Религиозные и традиционные аспекты

В старом тексте, что именуется Сатапатха Брахмана, написано: «Прана имеется тело Я (высшего сознания)». Иначе говоря прана — это проводник либо посредник сознания. В этом смысле прану возможно приравнять к индуистскому понятию пракрити, означающему показанные элементы вселенной в энергии и форме материи. Из современной науки нам как мы знаем, что материя, в конечном итоге, представляет собой только форму выражения энергии. Исходя из этого мы можем сказать, что прана свидетельствует энергию. Прана либо энергия в любом виде, будь то ум, тело, материя либо вторая форма энергии, действует как проводник, переносящий сознание. Без праны сознание было бы всецело неспособно высказывать себя в замечательном мире, проявляясь в нескончаемом множестве жизненных форм во вселенной. Прана — это деятельный нюанс бытия, а сознание — это вездесущее неактивное и свидетельствующее начало. Дабы существовала жизнь, должны находиться они оба.

В других индийских писаниях видятся разные другие определения, но все они показывают, по существу, на одно да и то же понятие. В Чхандогья Упанишаде говорится, что прана — это внутренняя форма, а вайю (понятие, нестрого определяемое как воздушное пространство, но, в конечном итоге, кроме этого означающее жизненную силу, энергию, ветер) — это внешняя форма энергии. В данном контексте мы разглядываем это легко как подразделение одной и той же энергии — термином прана обозначается та энергия, которая существует в теле и образует комплекс ум-тело на разных уровнях его утончённости. Этот нюанс интересует нас на протяжении практики пранаямы.

В тантрических и разных вторых текстах, энергию либо прану символизируют могущественная богиня-мать Шакти, либо Кали, и другие богини. Она считается женским нюансом бытия, плодородной землёй, на которой сознание (олицетворяемое разными всевышними, в особенности, Шивой) может укореняться, расти и проявляться во вселенной. Шакти либо прана — это чрево бытия. Основной темой тантры есть соединение Шивы и Шакти, благодаря чему сознание может идеальным образом высказывать себя через посредство энергии, праны. Шива — это зрение, а Шакти — глаза; Шива — это слух, а Шакти — уши. Прана и управление ею составляют важную часть всех этих духовных совокупностей, но известны они под различными заглавиями.

Существовало ли представление о пране в других религиях и культурах? Непременно да, потому, что данный принцип не есть чем-то неестественным, он представляет собой основополагающий нюанс бытия. И исходя из этого нас не должно удивлять то, что он упоминается в самых религиях и различных культурах всей земли. Давайте разглядим пара примеров.

В христианстве придаётся огромное значение хлебу и вину, применяемым на протяжении святого причастия. За данной церемонией скрыт великий символический суть, не смотря на то, что его знают немногие. Хлеб — это хлеб судьбы, и это в точности то, что он символизирует — энергия, прана либо жизненное начало вселенной. Вино символизирует духовное просветление, пьянящее счастье познающего сознания. Вот из-за чего эти две составляющих вкушают на протяжении обряда: их сочетание олицетворяет единство двух качеств бытия, в частности, энергии и единство сознания.

В Библии имеется множество вторых упоминаний о пране. К примеру, в Послании к коринфянам сообщено: «Потому что мы многие — сущность один одно тело и хлеб, потому что все причащаемся от одного хлеба» ( I, Кор., 10:17). Под хлебом тут подразумевается не прана либо энергия, а сознание. Иными словами, данный текст возможно перефразировать следующим образом: «Мы многие (люди), в конечном итоге — одно тело и одно сознание (праны либо универсальной энергии), потому что все мы соучаствуем в этом едином сознании». Это светло показывает согласие между древними и йогическим христианством индийскими концепциями.

В старом Китае понятие универсальной энергии занимало позицию лидера. Китайцы именовали её ци. Как и в учении йоги, у них было высокоразвитое и целостное представление о его связи и человеке со вселенной. Они полагали, что вся вселенная пронизана энергией и что любой из нас, будучи теснейшим образом связан со вселенной, есть вместилищем энергии. В соответствии с классической китайской философии, универсальная энергия складывается из двух неизменно взаимодействующих начал, каковые именуются инь и ян. Они порождают материю и все её превращения, и руководят всеми разнообразными формами энергии. Явленная вселенная рассматривалась как гармоничное целое, подверженное трансформации благодаря непрекращающегося сотрудничества взаимодополняющих и всегда изменчивых инь и ян. Инь и ян возможно разглядывать как хорошую и отрицательную силы, два полюса явленного целого. Энергию либо прану вселенной символизирует рисунок (в йоге мы бы сообщили янтра либо мандала), на котором начала инь и ян изображены в виде двух взаимозависимых и взаимно переплетённых частей целого, любая из которых содержит в себе зародыш либо потенциал второй. Эти начала объединяет либо удерживает совместно Дао — Сознание.

Не следует вычислять это всего лишь теорией. Эта концепция употребляется в совокупности акупунктуры, которая использовалась в Китае в течении тысячелетий и применяется в современном Китае. Удачи данной совокупности в лечении болезней основаны на концепции инь и ян. Если бы начала инь и ян не воображали, пускай приближённо, настоящую обстановку с энергией во вселенной и в людской теле, то акупунктура была бы неспособна достигать тех хороших результатов, каковые она дает. Кроме того в современном материалистическом Китае доктора вынуждены признавать старую теорию, дабы растолковывать практические результаты, каковые они приобретают у миллионов больных с самыми разнообразными болезнями.

Существование универсальной энергии, праны, обширно признавалось в течении всей истории. Современная наука кроме этого говорит, что фундаментальной субстанцией окружающего нас космоса есть энергия. В этом отношении наука, йога и другие древние учения согласны между собой. Как раз природа праны всегда вызывала противоречия между традиционной мыслью и наукой, не смотря на то, что самые последние научные изучения снова подтверждают то, что другие древние и йоги мудрецы знали интуитивно, в частности то, что физическое тело окружено и управляется энергетическим либо праническим телом.

Праническое тело

Давайте, в первую очередь, разглядим, что говорит йога о пране в связи с людской телом. Учение физиология и йоги согласны в том, что в организме существуют разные виды энергии: нервная энергия, тепловая, химическая и т.п., каковые функционируют в различных частях тела. Эти виды энергии разрешают разным органам, мышцам и нервам функционировать и поддерживать сообщение с мозгом. Без них мозг и физическое тело не могли бы функционировать. Эти энергии возможно классифицировать как разные формы праны. Физиология ограничивается изучением этих их взаимоотношений и энергий между собой. Иначе, йога говорит, что наровне с энергиями, каковые знает и признает физиология, существуют другие формы праны как в тела, так и около него. Эти другие формы праны влияют на нашу жизнь.

Йога говорит, что физическое тело окружает и пронизывает энергетическое тело, которое именуется пранамайякоша, дословно «оболочка праны». Это соответствует эфирному телу, обрисовываемому людьми, у которых просыпаются парапсихические свойства. В этом праническом теле прана движется по определённым каналам. В терминологии йоги они именуются нади. Многие люди вычисляют нади легко нервами (а часто и кровеносными сосудами) физического тела. Но это, непременно, не то, что имеется в виду под нади. Не смотря на то, что потоки энергии, очевидно, проходят по кровеносным сосудам и нервам, но под нади подразумеваются проводящие дороги либо потоки особенной формы праны, более узкие, чем энергии, в большинстве случаев разглядываемые в физиологии. И это не просто любопытная догадка, потому, что русские учёные сравнительно не так давно сфотографировали нади, и течение праны.

Разглядим аналогию с радиоприемником. Радиоприемник складывается из различных частей, делающих своеобразные функции. Человеческое тело складывается из разных органов, каковые кроме этого делают определённые функции. И в том и другом случае — радиоприёмника и человеческого тела — совокупность либо соединение этих разных частей образует единое целое. Сейчас представьте себе человека, что ни при каких обстоятельствах не видел радиоприемника. В случае если перед тем, как включить приемник, вы сообщите этому человеку, что он принимает программы от передающей станции, находящейся за сотню миль, и издает в точности тот же звук, ваш собеседник, возможно, с недоверием засмеётся. «Как это вероятно?» — поразмыслит он — «В случае если между приемником и передающей станцией нет никакого видимого соединения, наподобие провода, как же он может воспроизводить программы?». Но, благодаря опыту и науке применения радио, все мы знаем, что никакое видимое соединение не обязательно — сообщение осуществляется в невидимой форме, при помощи электромагнитных волн. Тело подобно радиоприемнику, оно приобретает энергию либо прану из внешней среды. В то время, когда тело здорово, и нади снабжают свободное течение праны, оно подобно прекрасно настроенному радиоприемнику. Нездоровое тело похоже на ветхий, изношенный радиоприемник; оно не может как направляться настраиваться на окружающие энергии. Цель пранаямы пребывает в том, дабы настраивать ум и тело на высокую чувствительность, дабы человек принимал эти космические энергии, и дабы сознание имело возможность проявляться в теле и нашем уме в собственном первозданном великолепии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: