Развитие произвольного внимания

ВВЕДЕНИЕ

Поток информации, расширение людских контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа судьбы приводят к повышению количества знаний, нужных для жизни современному человеку. Происходящие трансформации в обществе оказали влияние и на развитие детей, деятельно включившихся в водоворот отечественной активной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование начало рассматриваться как первая ступень во всей совокупности постоянного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе есть развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения функционировать без отвлечений, следовать инструкциям и осуществлять контроль приобретаемый итог.

Дети, начинающие обучаться в школе, значительно чаще страдают от рассеянности либо неразвитости внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же принципиально важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в правильном исполнении связанных с ним действий. Образы, приобретаемые при внимательном восприятии, отличаются отчётливостью и ясностью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают стремительнее и вернее, перемещения выполняются более бережно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и делаемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете либо действии лишь до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету либо действию. Появление нового предмета приводит к переключению внимания, исходя из этого дети редко долгое время занимаются одним и тем же.

На данный момент стали актуальными проведения развития и проблемы внимания психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Но советы для практических психологов согласно данным вопросам относятся по большей части к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, не смотря на то, что на сегодня для предстоящего успешного обучения нужно ранее коррекция и выявление нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание есть одним из феноменов ориентировочно-сследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое воздействие, направленное на содержание образа, мысли либо другого явления. Внимание играется значительную роль в регуляции интеллектуальной активности. Согласно точки зрения роль в регуляции интеллектуальной активности. Согласно точки зрения П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как независимый процесс, оно раскрывается как направленность, сосредоточенность и настроенность любой психологической деятельности на своем объекте, только как сторона либо свойство данной деятельности».

Внимание не имеет собственного отдельного и своеобразного продукта. Его результатом есть улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на относительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

— сенсорное (перцептивное);

— интеллектуальное (мыслительное);

— моторное (двигательное).

Главными функциями внимания являются:

— активизация нужных и торможение ненужных сейчас

психологических и физиологических процессов;

— целенаправленный организованный отбор поступающей информации (главная

селективная функция внимания);

— удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех

пор, пока не будет достигнута цель;

— обеспечение долгой сосредоточенности, активности на одном и том же

объекте;

— контроль и регуляция протекания деятельности.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и делаемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен , пока интерес не угасает. Появление нового предмета в тот же час же приводит к переключению внимания на него. Исходя из этого дети редко долгое время занимаются одним и тем же делом.

в течении дошкольного возраста в связи с их деятельности передвижением и усложнением детей в общем умственном развитии внимание получает громадные устойчивость и сосредоточенность. Так, в случае если младшие дошкольники смогут играться в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам продолжительность игры возрастает до двух часов. Это разъясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более взаимоотношения людей и сложные действия и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых обстановок. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картин, слушании сказок и рассказа. Так, продолжительность рассматривания картины возрастает к концу дошкольного возраста приблизительно вдвое, ребенок шести лет лучше поймёт картину, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше увлекательных для себя деталей и сторон.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Главное изменение внимания в дошкольном возрасте пребывает в том, что дети в первый раз начинают руководить своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого кое-какие средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не ведет к происхождению произвольного внимания. Последнее формируется за счет того, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, благодаря которым он потом начинает сам руководить вниманием.

В одном опыте с детьми проводили игру в ответы и вопросы по типу игры в фанты с запретами : «Да» и «Нет» не рассказываете, белого и тёмного не берите». По ходу игры ребенку задавали последовательность вопросов. Ребенок должен был отвечать как возможно стремительнее и наряду с этим делать инструкцию

1) не именовать запрещенных цветов, к примеру тёмного и белого;

2) не именовать два раза одинаковый цвет;

Опыт был выстроен так, что ребенок имел возможность выполнить все условия игры, но это потребовало от него постоянного напряжения внимания, и как правило дошкольники не справлялись с заданием.

Другой итог получался, в то время, когда взрослый предлагал ребенку в помощь комплект цветных карточек, каковые становились внешними запасными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. самые догадливые дети самостоятельно начинали применять эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и тёмный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в ходе игры пользовались теми карточками, каковые лежали перед ними.

По мере развития ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ребенок обретает свойство заблаговременно организовать внимание на грядущей деятельности, сформулировать словесно, на что он обязан ориентироваться.

Значение словесной само инструкции для организации внимания прекрасно видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одна из указанных изображений (к примеру, курицы либо лошади), но ни за что не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (к примеру, медведя). Ребенок отбирал карточки пара раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он еле выполнял задание, довольно часто сбивался. Но обстановка изменялась, в то время, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (по окончании внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие конкретно карточки возможно брать, а какие конкретно запрещено). Наблюдения продемонстрировали, что по окончании проговаривания инструкции фактически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают верные ответы, даже в том случае, если в последующие задания вводят новых животных. Дети деятельно применяли обращение для организации внимания в ходе отбора карточек.

в течении дошкольного возраста применение речи для организации собственного внимания быстро возрастает. Это проявляется в частности, в том, что делая задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Так, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с неспециализированным возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ* С.Г. ЯКОБСОН, Н.М. САФОНОВА Настоящая работа посвящена экспериментальному анализу одного из типических случаев произвольного внимания в нюансе совершаемых наряду с этим внутренних действий либо операций. Уже в самых первых попытках психотерапевтического рассмотрения внимания была выделена та его форма, которую нарекли активным, волевым либо произвольным вниманием. Предметом анализа остаются природа и психологические особенности произвольного внимания, снабжающие его генезис и механизм. В начальной феноменологической характеристике данной формы постоянно подчёркивалась необходимость сознательных упрочнений для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечался его пульсирующий темперамент и другие дешёвые самонаблюдению черты (У. Джемс). Переход к чёрту психотерапевтической природы произвольного внимания начинается с попытки осознать его мотивацию. Т. Рибо, выдвинувший эту идею, полагал, что источником тех добавочных сил, каковые поддерживают соответствующие упрочнения, являются естественные двигатели, каковые отклоняются от прямой цели и употребляются с целью достижения второй цели [8; 86]. Отсюда вытекает познание генезиса произвольного внимания как изменение совокупности его мотивации. На I этапе в данной функции выступают первичные эмоции типа страха; на II — вторичные: самолюбие, соревнование; на III — внимание переходит в область привычки. Н.Н. Ланге отмечал такое ответственное, внутреннее отличие произвольного внимания как то, что цель процесса заблаговременно известна субъекту. Иными словами, у него имеется не смотря на то, что неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания. В рамках идеи П.Я. Гальперина о том, что внимание является деятельностью контроля, механизм произвольного внимания рассматривается как сокращенная форма контроля за действием. Таковой контроль осуществляется на базе заблаговременно разработанного замысла и посредством заблаговременно способов и установленных критериев их применения. Эти подходы к пониманию механизмов произвольного внимания выводят нас в новую плоскость его анализа. Вправду, и применение средств, и осуществление контроля предполагает совершение некоего комплекса внешних и внутренних действий либо операций. Их анализ целесообразно осуществлять в контексте теории деятельности либо так именуемого деятельностного подхода. Деятельностный подход был предложен в 1934 г. С.Л. Рубинштейном в качестве общефилософской, методологической базы советской психологии. Он разрешил по-новому поставить кое-какие теоретические неприятности психологии, прежде всего — очень дискуссионную в то время проблему соотношения сознания и внешнего поведения. Но будучи ограничен этими общеметодологическими рамками, он так и не был реализован в эмпирических изучениях. Второе направление деятельностного подхода было создано А.Н. Леонтьевым в конце 30-х — начале 40-х гг. и содержит представления о структуре деятельности, ее основных ступенях и компонентах филогенетического развития. Черта деятельности как особенным образом структурированной действительности сходу открыла новые возможности эмпирического изучения и породила последовательность перспективных направлений в педагогической психологии и исследовании детской. К сожалению, эта линия изучения не взяла предстоящего продолжения, не смотря на то, что она представляется нам очень перспективной как в целом для педагогической психологии, так и, например, при анализе произвольного внимания у детей. Анализ тех внешних и внутренних операций, каковые обязан совершить ребенок для успешного применения стимула-средства, обнаруживает возможности этого подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). В опытах Л.С. Выготского по изучению роли средств в овладении детьми своим вниманием испытуемые, отвечая на разные вопросы экспериментатора, не должны были именовать кое-какие цвета. Дабы оказать помощь выполнить это требование, им давались два рода средств — карточки с запрещенными цветами и карточки с разрешенными цветами. Создатель отмечает, что во втором случае ответы детей были менее осмысленными, но не растолковывает обстоятельств феномена. Анализ нужных в каждом случае внутренних операций обнаруживает различие этих двух обстановок. Игра выстроена на том, что привычный ответ на решающие вопросы предполагает называние как раз запрещенного цвета. Исходя из этого, отвечая на вопрос о цвете предмета, в первом случае ребенок обязан вначале взглянуть на запрещенные карточки и в случае если тот цвет, что он желает, назвать, изображен на карточке, он обязан сдержаться и поразмыслить, чем его возможно заменить. Так, при запрещении именовать красный дети говорят, что помидоры время от времени бывают зеленые. Ответ предполагает внутренний подбор вторых цветов, подходящих в этом случае, и ответ, конечно, более осмыслен. В случае если же, как во втором случае, перед ребенком карточки с разрешенными цветами, он может для ответа любую из них, не вспоминая о смысле. Тем самым целесообразность применения тех либо иных средств значительно определяется действиями либо операциями по их применению. * Работа выполнена при помощи РГНФ; проект № 98-06-08232.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые — произвольным.

Вид внимания Условие происхождения Главная черта Механизм
Непроизвольное Воздействие сильного, контрастного либо значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, переключения и лёгкость возникновения Ориентировочный рефлекс либо доминанта, характеризующая более либо менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых упрочнений, утомляет Ведущая роль второй сигнальной совокупности (слова, обращение)
Послепроизвольное Вхождение в деятельность и появляющийся вследствие этого интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая появившийся в ходе данной деятельности интерес

Внимание возможно пассивным (непроизвольным) либо активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга лишь по собственной сложности.

Бывают случаи, в то время, когда внимание нечайно направляется на что-либо, т.е. складывается чувство, что мы не обращаем внимания на предметы либо явления, а они «берут штурмом» отечественное сознание в силу собственной интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

— интенсивность раздражителя;

— уровень качества раздражителя;

— повторение;

— внезапность появления объекта;

— перемещение объекта;

— новизна объекта;

— согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания начинается вместе с формированием его отдельных особенностей. Имеется еще и третья стадия становления внимания — она содержится в возвращении к непроизвольному вниманию. Данный вид внимания стал называться «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в потребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание появляется на базе произвольного и содержится в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Так, возможно выделить три стадии развития внимания:

— первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, каковые создают сильное действие на нервную совокупность;

— вторичное внимание — сосредоточенность на одном объекте, не обращая внимания на наличие вторых (разделение);

— постпроизвольное внимание, в то время, когда объект удерживается во внимании без особых упрочнений.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется разными качествами либо особенностями. Внимание владеет сложной функциональной структурой, образованной связями его фундаментальных особенностей.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся количество, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным — колебания и переключение внимания.

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание в деятельности и жизни человека делает большое количество разных функций. Оно активизирует необходимые и тормозит ненужные сейчас психотерапевтические и физиологические процессы, содействует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, снабжает избирательную и долгую сосредоточенность на одном объекте либо виде деятельности.

С вниманием связаны избирательность и направленность познавательность процессов. Внимание определяется детализация и точность восприятия, избирательность и прочность памяти, продуктивность и направленность интеллектуальной деятельности.

Разглядим главные виды внимания. Таковыми являются природное и социальное обусловленное внимание, яркое внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной свойстве избирательно реагировать на те либо иные внешние либо внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социальное обусловленное внимание складывается прижизненно в следствии воспитания и обучения.

Яркое внимание не управление ничем, помимо этого объекта, на что оно направлено и что соответствует потребностям человека и актуальным интересам.

Опосредованное внимание регулируется посредством особых средств, к примеру жестов, слов и т.д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное в обязательном порядке включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует упрочнений чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное владеет всеми этими качествами.

Наконец возможно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с чувствами и избирательной органов эмоций, а второе – с направленностью и сосредоточенностью мысли.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Существуют так именуемые отрицательные стороны процесса Внимания либо нарушения внимания — отвлекаемость, рассеяность, инертность и чрезмерная подвижность.

Под нарушениями внимания знают патологические трансформации направленности, избирательности психологической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления либо при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, в то время, когда в один момент человек может принимать лишь маленькое число объектов, в неустойчивости внимания, в то время, когда нарушена концентрация внимания и отмечается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Обстоятельства нарушения смогут быть внешними и внутренними. Внешними обстоятельствами можно считать разные негативные действия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими. Действия внутренних обстоятельств возможно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся :

— неспособность сохранять внимание: ребенок не имеет возможности выполнить задание до конца, не собран при его исполнении;

— понижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

— повышенная отвлекаемость: при исполнении заданий дети нервничают, довольно часто переключаются с одного занятия на второе;

— понижение внимания в непривычных обстановках, в то время, когда нужно функционировать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение количества внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) — непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно появляется при действии посторонних раздражителей на человека, занятого сейчас какой или деятельностью.

Отвлекаемость возможно внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость появляется под влиянием раздражителей, наряду с этим произвольное внимание делается непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость появляется под влиянием переживаний, посторонних чувств, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость разъясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием неинтересной монотонной работы.

Вероятные обстоятельства отвлечения внимания у ребенка:

— неполная нагрузка;

— недостаточная сформированность волевых качеств;

— привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием важных заинтересованностей, поверхностным отношением к явлениям и предметам);

— повышенная утомляемость;

— нехорошее самочувствие;

— наличие психотравмы;

— монотонная, скучная деятельность;

— неподходящий тип деятельности;

— наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Дабы организовать внимание ребенка, нужно включить его в воздействие, пробудить интеллектуальный интерес к результатам и содержанию деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении долгого времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;

Рассеянность не редкость двух видов: мнимая и настоящая. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к окружающим явлениям и предметам, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) либо переживании. «При сосредоточенном думании, — пишит И.П. Павлов, — и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит — очевидно отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности есть наличие замечательной доминанты — очага воображения в коре головного мозга, подавляющего все другие сигналы, поступающие извне. Выделяют учёную и старческую рассеянность .

Так называемая ученая рассеянность — это проявление высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным количеством. В состоянии профессорской рассеянности движение мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение совершенной и отдаленной цели либо на поиск ответа непростой задачи. Примеры «профессорской» рассеянности в большинстве случаев находят в биографии великих философов, учёных и изобретателей.

К расстройствам внимания, взявшим наименование старческой рассеянности, относят его не сильный переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности либо размышления, но наряду с этим, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.Сходное явление рассеянности отмечается в состояниях тревоги и депрессии, в то время, когда мышление человека продолжительно и непрерывно занят повторяющимися и образами и бесплодными мыслями.Рассеянностью часто именуют и легкую истощаемость внимания, как следствие заболевания, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности видится часто. Такие дети смогут хорошо трудиться в начале урока либо учебного дня, но скоро устают, и внимание ослабевает. На сегодня отмечается тенденция повышения числа детей, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья и хронические болезни, и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание видится у фантазёров — и дошкольников мечтателей. Такие дети часто выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко показывает еще на одну обстоятельство рассеянности — переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и больные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в обстоятельствах нарушений и строгость личный замысел коррекции рассеянности с их учетом.

Обстоятельств подлинно рассеянного внимания большое количество. Самый распространенными являются следующие:

— неспециализированное ослабление нервной совокупности (неврастения)

— ухудшение состояния организма;

— физическое и умственное переутомление;

— наличие тяжелых переживания, травм;

— эмоциональная перегрузка благодаря сильного количества впечатлений (хороших и отрицательных);

— недочёты воспитания (к примеру, в условиях гиперопеки ребенок, приобретающий через чур много словесных указаний, громадный количество информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание делается поверхностным, не формируется концентрация и наблюдательность внимания);

— отдыха режима и нарушения труда;

— нарушения дыхания (обстоятельством нарушения верного дыхания смогут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, что дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно воздействует на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и приводит к рассеянности)

— чрезмерная подвижность;

Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к второму, от одной деятельности к второй при низкой эффективности.

ИНЕРТНОСТЬ

Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге мыслей и представлений.

В детском возрасте частенько отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, в случае если нижеперечисленные показатели проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

— неумение сосредоточиться на подробностях, неточности по невнимательности;

— неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему обращение;

— нередкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

— слабость в доведении задания до конца;

— отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не может сохранить в памяти инструкцию к заданию в течении его исполнения)

— утрата предметов, нужных для исполнения задания.

Игровая деятельность как средство формирования произвольного внимания дошкольников


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: