Ресурсы (факторы производства)

Главные понятия

ПОТРЕБНОСТИ

Любой человек, совершая какие-либо действия, пытается к чему-то. Так, как раз потребность в этом «чем-то» и побуждает человека выполнять определенные действия. Дадим более правильное определение потребности.

Потребность — желание устранить либо сократить дефицит чего-либо, нужного для обеспечения жизнедеятельности и/либо развития человека.

Все потребности возможно поделить на две громадные категории — первичные и вторичные. К первичным потребностям относят такие потребности, каковые связаны с обеспечением жизнедеятельности человека. Вторичные потребности — все остальные.

Так, к первичным потребностям относят, к примеру, потребности в дыхании, сне, питье, еде, одежде и жилье. Отличительной чертой первичных потребностей есть отсутствие возможности заместить удовлетворение одной из них удовлетворением второй. К примеру, нереально, предоставив человеку одежду, решить проблему голода. Ко вторичным потребностям возможно отнести, к примеру, потребности в культурном досуге, увеличении образования и т.д. При удовлетворении этих потребностей человек может пойти на то, дабы отказаться от удовлетворения одной из них вместо на удовлетворение второй.

Благо — это средство, удовлетворяющее потребность.

Одну и ту же потребность довольно часто возможно удовлетворить посредством разных благ. В данной связи хотелось бы сходу выделить необходимость отличать блага от потребностей. К примеру, у человека возможно потребность в еде, но не может быть потребности в сыре, хлебе либо молоке. Вероятна и обратная обстановка — одно да и то же благо может употребляться для удовлетворения разных потребностей. К примеру, бензин может служить топливом для передвижения на машине, растворителем при исполнении ремонта и горючим при разведении костра. Очевидно, вероятны ситуации, в то время, когда потребность возможно удовлетворена лишь единственным благом (по крайней мере в массовом масштабе либо в течение долгого времени). Вряд ли в скором будущем потребность во сне удастся удовлетворять в противном случае, чем выделяя определенное время на отдых, а потребность в дыхании — применяя окружающий воздушное пространство.

Все блага, применяемые человеком, возможно поделить на две категории: свободные и экономические.

Свободными именуют блага, владеющие свойством неограниченности, другими словами такие, каковые имеются в достаточном количестве, дабы удовлетворить потребности всех желающих. Они не производятся человеком. Примерами таких благ являются воздушное пространство, вода океанов и морей (обратите внимание, что питьевая вода к свободным благам не относится), энергия солнца, ветра, приливов и т.д.

Экономическими мы будем именовать ограниченные блага, другими словами такие, количество которых не хватает, дабы удовлетворить потребности всех желающих Книжки, хлеб, шоколад, машины — все это примеры экономических благ. Степень уникальности определяется количеством и интенсивностью потребности блага, талантливого разрешённую потребность удовлетворить. Чем выше интенсивность потребности и меньше количество блага, тем выше его уникальность (и цена).

Экономические блага, со своей стороны, смогут быть разбиты на несколько разделов. Нужно не забывать, что деление на категории осуществляется по разным показателям, исходя из этого блага, относящиеся к разным разглядываемым категориям, нельзя сравнивать между собой, как нельзя сравнить два мячика, о которых мы знаем лишь то, что один из них тяжелый, а второй — красный.

Итак, экономические блага возможно поделить на пара групп:

v услуги и Товары.(Самостоятельно заполнить отличие между товаром и услогой)

ТОВАР УСЛУГА

v Дополняющие и заменяющие блага.

Дополняющими именуют такие экономические блага, каковые при совместном потреблении разрешают лучше удовлетворить некую потребность, нежели если бы они потреблялись по отдельности. Второе наименование таких экономических благ — комплементы (от англ. complement). К примеру, в случае если у вас в один момент имеется и правый и левый ботинок, то это для вас значительно предпочтительнее, нежели если бы у вас был лишь один ботинок на правую ногу либо на левую.

Фотоаппарат без фотопленки кроме этого не имеет возможности делать собственные функции. Приведенные примеры иллюстрируют обстановке, в то время, когда одно из благ делается фактически ненужным без другого. Вероятна и менее твёрдая степень комплементарности. Допустим, вы занимаетесь в классе, применяя стул и стол. В принципе, вы имели возможность бы записывать и без стола либо, напротив, сидя за столом на корточках, но и то и другое было бы менее комфортно, чем совместное применение этих двух благ.

Заменяющими именуют экономические блага, каковые помогают для удовлетворения одной и той же потребности так, что потребитель может заместить одно благо вторым. Второе их наименование — субституты (от англ. substitution). Как пример возможно привести Пепси и Кока-колу, сушки и баранки, мандарины и апельсины и т.д. — степень субституции сильно зависит от вкусов конкретного человека. Смогут видеться люди, каковые не различают, к примеру, вкуса Пепси и Колы, а смогут видеться те, кто обожает один из этих напитков и отрицательно относится ко второму.

v Текущие и будущие блага.

Большая часть из нас попадали в ситуации, в то время, когда хочется купить некое дорогостоящее благо, а текущего бюджета не хватает. В таковой ситуации вероятно два варианта: или забрать кредит и приобрести на данный момент, а позже расплачиваться с кредитором, или начать откладывать на приобретение и осуществить ее в будущем. В первом случае мы как бы меняем будущие блага на текущие; во втором — напротив.

Так, будущие блага, даже если они до тех пор пока и не произведены, очевидно воздействуют на темперамент экономического ответа в настоящем.

Те, для кого серьёзнее текущее потребление, станут заемщиками, а те, кому ответственнее потребление будущих благ — кредиторами. Обратите внимание, существование одних нереально без наличия вторых. Такое, на первый взгляд, очевидное и простое деление экономических благ есть базой существования всей банковско-кредитной совокупности.

v Качественные и некачественные блага.

Качественные экономические блага — это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя. Иначе говоря при увеличении дохода потребителя потребление качественных благ возрастает, а при понижении дохода — уменьшается. Такие блага кроме этого именуют обычными благами (от англ. Normalgoods).

Некачественные экономические блага — это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя, другими словами при увеличении дохода потребитель уменьшает количество потребления данных благ, а при понижении дохода — увеличивает. В противном случае некачественные блага именуют инфериорными (от англ. inferiorgoods), либо благами низшей категории. Деление экономических благ на качественные и некачественные в значительной мере зависит от уровня и вкусов потребителя его дохода. Одно да и то же благо возможно качественным для потребителя при данном уровне дохода и некачественным при втором, не говоря уже о разных потребителях.

Обратите внимание, с позиций потребительских качеств трансформаций в товаре не происходит. Но отношение потребителя к благу изменяется с трансформацией уровня дохода.

Попытаемся оценить правильность следующего утверждения: «тёмная икра — качественное благо, а перловая крупа — некачественное». Дать согласие с ним, значит появляться в плену бытовой логики. С позиций экономической теории нет никаих поводов для для того чтобы утверждения, пока мы не убедились, что с ростом дохода потребителя покупаемые крупы и объёмы икры изменились в соответствующих направлениях.

v Частные и публичные блага.

Частными именуются экономические блага, владеющие особенностями конкурентности (делимости) и исключаемости. Публичными — экономические блага, владеющие особенностями неконкурентности (неделимости) и неисключаемости. Наряду с этим неконкурентность (неделимость) свидетельствует, что потребители не соперничают между собой за пользование данным благом, потому, что любой потребляет целый существующий количество этого блага как целое, и данное благо приносит однообразную полезность всем потребителям, независимо от их числа. Неисключаемость свидетельствует, что из процесса потребления данного блага нельзя исключить тех, кто не платил.

Примерами публичных благ являются армия, светофор, уличное освещение, маяк, салют и т.д. Публичные блага не смогут приносить яркую материальную пользу обладателю, поскольку он не имеет возможности поделить людей на тех, кто платит за данное благо, и тех, кто не платит. Вследствие этого частные компании сами по себе не имеют никаких экономических стимулов к производству публичных благ.

Помимо этого, публичные блага порождают проблему «зайца», связанную с тем, что потребители склонны занижать (подчас впредь до нуля) собственную готовность платить за публичные блага. Попытайтесь оценить, в какую сторону изменились бы затраты нашей страны на содержание армии в случае, если бы единственным их источником были необязательные взносы граждан.

Так, единственным экономическим агентом, талантливым инициировать производство публичных благ, есть государство. Из этого утверждения не нужно, что государство обязано само создавать все публичные блага (не смотря на то, что таковой вариант кроме этого не исключается). Ему достаточно стимулы к их производству, к примеру, предоставив налоговые либо инвестиционные льготы тем компаниям, каковые примут участие в выпуске публичных благ.

самые частыми неточностями, которые связаны с данным разделением экономических благ, являются следующие:

? смешение понятий свободных и публичных благ;

? отнесение к публичным благам бесплатного здравоохранения, общественного транспорта и образования (поразмыслите, владеют ли особенностями неконкурентности первые два блага и неисключаемости — последнее).

РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА)

В экономической теории выделяют четыре главных вида ресурсов: труд, почва, капитал, предпринимательские свойства.

Под ресурсом «труд» понимается совокупность умственных и физических свойств человека. За собственный труд рабочие, служащие, ученые приобретают зарплату. Соответственно, доход, что приобретают обладатели ресурса «труд», именуется в экономической теории «заработной платой».

Ресурсом «капитал» именуют главные фонды фирм (строения, сооружения, автомобили, оборудование). Наряду с этим к капиталу как фактору производства ни за что не относятся деньги, акции, облигации, чеки, векселя, банковские квитанции и т.д. Доход, приобретаемый собственниками ресурса «капитал» от сдачи его в аренду, именуется «процент». Это может показаться необычным на фоне прошлого утверждения (так как процентом мы привыкли вычислять тот доход, что возможно взять в банке от вложения денег). В действительности все взаимосвязано. Какая самая очевидная альтернатива существует у компании либо человека, решивших инвестировать в приобретение капитала? Само собой разумеется, положить их в банк либо акции. Какую же из альтернатив выберет рациональный экономический агент? Разумеется ту, которая более прибыльна. Следовательно, будущий доход капитала нужно представить в виде, сравнимом с доходом от денежных вложений, и осуществлять вложения в капитал только при условии, что они принесут больший процент дохода. Со своей стороны, в случае если вложения уже осуществлены, то какую плату потребует хозяин капитала, в случае если ему предложат дать капитал в аренду? Такую, которая не меньше доходности, присущей данному капиталу (и которая выражена как процент на положенную сумму). Кроме этого нужно выделить различие между терминами «процент и» цена «капитала». Первый обозначает доход от продажи капитала и измеряется в финансовых единицах (к примеру, в рублях), второй же обозначает доход как раз от сдачи в аренду и измеряется в финансовых единицах за временной отрезок (к примеру, в рублях за год).

Под ресурсом «почва» знают совокупность природных ресурсов. В то время, когда произносится словосочетание «рынок почвы», то, в большинстве случаев, подразумеваются три составляющие: почва как сельхозугодия, почва под недра и застройку. Но в качестве фактора производства почва — более широкое понятие и дополнительно включает, например, леса, водоемы и т.д. Доход, приобретаемый обладателями ресурса «почва» за сдачу его в аренду, именуется в экономической теории «рента». Наряду с этим стоит обратить внимание на различие между терминами «рента и» цена «земли».

«Предпринимательские свойства» — это особенный вид трудового ресурса, заключающийся в способности соединять все остальные ресурсы в единый производственный процесс. Доход, что приобретает предприниматель, именуется в экономической теории «прибыль».

На данный момент довольно часто к данному перечню из четырех главных видов ресурсов додают пятый — «информация», потому, что Сейчас довольно часто успех либо неуспех коммерческой деятельности определяется как раз достоверностью и оперативностью взятой информации, а не дешевизной рабочей силы либо производительностью капитала.

Итак, деньги не являются ресурсом, но являются ли они экономическим благом? Существуют две противоположные точки зрения.

Приверженцы «отрицательного» взора утверждаю, что деньги самипо себе не смогут удовлетворять какие конкретно бы то ни было потребности, аслужат только универсальным средством расчетов, другими словами при помощи денег возможно обмен экономических благ. Другую точку зрения возможно проиллюстрировать самым несложным примером: «скупой рыцарь» — человек, для которого деньги ни в коемслучае не являются запасным средством обмена, а служатсамодостаточной сокровищем. Удовлетворяемую потребность возможно попытаться назвать по-различному, к примеру, «состоятельность»,«уверенность в собственном положении» и т.д.

Урок 18. Экономические ресурсы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: