Результаты нарративных интервью

Нарративное интервью предполагает рассказывание, историю, в которой респондент собственными словами говорит о собственной жизни, воспроизводя характерные ему структуры сознания. Внутренний порядок повествования достаточно независим и не сводится к событиям, в которых продуцируется [13].

Интервью проводились с безработными (возрастной диапазон — 16-52 года) женщинами и мужчинами. В качестве нарративного импульса употреблялся особый вопрос о той ситуации, в которой находится респондент.

При обработке (кодирование, категоризация) транскриптов интервью удалось выделить характерную структуру жизненного мира незанятых. Она не единственная, но релевантная изучаемой проблеме. Главными элементами данной структуры являются: а) ожидание человека к себе как участнику рынка труда; оно включает соответствующие притязания, самооценку. опыт ответа трудовых неприятностей: б) ожидаемые отношения со стороны рынка труда.

Оба элемента часто противостоят друг другу, имеют различные смысловые количества. Обычными являются повышенные притязания неработающих к собственной опытной судьбе. Наряду с этим они как бы не подмечают, более того, отрицают встречные оценки, установки, предоставляемые возможности. Их трудовое самоотношение не допускает иных жизненных контекстов, не считая уже ставших привычными. Как раз в них, привычных, наличные притязания должны осуществляться, а самооценка подтверждаться (характерно высказывание одного респондента: я был лучшим, а в итоге обязан претендовать на то же, что и все). Закрытость — термин, уместный для чёрта для того чтобы самоотношения. Оно отключено от ожидаемых требований и это ведет к дезадаптационному эффекту5.

5 Очевидно, не нужно упрощать обстановку. Трудоустройство безработных возможно связано не только с понижением их прошлого

Эта субъективная конструкция, вычленяемая из интервью, имеет теоретические аналоги. К примеру, в рамках адаптационной модели развития интеллекта Жана Пиаже она имела возможность бы интерпретироваться как доминирование ассимиляторной схемы в ущерб процессам аккомодации к текущим событиям. Следствием для того чтобы соотношения есть развитие у человека аутизма либо эгоцентризма [17].

Еще одним объяснительным контекстом имели возможность бы стать представления о структуре ролевого поведения и вероятных соотношениях между ролевыми ожиданиями со стороны окружающих и ожиданиями человека к самому себе. При их осознаваемого рассогласования и несовпадения смогут наступать разного рода внутренние конфликты, сопровождаемые негативными психотерапевтическими эффектами впредь до отказа от активности[20].

Сотрудничество между трудовым самоотношением и ожидаемыми отношениями со стороны рынка труда возможно разбирать через призму интеллектуальных, ролевых и других структур, но специфику предмета анализа оптимальнее передает такое понятие, как трудовое самосознание субъекта. Его наиболее значимым для адаптации свойством есть гибкость/ жесткость, другими словами возможность перестройки сотрудничества двух упомянутых составляющих6. Результаты нарративных интервью разрешают подметить, что гибкость трудового самосознания и адаптация связаны между собой.

социально-трудового статуса, но и с угрозой деперсонализации. По крайней мере, они так мыслят. Как с печалью увидела одна женщина, им необходимы лишь паши руки, по контексту подразумевая небрежное отношение работодателей к своим работникам и нарушение норм трудового законодательства.

В данной связи очень продуктивным может оказаться обращение к идеям Дж.Мида о сотрудничестве спонтанного и нормативного начал в самосознании как механизме регуляции личного поведения, развития социальных общества и групп в целом (см. [31]).

Подводя результат краткому описанию результатов качественного изучения, представим его неспециализированную схему (рис. 2).

Заключение.

Опыт применения двух подходов разрешает сформулировать кое-какие правила в построении социального изучения, сделать содержательный вывод.

Количественный и качественный подходы реализуют различные познавательные стратегии: применение дедуктивной и индуктивной логики, подтверждение сконструированных абстракций и восхождение от конкретных фактов к теоретическим построениям, обнаружение общегрупповых тенденций и анализ личных вариаций. Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий и замыкании логического цикла изучения. Назовем это правилом логической полноты, попутно обратив внимание на то, что научное изучение строится по аналогии с механизмами функционирования и развития мышления: последовательные децентрации (Ж.Пиаже), анализ через синтез (С.Л.Рубинштейн). Количественный и качественный подходы смогут предметно наполнять эти механизмы.

Правило логической полноты уместно дополнить правилом репрезентации состоянии объекта изучения, которое снабжает многомерное видение изучаемого явления. В случае если количественный подход в основном разрешает узнать нормативные тенденции, то качественный подход целесообразен таких социальных ниш, в которых возрастные, демографические и другие нормы предстают своеобразным образом и дают пищу для сопоставлений и новых размышлений. В данной связи целесообразно намерено планировать изучение особенных групп, особость которых выводится из базисной теоретической модели изучения. Если бы мы, к примеру, изучали нормативные тенденции в адаптации безработных, то, следуя правилу репрезентации, нам следовало обратить внимание на тех, кто нигде не зарегистрирован; в отношении последних качественные способы формирования выборки, сбора данных предпочтительнее количественных.

В содержательном замысле количественный и качественный подходы обеспечили многостороннюю реконструкцию механизма адаптации человека к социальным трансформациям. Три психотерапевтические действительности пересекаются в нем: а)поведенческие проекты, допускающие социально-трудовую мобильность; б) осознание собственных социального окружения и индивидуальных особенностей в качестве ресурса для реализации проектов; в) эластичное самосознание, снабжающее внутреннюю открытость и подключенность притязаний, самооценки, личного опыта к ожидаемым требованиям. способы и Соотношение сотрудничества этих действительностей определяют стратегию повседневной активности человека в изменяющихся событиях.

По форме осуществленная реконструкция имеет сходство с тем, что Р.Мертон назвал дисциплинированным эклектизмом, другими словами контролируемым и систематическим применением комплиментарных идей [30]. В рассмотренных примерах, но, обращение шла не только об идеях, но и методах их порождения.

Интервью || Никита Белых о физическом театре


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: