Регулирование деятельности монополий

Если деятельность монополиста не регулируется, то он устанавливает цену на таком уровне, при котором предельная доходность равна предельным издержкам, что приводит при монополии к утрата оптимальности. Этого возможно избежать, в случае если монополист проводит идеальную ценовую дискриминацию. Но идеальная ценовая дискриминация ведет к перераспределению всего излишка общества в пользу монополии. Исходя из этого государство вынуждено вмешиваться в деятельность монополистов.

Утрата оптимальности при монополии поднимает вопрос об оценке ущерба наносимого монополией обществу. Разглядим для начала, как возможно оценить данный ущерб (см.: рис. 2).

Для простоты предположим, что MC = SATC=const. В этом случае:

1, 2, 3 ? излишек потребителя до монополизации отрасли

4, 5 ? неспециализированные затраты на производство продукции в количестве Qc* (конкурентный количество).

По окончании монополизации:

излишек потребителя уменьшается до 1, область 2 ? часть потребительского излишка, присвоенная монополистом, а область 3 характеризует безвозвратные утраты общества.

область 4 ? затраты монополиста на производство продукции в количестве Qm*.

область 5 ? другая сокровище ресурсов, ранее употреблявшихся на выпуск Qc* – Qm* единиц продукции.

Так, величина ущерба от монополизации отрасли образовывает область 3, размер которой зависит от трансформации стоимостей, эластичности и выпуска спроса по цене.

Первые попытки оценки ущерба монополии были сделаны А. Харбергером в первой половине 50-ых годов XX века. Он выяснил площадь треугольника 3, как:

W = 1/2 | ?P ?Q |,

а дуговую эластичность, . Так

Но эта оценка была подвергнута сильной критике. В следствии показались новые оценки величины ущерба, наносимого монополией, к примеру, 50% прибыли, приобретаемой монополией и др.

Появление публичного ущерба в следствии деятельности монополии ведет к необходимости регулирования их деятельности. Возможно выделить следующие главные способы национального регулирования деятельности монополии.

1. Ценообразование по предельным издержкам, что разрешает стране добиться публично оптимального выпуска продукции. Тут нужно подчернуть, что уровень предельной цены должен быть шепетильно проанализирован, дабы не случился провал рынка: происхождение недостатка, в следствии неэффективности удовлетворения всего спроса; разорение фирм в следствии убыточности продаж согласно данным стоимостям и т.д. В тех отраслях, где установление цены на уровне предельных издержек ведет к утратам (значительно чаще в условиях естественной монополии), государство для удержание цены на уровне предельных фирмы и издержек в отрасли предоставляет регулируемому монополисту субсидию в размере негативной прибыли.

2. Ценообразование Рамсея. Чтобы компания не несла убытков при ценообразовании по предельным издержкам, при однопродуктового монополиста величина цены определяется средними издержками P=AC. Такая цена носит название цены Рамсея. При таковой цене компания не приобретает прибыли, но и не несет убытков. Чистые утраты благосостояния общества в этом случае значительно сокращаются, но однако не смогут быть уменьшены до нуля. При многопродуктового монополиста критерием для ценообразования есть максимизация чистой отличия между совокупной полезностью выпуска многопродуктового монополиста и его издержками производства (либо потребительского излишка):

при ограничении безубыточности монополиста:

Максимизация способом Лагранжа дает следующий итог:

, где k – коэффициент пропорциональности, лежащий в диапазоне [-1; 0] и однообразный для всех товаров, каковые создаёт монополист.

Такое ценообразование ведет к тому, что отклонение цены каждого товара от его предельных издержек должно быть обратно пропорционально эластичности спроса на данный товар. В соответствии с данной логике совокупность стоимостей тем лучше, чем меньше количество спроса на любой товар из создаваемого монополией комплекта отклоняется от количества спроса соответствующего ценообразованию по предельным издержкам. Исходя из этого громаднейшее отклонение цены от предельных издержек возможно для товаров с мельчайшей эластичностью спроса.

3. Борьба за рынок монополии (борьба Демсеца). Государство организует борьбу за франчайзинговые права по обслуживанию рынка монополии (значительно чаще естественной). Не смотря на то, что в следствии цена может быть больше предельные издержки, дополнительная прибыль поступает стране в виде франчайзинговой платы доступа к рынку монополии. В следствии (в случае если количество участников громадно достигается ценообразование по Рамсею). Кроме этого государство должно установить минимальные стандарты качества (одолжений либо товаров), в противном случае понижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества товара.

4. Внедрение борьбы на рынок монополии. Это происходит или за счет создания условий облегчающих вход компаний в отрасль, или методом реструкуризации отрасли посредством разделения монопольного производства на пара компаний.

5. Ценовая дискриминация на рынке со стороны страны. Государство устанавливает на неконкурентном рынке пара уровней стоимостей так, что доход от стоимостей выше средних издержек покрывает убытки производства товаров ниже средних издержек в количестве соответствующему предельным издержкам. Так, достигается действенное решения, в то время, когда совокупный выпуск равен конкурентному уровню.

[1] Отметим некую некорректность перевода термина «industrial economics», на что показывает, например, Кузнецов Б.С., более корректным переводом, на его взор, есть «отраслевая» либо «секторальная» политика. Наряду с этим термин отраслевая политика уже занят.

[2] Такая же обстановка случилась и с некоторыми вторыми заимствованными понятиями, в то время, когда одинаковый западный термин по-различному переводился и трактовался различными отечественными исследователями.

Лекция 38: Регулирование естественной монополии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: