Развитие мышления и воображения

Дотянись тележку

Цели: учить разбирать условия практической задачи: учитывать свойства орудия с целью достижения цели: применять способ проб при ответе практической задачи.

Оборудование: тележка с петлей, небольшие игрушки, экран, таблички.

Речевой материал: дотянись тележку, лента, тяни, играйся, молодец.

Движение игрыНа столе на расстоянии, недоступном для вытянутой pyки ребенка, находится тележка с петлей, через нее вольно продета тесьма, оба финиша разведены в стороны на 50 см. Ребенок может легко дотянуться их. Для подтягивания тележки нужно применять оба финиша в один момент. На тележке для привлечения внимания лежат небольшие броские игрушки. Задача содержится в том, дабы ребенок додумался взяться за оба финиша тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. В случае если потянет за один финиш, тесьма выскочит из петли, тележка останется на месте. Педагог требует: «Дотянись тележку. Поиграй». В случае если ребенок вытянул тесьму, то педагог вставляет ее опять в обязательном порядке за экраном. Принципиально важно, дабы ребенок сам додумался взяться за оба финиша. У него возможно ряд попыток. В случае если все же ребенок не сумел сделать сам, педагог медлительно показывает.

Сложи узор

Цель: учить детей пользоваться предметами-помощниками: располагать настоящие предметы на плоскости в соответствии с размещением их помощников.

Оборудование: базы для размещения фишек мозаики (по числу детей), комплекты фишек: по пять фишек любых двух цветов; карточки, на которых нарисованы полосы различной длины: долгие и маленькие. На каждой карточке чередуются три-четыре полосы. К примеру, на одной карточке смогут быть нарисованы долгая полоса, маленькая, снова долгая; на другой — маленькая полоса, еще маленькая, долгая, долгая и т.д.

Речевой материал: полосы, сложи узор, наименование главных цветов.

ребёнок и Ход приобретает базу для выкладывания узора мозаики и комплект фишек. Педагог предлагает детям выложить из собственных фишек узоры по картине. Показывает первую карточку и говорит, что у них имеется фишки различных цветов, а на картине нарисованы полосы различной длины. Возможно выложить узор, в случае если вместо долгих полос класть фишки одного цвета, вместо маленьких — другого. Педагог задаёт вопросы у детей либо сам им информирует, какой цвет какие конкретно полосы заменяет.

Затем педагог предлагает каждому ребенку на собственной базе выложить узор из многоцветных фишек совершенно верно по картине. Дети размещают фишки различных цветов в той же последовательности, в какой расположены полосы различной Длины на карточке. В случае если кто-либо затрудняется, педагог напоминает еще раз, какой цвет заменяет какую полосу. В то время, когда дети верно делают задание, педагог показывает им другую карточку с новой последовательностью размещения полос. Перед исполнением второго задания педагог не напоминает принцип замещения, но при затруднениях он оказывает помощь детям.

Посади огород

Цели: учить детей применять заданные помощники предметов и располагать в соответствии с размещением помощников.

Оборудование: комплект игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.

Страницы картона(12х12), поделённые на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки различных цветов — зеленый, желтый, оранжевый), расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).

Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.

Движение игрыПедагог раздает детям карточки, поделённые на клетки, и игрушечные овощи. После этого показывает карточку-пример предлагает соотнести игрушки и цветные кружки, а позже разложить овощи в соответствии с примером на собственной карточке.

Неспешно количество заданий возрастает. Возможно расширить количество частей (грядок) в «огороде».

Зверюшки на дорожках

Цели: Учить детей пользоваться помощниками — мочь соотносить картины с определенными символами; вырабатывать умение варьировать помощники при исполнении одного и того же задания.

Оборудование: комплект картин (4×4 см) с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка (по 50 изображений); 10 полос бумаги с разными значка» (круг, квадрат, «флажок», овал, «плюс»). На каждой полосе по шесть значков. Различные значки повторяются в различных сочетаниях: пять полос — образцов с изображением животных и соответствующих значков. Любая пара (картина-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.

Речевой материал: собака, кошка, еж, цыпленок, гусь, петух, тут, таковой, не таковой.

Движение игрыПедагог демонстрирует детям материалы: картины, разложенные кучками (в каждой кучке однообразные картины), полоса-пример (шифр), полосы бумаги со значками.

Полоса-пример выставляется перед детьми. Парни приобретают полосы со значками.

Педагог показывает какая картина какому значку соответствует («Собака — тут, еж — тут…») и как выполняется задание: любой значок накрывается соответствующей картиной.

По окончании исполнения задания дети складывают в кучки однообразные картины. При повторном проведении игры дети изменяются «дорожками», приобретают новые.

Вместо одноцветных значков возможно применять кружки различного цвета, подготовив новый комплект материала.

Работа с сериями картин

Цель: учить детей осознавать и воспроизводить несложную последовательность событий, изображенных на картине.

Оборудование: серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

Речевой материал определяется выбором темы.

Движение игры

1. Ворота (конструирование)

Педагог показывает детям картину, на которой изображена готовая постройка. После этого педагог предлагает детям выстроить ворота. («Будем строить. Это ворота»). Парни приобретают нужный стройматериал, соотносят плоскостной пример с объемным. Педагог выставляет первую картину с изображением начального этапа постройки и предлагает детям его выполнить. Неспешно дети возводят всю постройку. Карточки-примеры убираются, а дети приобретают подобные комплекты и, глядя на собственную постройку, раскладывают карточки по порядку.

Подобно возможно совершить занятия по темам «Мост», «Дом».

2. Осенние листья

(на картинах: дети собираются на прогулку; парни собирают осенние листья; парни ставят листья в вазу; осенние листья в вазе).

Дети разглядывают картины, имитируют действия, снова разглядывают картины и раскладывают их порядку.

Темы для работы с сериями: «Салат» (на столе лег овощи, дети моют овощи, режут овощи, едят салат «Карандаши» (на столе в беспорядке лежат карандаши, парни собирают карандаши и ставят в карандашницу; карандаши собраны, на столе порядок). «Снеговик» (этапы сооружения снеговика) и т.п.

Что сперва, что позже

Цель: учить детей располагать картины в порядке развития сюжета.

Оборудование: комплект картин для игры «Что сперва, что позже» в готовом виде, таблички.

Речевой материал: что сперва? Что позже? Поразмысли разложи, какая картина первая? Правильно, неверно.

Движение игрыПедагог предлагает детям серии картин (от двух до шести), каковые необходимо пристально разглядеть и выяснить, что было сперва, что позже. «Какая картина первая? Что было сперва?» Дети разглядывают картины и раскладывают в нужной последовательности. Педагог контролирует, уточняет, из-за чего так. В начале для проверки правильности возможно к обратной стороне картин наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картиной, а расходящиеся ее финиши — над последней. Либо, в случае если дети знают цифры, то на полосах с обратной стороны — цифры. В то время, когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картины с обратной стороны.

Что это такое?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на базе характерных показателей предметов.

Оборудование: бумажные круги различных цветов, поло-различной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Движение игрыДети встают в круг, педагог говорит, что нужно придумать, на что похож предмет, что лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, что он придумал, после этого дети отвечают попеременно. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и именует предмет, на что похож кружок. (К примеру, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). После этого педагог меняет круг на круг другого цвета, либо на полосу. Нужно поощрять уникальные ответы.

Дети на прогулке

Цель: учить детей создавать в воображении образы на базе схематических изображений предметов.

Оборудование: пара картин таковой величины, дабы они были прекрасно видны всей группе детей. На каждой картине изображен ребенок (мальчик либо девочка), в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.

Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, заглавия предметов, придумай, сообщи, назови, правильно.

Движение игрыПедагог показывает детям одну из картин и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него… Что? Я не знаю. Придумайте, что возможно в руке». К примеру, в случае если на картине нарисован мальчик с палочкой, то возможно заявить, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети попеременно придумывают, педагог смотрит за тем, дабы не было повторов. В случае если дети затрудняются, педагог оказывает помощь.

Чудесные картины

Цель: учить детей создавать образы на базе схематического изображения.

Оборудование: комплект из пяти карточек для каждого ребенка. Карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета либо фигуру . Изображение расположено так, что остается свободное место для дорисовывания. У всех детей однообразные карточки, таблички» карандаши.

Речевой материал: взгляни пристально, придумай, дорисуй, что это?

Движение игрыДети рассаживаются за столиками, приобретают наборы и карандаши карточек. Педагог предлагает: «Давайте сыграем в игру «Чудесные картины». «Посмотрите собственные карточки. Каждую фигуру возможно дорисовать. К примеру, вот так. Что это?» Педагог показывает одну карточку, которой нет у детей, и дорисовывает изображение, дети определят предмет либо игрушку, именуют ее. Педагог предлагает детям: «Дорисуйте». Возможно попытаться разрешить детям попытаться самостоятельно выполнить задание, без показа дорисовки педагогом. По окончании того, как дети осознали, что нужно делать, они приступают к исполнению задания.

В то время, когда все дети закончили дорисовывать картины, педагог собирает карточки и разглядывает их. После этого выбирает одну-две уникальные карточки с картинами из каждой подгруппы. Отмечает самые интересные картины, растолковывает, что самые увлекательные — это необыкновенные картины, в то время, когда парни придумывают что-то собственный, не похожее на другие картинки. Прекрасно, в то время, когда получается картина, по которой возможно составить рассказ. При повторе игры детям предлагают для дорисовывания новые фигуры.

Пирамидки

Цель: учить детей разбирать строение предмета посредством его схематического изображения.

Оборудование: по одной пирамиде на каждого играющего (пирамида складывается из восьми колец, верхушки и основания), пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-различному.

Речевой материал: посмотрите, соберите так, пирамида, правильно, неверно.

Движение игрыПедагог раздает детям пирамидки. Он информирует, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, как нарисованы на картине. Побеждает тот, кто первым соберет пирамидку в правильном соответствии с картиной. Педагог показывает первую картину «Посмотрите, соберите пирамиду так». Дети разбирают собственные пирамидки и собирают такую, которая изображена на картине. Победитель (первый собравший) приобретает фишку. Педагог предъявляет другую картину, и игра длится.

В случае если появляются трудности, то педагог требует кого-то из детей растолковать непонимающему, как сложить, либо растолковывает сам.

Поможем живописцу

Цель: учить детей создавать образы на базе схематического изображения.

Оборудование: громадной лист бумаги, прикрепленный к доске либо фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши либо краски, фломастеры, таблички.

Речевой материал: дорисуй, что оказалось, что это? Какого именно цвета? Что делает? и разные другие вопросы по имеющейся схеме, весьма интересно.

Движение игрыПедагог говорит детям: «Мишка-живописец рисовал-рисовал и не смог дорисовать пара картин, устал. Давайте ему поможем». «Вы придумайте, что возможно тут нарисовать». Дети придумывают, говорят педагогу, а он рисует все, что парни придумают чтобы закончить картину. Педагог обязан последовательно задавать вопросы, облегчая детям задачу: «Кто тут нарисован (мальчик либо девочка)? Какого именно цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? Что делает?» и т.д. Дети отвечают по-различному, вместе с педагогом «обсуждают» педагог и ответы выбирает самые интересные и зарисовывает, неспешно превращая схему в рисунок. Смогут помогать в зарисовке и дети.

В то время, когда рисунок готов, возможно составить рассказ из трех-четырех предложений.

Игра повторяется на разнообразном материале.

Возможно предложить детям вариант соревнования: поделить на команды, дать однообразные схемы, кто стремительнее и занимательнее дорисует.

Возможно дать подгруппам различные схемы.

На что это похоже?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на базе схематического изображения предметов.

Оборудование: комплект из 10 карточек с разными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как подробность либо контурное изображение какого-либо предмета, таблички.

Речевой материал: придумай, отыщи в памяти, на что это похоже? Что это такое? Молодец, прекрасно придумал.

Движение игрыПедагог показывает детям карточку и предлагает поразмыслить: «На что это похоже? Что это?» Дети думают, после этого попеременно предлагают собственные варианты. Педагог пытается к тому, дабы любой ребенок придумал что-то собственный, а не повторял за вторыми. При показе следующей картины игра начинается с другого ребенка, так любой из детей в течение игры возьмёт возможность первым ответить.

В случае если устное определение предметов затруднено, педагог может предложить ребенку дорисовать, и сам именует то, что нарисовал ребенок, ребенок повторяет.

Материал для предъявленияможет быть разным:

  • бабочка, бант, цветок, самолет и т.д.;
  • очки, велосипед, игра (штанга);
  • таз, лодка, стакан, ведро, горшок;
  • змея, речка, лента, трава;
  • мост, горка, радуга;
  • капля, листок, морковь, лопата и т.д.

Игра «Муха» | Развитие пространственного воображения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: