Речевой материал для индивидуальной работы с детьми.

Автоматизация звука [Ж] в открытом слоге.

Открытыми именуются слоги типа согласный + гласный.

Приступать к автоматизации возможно только по окончании того, как ребенок обучился верно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по длительности должны занимать 15-20 мин. для детей до 4,5 лет, старше — 30 мин.. Запрещено допускать происхождения утомления у ребенка.

Произносить слоги.

жа — жо — жу — жи — же

жи — жа — жо — жу — же

жо — жа — жу — жи — же

же — жа — жо — жи — жу

жу — жа — жо — жи — же

Произносить (просматривать) слова.

Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.

Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, друг, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.

Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, смотрю, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, издание, журавль.

Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, продемонстрируй, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, пузо, жираф, дюжина, прохожий.

Слова со стечением согласных.

Ожидать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Произносить предложения.

  • Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.
  • Летом жарко.
  • У Жени ножик.
  • На Жоре пижама.
  • У ежа ежата.
  • Моржи лежат на льду.
  • У вожатого рожок.
  • Продемонстрируй ножик, Женя.
  • Жора выбежал на лужок.
  • Мой друг бежит на бережок.
  • В саду ежевика и крыжовник.
  • Под дубом лежат желтокожие желуди.
  • Рядом с ежом бежали ежата.
  • Летят журавли, а в первых рядах вожак.
  • Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.
  • Утром Женя лыжи забрал, по дороге побежал.
  • Жора живет на пятом этаже.
  • Не легко тому жить, кто от работы бежит.
  • Моржи живут на севере, а жирафы — на юге.
  • Дети не обижают животных, и животные обожают их.
  • Снежок лежал, лежал, позже побежал, журча.

Загадки

  • Всех я своевременно бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
  • Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Потешки

  • Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка также.
  • Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.
  • Встретил в чаще еж ежа: — Как погода, еж? — Ой, свежа!
    И пошли к себе, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
  • Лежебока, рыжий кот, отлежал себе пузо.
  • Жук упал и подняться не имеет возможности, ожидает он, кто ему окажет помощь.

Ужа ужалила оса. (Н.Воронель, Р.Муха)

Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в пузо, ужу плохо больно, вот!
А врач еж сообщил ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на пояснице,
До тех пор пока пузо не заживет, вот».

(А. Стародубова)

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора целый дрожит.
Для чего же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.

Произносить текст.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя кликал его Рыжиком. Рыжик был не сильный, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя также жалел Рыжика. Заботился и помогал Рыжику. В то время, когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик обожал кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. В то время, когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

Cкороговорки для автоматизации звука [Ж].

  • Живи да не тужи.
  • Не живут ужи, где живут ежи.
    Не живут ежи, где живут ужи.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Ужи уже в луже.
  • Лежит ежик у елки,
    У ежа иголки.
  • Делай добро и ожидай хороша.
  • Было добро, да в далеком прошлом;
    А будет и снова,
    Да продолжительно ожидать.

Разделение ЗВУКОВ [Ш] И [Ж].

По окончании того, как звук автоматизирован, в обязательном порядке необходимо поработать над разделением (т.е. различением) его с другими звуками, дабы ребенок не путал их в речи.

Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука [ж] отличается от для того чтобы при произнесении звука [ш]лишь наличием голоса. В то время, когда мы произносим [ш] , голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха вольно проходит между ними, а в то время, когда произносим [ж], голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук [ш] — глухой, а звук [ж]- звонкий.

При работе над разделением [ж]и [ш]прежде всего, нужно добиться того, дабы ребенок различал эти звуки на слух

Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Как шипит гусь?
Как жужжит жук?
Чья песенка звонкая?
Чья глухая?

Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи

Произносить слова.

шить — жить ,шаль — жаль ,шалить — жалить ,шутка — жутко ,уши — ужи

житьё — шитье ,жито — шито ,лежа — Леша ,мажут — машут ,наживка — нашивка , жар — шар

жаба — шапка ,ежата — мышата , лежать — мешать ,ложа — лошадь
лужа — Луша , кожа — ноша , лужок — пушок , друг — вершок , рожок — горшок , пирожок — порошок , друг — петушок , Женя — шея , ложечка — кошечка , бумажечка — букашечка , пружинка — пушинка , ужин — уши , лыжи — мыши

Произносить предложения.

  • Луша обходит лужу.
  • Ты бежать мне не мешай.
  • Запрещено шалить с пчелой: она ужалит.
  • Летит снежок, легкий, как пушок.
  • Мой друг от почвы вершок.
  • Малыши поднялись на лыжи.
  • Сереже подарили карандаши.
  • Без данной пружины не отправится машина.
  • Подальше положишь — поближе заберёшь.

Произносить тексты.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.

Живой уголок.

В отечественной школе живой уголок. Сперва в том месте были лишь белые мыши. Позже Маша дала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Позже показались жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Сейчас в том месте пара ужей, ежей и мышей, большое количество жуков и жаб.

Разделение ЗВУКОВ [Ж] — [З].

Данный речевой материал не содержит вторых звуков из групп свистящих и шипящих, поскольку они значительно чаще нарушаются вместе с данным звуком. В случае если у ребенка нарушены и другие звуки (к примеру, [р], [р’], [л], [л’]), слова с ними нужно кроме этого исключить из материала для автоматизации.

Произносить (просматривать) слоги.

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы же-зэ
за-жа зо-жо зу-жу зы-жи зэ-же

ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли

Произносить (просматривать) слова.

Жал-зал, жара-заря, пожар-рынок, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, долг-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, угрожаю-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, смотрю-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы.

Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-именовать, лежи-вези.

Серьёзный-различный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-толстый, тревожный-грозный, дождик—гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, финансовый-нужный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, ласковый-резвый.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Произносить (просматривать) предложения.

  • У змеи жало.
  • Зоя была на балете Жизель.
  • Жеребёнок забежал во двор и заржал.
  • Мама зажгла лампу под зеленым абажуром.
  • Около дома зеленая лужайка.
  • Захар заряжает ружьё.
  • Женя помог задержать неприятеля.
  • Я зажал в руке металлический гвоздик.
  • Кот лежал и лизал лапку.
  • Вожатый Женя дал Зине и Зое ответственное задание.
  • В зале ожидания Зоя заметила Жанну.
  • На земле лежит металлическая лопата.
  • Мы привязали Бобика к будке, сейчас он не убежит.
  • Прибежали в 12 часов дня зайки прямо к луже на лужайке.
  • Женя резал ржаной хлеб. Завизжала металлическая выпивала.
  • Ежи — нужные животные.

Произносить (просматривать) и пересказывать тексты.

Врач.

У Захара жар. Он заболел. Мама привела к. Врач говорит: Нужно лежать, Захар, пока не выздоровеешь. Захар лежит и выпивает пилюли.

Зимние забавы.

В далеком прошлом уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Счастлива бы, но не имеет возможности заморозить живое. Кроме того детям зимний период не холодно. Бегают во дворе — им кроме того жарко. В морозные дни дети дома. Захотели гулять Женя, Зоя и Лиза — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Быстро выбежали из дома Женя, Зоя и Лиза. У Зои лыжи, у Лизы и Жени — коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

За земляникой.

Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Около берёзы Женя увидел ежа. Ёжик не побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели забрать ежа. Зина держала кузовок, а Женя забрал палку и закатил ежа вовнутрь. Побежали Женя и Зина к себе продемонстрировать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина желала покинуть ежа. Но Женя дал его в живой уголок.

Мастер класс\


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: