Развитие любознательности

(консультация для своих родителей)

Какого именно ребенка мы именуем любопытным? В Толковом словаре С.И. Ожегова возможно прочесть: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Базой любознательности есть познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители смогут оказать помощь этому процессу? Во-первых, нужно знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (тут имеется в виду игрушки, игры, книжки, и стиль сотрудничества своих родителей с ребенком).

Продолжительное время кроха не в состоянии ничего себе представить: игрушка, запрятанная у него на глазах, для него исчезает окончательно. Но наступает пора, и все изменяется. Ребенок начинает осознавать, что запрятанная игрушка не провалилась сквозь землю. Это изменение свидетельствует, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Второй, внутренний, психологический существует как представление, образ. Данный мир всецело в собственности ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для еще слабой психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, принимать легче, чем воображать. На этом этапе нужно с опаской стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что возможно применять для развития познавательной активности детей этого возраста? Нужно расширить дешёвую детям «территорию познания».

• Это смогут быть разные прогулки, на которых Вы разглядываете окружающие предметы, замечаете за явлениями природы (листопад, как сверкает лужа, капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности (принимаете каждые версии его ответов). Принципиально важно, дабы дети желали задавать вопросы и умели это делать.

• Прекрасно, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. К примеру, вышла в один раз тучка погулять. Взглянула вниз, заметила желтую траву, деревья без листьев и начала плакать. Так отправился осенний дождик. (Вы имеете возможность придумывать такие сказки сами либо применять уже готовые. Беря книжки крохе, обратите внимание именно на познавательные серии).

• Отгадывание тайных (принципиально важно, дабы загадки и развивали и смешили): отгадать мнимый предмет, воздействие, назначение предмета и т.д.

• разбор и Комментирование путаниц (применять книжки, придумывать словесные путаницы самим). К примеру, Вы показываете крохе картину, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что тут перепутано?»

• Рисовать с ребенком проблемные обстановки. К примеру, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; говорите об этом ребенку. Потом: «Светило солнышко, внезапно отправился ливень» (рассказ сопровождаете рисунком). «Весьма интересно, в то время, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из отечественных занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй вариант проблемной обстановке в этом примере: «Как оказать помощь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

Появление представлений формирует благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играется не только с кубиками, но и с мыслями. Идея, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что личная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он ощущает, что для творчества нужна лишь радость и он добывает ее любыми методами, кроме того незаконными. К примеру, сделав неточность в речи, он может сообщить: «А это Ваня сообщил неправильно». Возможность неточности ему неприемлема – он же знает, как нужно, значит, он не имел возможности совершить ошибку. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Как раз в этом возрасте отмечается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него увлекательным партнером. Принципиально важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, каковые находятся за пределами его опыта и непосредственного восприятия.

• К примеру, для мальчиков, каковые обожают играться с машинками, возможно поведать сказку об автомобиле, где в занимательной и дешёвой форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картины о различных авто, книжки-разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, увеличиваются его познавательные устремления. Не забывайте: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.

• Возможно применять рассказы из настоящей судьбы, но давать возможность для творчества, фантазии детей. К примеру: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом имеется игровая площадка. Знаешь, что на ней?…» За этим домом смогут быть – парк, гаражи, увлекательное дерево и т.д.

• Применять путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных обстановок.

• Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен личный опыт, это громадное достаток, но в нем нужно разобраться. Вот и обращается психологическая активность ребенка вовнутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Идея уходит в подполье». собственное видение и Индивидуальная память мира – вот основное приобретение шестого года судьбы. Ребенок начинает вспоминать. Увеличиваются различия между детьми: один лучше двигается, второй просматривает, третий — лучше знакомится с числами и т.д. По окончании того, как ребенок обучился думать и высказывать собственные мысли вслух и про себя, его память усложняется. К примеру, пересказывая собственными словами, ребенок способен додавать примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе принципиально важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять каждые его интеллектуальные ответы. Взрослые должны знать, что в случае если ребенок заговорил поздно, в случае если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются изюминке речевого развития, у него преобладает деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Нужно познавательные устремления детей поддерживать и развивать, применяя игры. Их довольно много, они различные. (В отечественном детском саду любой родитель может поболтать об этом с педагогами, взять нужные советы).

Пара слов хочется сообщить об игрушке, поскольку она есть элементом среды, влияющей на развитие ребенка в целом, среди них и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – ответственная составная часть культуры любого народа. Она помогает для развлечений и забавы ребенка и вместе с тем есть методом его психологического развития. Игрушка несет в себе представления о зле и добре, позволительном и непозволительном, красивом и некрасивом, надёжном и страшном. Родители современных малышей находят у собственных чад самодельные игрушки либо предметы-функционеры, каковые отвечают время от времени неосознанным, но настоящим и крайне важным потребностям ребенка. В большинстве случаев это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особенными особенностями, которые связаны с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психотерапевтическую безопасность ребенку, оказывают помощь ему жить. Такие игрушки нужно уважать, дорогие родители. Так как не монстр и не трансформер, а отысканная ребенком ракушка либо перо оказывают помощь ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, чувствовать причастность к нему. Применение природных материалов для замещения тех либо иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой совокупности). Исходя из этого, глубокоуважаемые родители, поддерживайте желание и интерес детей функционировать с природными материалами (в песке, в луже, в почве, на морском берегу они смогут удовлетворить собственные эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, нереально изучить, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Принципиально важно при выборе игрушки осознать, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, скелеты и мертвецы приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии тяжело крохе быть созидателем и исследователем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре делать лишь те действия, каковые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Кроме того телефон говорит за ребенка.

Так, при выборе игрушек необходимо понимать, что даст она Вашему ребенку что организует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности либо ценностные ориентиры, содействующие обычному психотерапевтическому, физическому, духовному формированию ребенка.

Консультация для своих родителей

Безопасность ребенка на улице

Школа любознательности. Введение.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: