и в собственном рвении к успеху поддерживают большой уровень уверенности в собственных силах. А люди с низкой личной эффективностью при столкновении с разными жизненными обстановками ощущают собственную слабость; они уверены в том, что у них через чур мало либо совсем нет сил чтобы оказать влияние на ситуацию . Если они наталкиваются на проблему либо препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они скоро отказываются от предстоящих попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит. Кроме этого, люди с высокой личной эффективностью разглядывают больше вариантов выбора карьеры и чаще получают успеха; они приобретают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом владеют лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем дамы. И у мужчин, и у дам личная эффективность достигает большого уровня в середине судьбы и неспешно понижается по окончании шестидесяти лет.

Так, теория научения А. Бандуры базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в ходе их сотрудничества на базе детального анализа поведения индивида в группе. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. В соответствии с А. Бандуре, поведенческая реакция не включается машинально внешним раздражителем, как это происходит у роботов либо автомобилей. Мы можем регулировать и направлять отечественное собственное поведение, воображая либо мня себе еще не пережитые его последствия. Вместо того, дабы обучаться на своем опыте взятых подкреплений, мы обучаемся при помощи моделирования, замечая за вторыми людьми и примеривая на себя их модели поведения.

Подобно теории А. Бандуры, Дж. Роттер полагал, что все люди принимают себя существами, владеющими сознанием, талантливыми оказывать влияние на те переживания, каковые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и снабжаемое ими подкрепление смогут оказывать влияние на людскую поведение, но степень и сущность этого влияния определяются когнитивными факторами. В соответствии с концепцией «локуса контроля», которую сейчас теоретики гуманитарных наук вычисляют «одной из самых обширно изучаемых концепций в психологии и в других социальных науках» «кое-какие люди верят, что подкрепление зависит от их поведения; про таких людей говорят, что у них имеется внутренний локус контроля. Другие верят, что подкрепление определяется лишь внешними факторами; эти люди имеют внешний локус контроля поведения». Изучения Дж. Роттера продемонстрировали, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно; приобретают лучшие оценки при обучении и уверены в том, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей; владеют хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более большой уровень самооценки, чем люди с внешним локусом контроля. Помимо этого, работы Дж. Роттера предполагают, что локус контроля личности закладывается в юные годы на базе того, как родители либо воспитатели обращаются с ребенком.

Вопросами своеобразия людской обусловленности занимался не меньше узнаваемый если сравнивать с А. Бандурой американский ученый Дж. Мид. Так, изучения этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Дж. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в ходе его сотрудничества с другими, в общении с которыми он принимает различные «ролевые» позиции. Так, его личность есть как бы объединением разных ролей, каковые он на себя принимает. Громадное значение, как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети в первый раз обучаются принимать на себя разные роли и выполнять определенные правила.

Теория Дж. Мида именуется кроме этого и теорией ожидания, потому, что согласно его точке зрения, дети проигрывают собственные роли в зависимости от ожиданий взрослого. Как раз в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, привычными) дети по-различному играются одинаковые роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают лишь хороших отметок, играется по-второму, чем ребенок, которого «сдали» в школу лишь по тому, что это нужно и дабы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Теория сотрудничества финалов, ведущими представителями которой являются Дж. Тибо и Г. Келли появилась в 1959 г. Главное внимание они сосредоточили на взаимном обмене и взаимодействии людей наказаниями и вознаграждениями. В базе подхода они усмотрели теорему: всякое межличностное отношение имеется сотрудничество, основанное на пользе, от которой зависит позитивная оценка и продолжение их взаимоотношений. В базе любого выгоды — и отношения затраты, приобретаемые каждым индивидом от сотрудничества — исходя из этого, сотрудничество будет повторяться, пока пользы превосходят затраты. Авторы растолковывали социальные отношения в терминах потерь и вознаграждений. Итог каждого сотрудничества оценивается человеком с позиций приобретаемых вознаграждений и понесенных утрат.

Попытка применения правил психотерапевтического бихевиоризма в социологии была кроме этого предпринята Дж. Болдуином, что изучил соотношение между влиянием поведения действующего субъекта на среду и влиянием среды на последующее поведение субъекта.

Наделяя индивида качествами первичного актера Дж. Хоманс в первой половине 60-ых годов XX века создал теорию социального поведения, девиз которой — «Отдайте человека в социологический анализ!». Он кроме этого утверждал, что: «Все снова появившиеся социальные явления возможно легко растолковать исходя из психотерапевтических предпосылок», где при объяснении социального мира психологии отводится наиболее ключевая роль. В соответствии с теорией социального поведения Дж. Хоманс усматривал задачу социологии в следующем:

. Социология должна быть аналитической теорией, фундаментальными положениями которой являются психотерапевтические феномены. Объект социологии — личное поведение либо интеракция между индивидами.

. Социология связана, в первую очередь, с проблемами людской поведения, соответствующие тем либо иным психотерапевтическим положениям.

. Социальные структуры, университеты и т. п. имеется кроме этого что-то иное, как сочетание личных характеров поведения. Университеты также имеется человеческое поведение, а потому их направляться растолковывать чертями людской поведения.

. Поведение есть социальным тогда, в то время, когда между индивидами происходит процесс «действия-реакции». Социальные факты приводят к индивидуальным реакциям, каковые, со своей стороны, ведут к новым социальным фактам; но решающим причиной есть поведение, а не социальный факт.

Интересуясь двусторонним обменом, Дж. Хоманс обосновывал, что базой обмена есть как раз персональный интерес, основанный на сочетании экономических и психотерапевтических потребностей. Обоюдный обмен вознаграждениями (хорошими подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями) происходит в ходе контакта людей между собой. Наряду с этим, любой участник социального отношения — обмена ожидает пропорциональности между приобретаемым выигрышем и понесенными издержками — вознаграждений и справедливого обмена издержек (правило «распределенной справедливости»). Чем с большой вред для индивида нарушается указанное правило, тем скорее он будет демонстрировать эмоциональное поведение, именуемое бешенством. Одновременно с этим получение вознаграждения, не пропорционального вкладу, ведет к происхождению эмоции вины. В следствии элементарное социальное поведение строится в соответствии с матрицей потерь и выигрышей, а окружающие люди являются стимулами, потому, что своим поведением награждают либо наказывают индивида. В целом, теория Дж. Хоманса продемонстрировала значение роли элементарных процессов социального сотрудничества в публичной судьбе, макросоциальных институтах и структурах.

Так, направление социального бихевиоризма на Западе включает в себя множество теорий, среди которых: агрессии и теория фрустрации (Н. Миллер и Дж. Доллард); теория социального научения (А. Бандура, Ф. Петермана); концепция локуса контроля» Дж. Роттера; теория ожидания Дж. Мида; теория сотрудничества финалов (Дж. Тибо и Г. Келли); теория элементарного социального поведения (Дж. Хоманс).

Социальная психология. Социальный дарвинизм Герберта Спенсера.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: