Римско-эллинистнческая философия.

Эллинистическая философия (от греч. hellen — грек) — греко-римская философия во время от начала походов Александра Великого (356-323) до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эру — до конца Старого мира (сер.6 в).

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Упрочнения, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политике, которое проявилось у греческих философов, неспешно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием или агностицизмом и скептицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению по большому счету быстро падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. (еще Перипатетики. Отвлечённая философия. Эклектицизм. Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не какое количество к построению законченной теории познания и бытия, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определ. образа судьбы. Мыслить по-киничиски – лишь средство, цель жить по — кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только очень бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники желали быть нагими и одинокими, культурные навыки и социальные связи – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, осуждая неспециализированные понятия, как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник стоицизма.

Эпикуризм. Эпикуреизм — образ и учение судьбы, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не вспоминая предпочтение материальным эйфориям судьбы. По всей видимости, самый выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произведения: Правило (канон), О природе и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. В случае если Демокрит характеризует атомы по величине, положению и форме в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство — тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, перемещения.

Эпикурово познание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека имеется свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взоры. В соответствии с Эпикуру, душа — это не что-то бестелесное, а структура атомов, узкая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур — сенсуалист. В базе всякого познания лежат ощущения, каковые появляются при отделении отражений от объективно существующих предметов и попадают в отечественные органы эмоций. Так, главной предпосылкой всякого познания есть существование объективной действительности и ее познаваемость посредством эмоций.

Громадное внимание уделял Эпикур и понятиям. точность и ясность употребляемых понятий он считал базой любых рассуждений.

Этические и по большому счету философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Главным источником существования и возникновения религии он считал незнание и страх смерти естественных законов. Эпикуреизм воображал собою в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. самый четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл хорошую роль.

Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, что в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде делается одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат О людской природе. Стоики довольно часто сравнивали философию с людской организмом. Логику они считали скелетом, этику — мышцами, а физику — душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую философию в широкую совокупность. Стоики характеризовали философию как упражнение в мудрости. Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать умозаключения и суждения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая есть центральной частью стоической философии.

В онтологии стоики признают два фундаментальных принципа: материальный принцип (материал), что считается базой, и духовный принцип — логос (всевышний), что попадает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью вычисляли материальный принцип (не смотря на то, что, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (всевышний) — активным принципом). Понятие всевышнего в стоической философии возможно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, в соответствии с их взорам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он есть законом необходимости, провидением. Понятие всевышнего информирует всей их концепции бытия детерминистский, впредь до фатализма, темперамент, что пронизывает и их этику. В области теории познания стоики воображают по преимуществу древнюю форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую совокупность категорий — четыре главными категориями: субстанция (сущность), количество, отношение и определённое качество, в соответствии с определенному качеству. Посредством данных категорий постигается реальность.

носителем и Центром познания, в соответствии с стоической философии, есть душа. Она понимается как что-то телесное, материальное. Время от времени ее обозначают как пневма (соединение огня и воздуха). Ее центральную часть, в которой локализируется свойство к мышлению и по большому счету все то, что возможно выяснить в этих терминах как психологическую деятельность, стоики именуют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Личный разум есть частью мирового разума. Не смотря на то, что стоики вычисляют базой всякого познания эмоции, громадное внимание они уделяют и проблемам мышления.

Стоическая этика выдвигает на вершину людских упрочнений добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель свидетельствует жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре главные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности — распущенность, справедливости — доблести и несправедливость — трусость, малодушие. Между добром и злом, между грехом и добродетелью четкое, окончательное различие.

Стоическая философия, по всей видимости, оптимальнее стращает развивающийся кризис духовной судьбы греческого общества, что явился следствием экономического и политического разложения. Как раз стоическая этика самый адекватно отражает собственный время. Это этика &не;сознательного отказа, сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Только в себя человек может отыскать основную и единственную опору. Исходя из этого стоицизм снова оживает во время кризиса Римской республики и после этого во время начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление — скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал собственные идеи устно. Исходя из этого все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эру складываются его правила, потому что скепсис определялся не методическими установками в неосуществимости предстоящего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И данный отказ делается программой.

Аргументы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: к примеру, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 — подчеркивает личные различия людей с позиций физиологии и психики, 3 — о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали упор на субъективизм познания человека. Исходя из принципа ничего не утверждать, подкрепленного тропами, скептики отвергали каждые попытки познания обстоятельств и отбрасывали каждые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание законов и явлений природы, эта философия отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону — достижение атараксии (самообладания, невозмутимости).

Не смотря на то, что скептицизм во многом критически постигает настоящую проблематику сложности развития познания, его главной чертой были, но, отказ и безнадёжность, ведущие к агностицизму.

2.5 Древняя философия: эллинизм — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: