Развитие сознания в онтогенезе

В случае если взоры на происхождение сознания в филогенезе быстро расходятся, то в вопросе его развития в онтогенезе эмоциональный накал оппонентов пара понижается. Очевидно, что сознание новорожденного и взрослого индивида различаются. Тут четко просматривается качественная эволюция. Более того, распознана зависимость формирования сознания индивида от его специфики и индивидуальных особенностей его социального окружения. И однако существуют различные точки зрения на процессы развития сознания и в онтогенезе. Интерес воображают результаты работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.В соответствии с культурно-исторической концепцией в онтогенезе сознания действует трехступенчатая схема. Взрослый, применяя символы-слова (слова-побуждения), стимулирует ребенка к активным действиям (что-то забрать либо что-то принести и др.). На схеме данный коммуникационный процесс отражен линиями. Познав содержание и смысл этих слов, ребенок организует обратную сообщение, трансформируя слова-побуждения, обращенные к себе, в слова-действия, обращенные к взрослому (2). Наконец, наступает таковой уровень коммуникации, в то время, когда слова-действия с успехом обращаются к себе, регулируя собственный поведение (3). Так, и в онтогенезе сознания человека и развитие психики обусловлено социальной средой.В соответствии с взорам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики свойственны семь как следует различающихся периодов.Период новорожденного (до 2 лес) характеризуется несложными ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых показателей восприятия) и «реакцией оживления» (ухмылка) в ответ на приближение говорящего человека..Период раннего младенчества (2-6 мес): развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие несложных двигательных актов руками.Период позднего младенчества (6-12 мес): начальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на кое-какие слова, показатели речи, подражание взрослым.Ранний предшкольный период (1~3 года): появление главных функций мышления через манипу-лятивные игры с предметами, формирование взаимоотношений к внешнему миру, попытки независимых действий («Я сам»).

Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между желаниями и возможностями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение правил и норм поведения, начало формирования характерологических черт личности.Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психологических процессов (мышления, памяти и др.) и особенностей личности. Наиболее значимые факторы развития -школьный коллектив, задачи и общие цели ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой разделения.Подростковый и ранний юношеский период (1318 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую судьбу, стереотипы полового поведения, определенность психотерапевтического портрета личности.В последующие годы психика не представляет собой что-то застывшее и неизменное. Эти годы сейчас именуют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых черт человека. Согласно точки зрения Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы: — от молодости до начала среднего возраста (приблизительно 35 лет) отмечается качественный рост последовательности психологических функций (внимания, памяти, неспециализированного интеллекта), а после этого начинается медленный спад;
— от «раннего» среднего возраста и приблизительно до 60 лет громаднейшее развитие приобретают только те характеристики индивида, каковые мотивированы его работой, увлечениями и значимыми занятиями.Поздние периоды судьбы человека кроме этого имеют разные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Тут отмечается неспециализированное понижение возможностей психологических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко личны. На скорость их протекания влияют степень активности индивида, его творческая устремленность, структура целей и мотивов.

60Самосознание. Развитие самосознания и Я-концепции.

Обычный

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении социализации увеличиваются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего делается венцом развития сознания. В следствии человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и собственный внутренний, волноваться его и в некотором роде относиться к себе. Мерилом этого отношения являются в первую очередь другие люди. Любой новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек в действительности, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на базе общения с ним окружающих.

Образ Я, либо самосознание (представление о себе), не появляется сходу, а складывается неспешно в течении судьбы индивида под действием бессчётных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание собственных психологических особенностей, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на базе накопленного деятельности и опыта общения.

В современной науке существуют разные мнения на генезис самосознания. Классическим есть познание его как исходной, генетически первичной формы людской сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, в то время, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о собственном физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» свойство к самопереживанию оказывается особенной универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой самосознание — это верховный вид сознания, появившийся как следствие его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание появляется на протяжении развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психотерапевтической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание появились и развивались совместно, в один момент, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в следствии синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания возможно выделить два главных этапа: на начальной стадии формируется схема собственного тела и чувство Я. После этого, по мере совершенствования интеллектуальных становления и возможностей понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать собственный отличие в понятийной форме. Исходя из этого рефлексивный уровень личного самосознания постоянно остаётся внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Изучения продемонстрировали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от изменяющихся обстановок способна наряду с этим оставаться сама собой. Чувство человеком собственной единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он не забывает о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Основная функция самосознания — сделать дешёвыми для человека результаты и мотивы его поступков и разрешить осознать, каков он имеется в действительности, оценить себя. В случае если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может или заняться самосовершенствованием, саморазвитием, или, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Лишь благодаря осознанию собственной индивидуальности появляется особенная функция — защитная: рвение обезопасисть собственную уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особенная значимость того, что принципиально важно стать самим собой (организовать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на мешающие действия) и мочь поддерживать себя в тяжёлых состояниях. Для аналогичной самоактуализации (быть собой а также лучше) нужно: всецело погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и собственную застенчивость, и волноваться погружение, не прибегая к самокритике. Кроме этого нужно делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, разрешить возможность проявиться собственной индивидуальности; непрерывно развивать собственные умственные свойства, реализовать собственные возможности всецело в любой этот момент.

Критерии самосознания таковы:

1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, независимого от физической, социальной среды;

2. осознание собственной активности: «Я руковожу собой»;

3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, возможно, и мое уровень качества»);

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание собственного внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя последовательность этапов:

1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, в то время, когда ребенок осознаёт, что его тело существует независимо от внешнего мира и в собственности лишь ему. Тогда ребенок способен выяснять себя в зеркале, устанавливает границы собственных владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.

2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, к примеру, считает себя «хорошим» либо «неумехой»; по большей части такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — в первую очередь своих родителей, братьев, сестер. Со временем это делается базовым элементом Я-концепции, не смотря на то, что потом распознать такие элементы тяжело, потому, что они приобретаются в то время, в то время, когда речевое развитие ребенка еще не разрешает их адекватно вербализовать.

3. Дошкольники очарованы собой, и исходя из этого многие их занятия и мысли направлены на то, дабы как возможно больше определить о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со собственными родителями, определят, что у них имеется неспециализированные с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, каковые стараются перенять, Хотя как возможно больше определить о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, из-за чего им становятся мелки их ботинки, хорошие ли они дети либо нехорошие и т. д. По мере того как дети определят, кто они и что собой воображают, и начинают расценивать себя как активную силу в собственном окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, либо «персональный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. самоё сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я в большинстве случаев оказывают родители, потому, что как раз они предоставляют определения верных и неправильных действий, оценки поступков и образцы поведения, и все это кладется в базу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, на протяжении которого нормы поведения и социальные правила становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как собственные ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?

4. Сначала ребенок может словесные формулировки своих родителей: к примеру, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Запрещено, запрещено, запрещено!», т. е. делает то, что ему хочется, и одновременно с этим пробует сдержать себя. Через пара месяцев он, возможно, сможет так осуществлять контроль себя, что не поддастся побуждению, которое на данный момент еще не может побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия содействуют попыткам детей руководить своим поведением.

5. В школьном возрасте происходит значительное изменение образа Я, напрямую зависящее от удач/неудач в учебе, от отношения преподавателей, сверстников и родителей. В случае если ребенок получает прекрасных результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в собственный образ Я. Дети, неуспевающие в школе, смогут начать ощущать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и имеется опасность, что это чувство останется у них на всегда, в особенности обостряясь в обстановках оценивания. В случае если, но, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, мастерстве либо иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, хороший образ Я и желание доводить дела до конца. Свойство видеть себя хорошим от вторых людей, владеющим определенными особенностями, образовывает образ Я. Самоуважение свидетельствует видение себя человеком, владеющим хорошими качествами, т. е. талантливым достигать успеха в том, что есть для него серьёзным. В младшем школьном возрасте оно связано в основном с уверенностью в собственных отвлечённых свойствах, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, каковые прекрасно получают образование школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. В случае если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не уделяется большого внимания, его самоуважение возможно по большому счету не связано с достижениями в учебе.

6. В юности и отрочестве самооценки принимают более отвлеченный темперамент, дети заметно озабочены тем, как их принимают окружающие. Отыскать себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность делается первостепенной задачей. Как раз в это время интеллект подростков и юношей достигает для того чтобы уровня развития, что разрешает им вспоминать над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему направляться быть. С обнаружением этих новых познавательных свойств у юношей и девушек начинается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.

7. в течении всего взрослого периода судьбы человек пытается и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и поменять ее. Ответственные события судьбы — смена работы, женитьба, внуков и рождение детей, развод, утрата работы, война, индивидуальные катастрофы — заставляют нас производить перерасмотрение отношение к себе. На рис. 4.4 приведены разные факторы, воздействующие на Я-концепцию.

8.

Рис. 4.4. Факторы, воздействующие на Я-концепцию

Я-концепция играется наиболее значимую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе кроме того в детском возрасте и тем более во взрослом периоде судьбы должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, в противном случае личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет мучиться от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как настоящее, так и совершенное Я — отечественные представления о том, каковы мы в действительности и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, принимающий эти два Я как не через чур на большом растоянии отстоящие друг от друга, скорее купит зрелость и окажется приспособленным к судьбе, чем тот, что ставит собственный настоящее Я намного ниже совершенного.

В случае если какая-то информация противоречит с отечественными представлениями о себе, мы, вероятнее, не пропустим ее через отечественный «фильтр». В то время, когда поведение человека согласуется с его образом Я, он довольно часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не нужно вторых призов. Это указывает, что Я-концепция может делать функцию самопоощрения. Но иногда она выступает как обвинение человека. Люди, вычисляющие себя неудачниками, смогут подсознательно подрывать свои силы, направленные на исправление обстановки, дабы сохранить собственный привычный образ. Резкая его перемена — кроме того в лучшую сторону — может восприниматься человеком очень болезненно, поскольку ему придется снова вести борьбу за собственную идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания применяют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. яркие процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания в один момент выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психологическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания возможно выделить:

1. осознание отдалённых целей и близких, мотивов собственного Я («Я как действующий субъект»);

2. осознание собственных настоящих и желаемых качеств (настоящее Я и совершенное Я);

3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как замечаемый объект»);

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Так, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный нюанс познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

самая известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов людской психики. Он выделяет два ее уровня. Первый — субъект всей людской психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и исходя из этого имеется как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

В то время, когда человек думает «Я знаю себя», «Я ощущаю, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он есть одновременно и субъектом, и объектом. Не обращая внимания на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же нужно их различать. Первую сторону личности принято именовать Я, а вторую — самостью. Различие между ними довольно. Я есть замечающим началом, самость — замечаемым. У современного человека первое следит за чувствами и самостью, как если бы те были чем-то хорошим от него. Но возможно и напротив: Я отслеживает собственную склонностью замечать, и в этом случае оно делается самостью.

Психологи разглядывают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются в первую очередь другие люди. Любой новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек в действительности, сколько итог его представлений о себе, сложившихся на базе общения с ним окружающих.

Для самосознания самый значимо стать самим собой (организовать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на мешающие действия) и мочь поддерживать себя в тяжёлых состояниях

Психология. Развитие психики в онтогенезе.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: