Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция

Практическое занятие № 5.

Словесное оформление публичного выступления.

композиция и Содержание информативной речи.

контакт и Оратор с аудиторией.

Задания:

1. Приведите примеры выступлений, отражающих разные виды красноречия – политического, судебного, отвлечённого, социально-бытового, духовного. Обоснуйте вашу риторическую квалификацию текстов.

2. Продумайте и напишите конец и начало выступления.

3. Письменно выполните упражнения, каковые окажут помощь Вам сказать светло, конкретно и устанавливать контакт с аудиторией.

а) переведите фрагмент письменной речи в регистр устного дискурса:

Методика проведения занятий по речевым тактикам включает анализ текстов, иллюстрирующих ту либо иную тактику, построение моделей речевых тактик, запоминание речевых стереотипов, применяемых в речевой тактике, творческие задания типа деловых игр, где партнеры должны по ходу диалога мочь выбрать либо поменять речевую тактику в соответствии с коммуникативными интенциями говорящих и обстановкой общения.

б) Измените текст так, дабы добиться большой конкретности в изложении. Для этого рассказываете не об идеях, а о людях, применяйте изобразительные средства языка (тропы), приводите примеры:

Ниже отправится обращение о непродуктивных моделях беседы, характерных для людей, придерживающихся стратегии близости. Модель «Жалобы» пребывает в том, что любой из собеседников поочередно жалуется на судьбу. Комплект тем бесконечен. Собеседники расходятся с ощущением идеальной ими неловкости и усилившимся эмоцией катастрофичности бытия.

в) придайте следующему фрагменту речи черты драматического произведения: применяйте прием диалогизации, употребляйте глаголы настоящего времени, местоимения 1, 2 лица и др.

Для успешной организации речевого сотрудничества в рабочий беседе реплики лучше облекать в форму вопроса, а не в форму сообщения, по причине того, что: а) это даст говорящему инициативу, он может стать ведущим в беседе; б) утверждения говорящего утратят излишнюю категоричность и не позовут протеста; в) будет взята необходимая информация.

г) Напишите полный текст выступления либо шпаргалку (конец и начало речи, главные слова, переходы, цитаты).

Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция

1. Смысловые модели: род-вид, определение, целое – часть, обстоятельство – следствие, сравнение и др. Дайте чёрта телепередачам-играм «Как стать миллионером?», «Осознай меня», «умницы и Умники» с позиций их смысловой модели.

2. Сформулируйте собственное определение предметов: политика, консерватизм, либерализм, радикализм, популизм. Сравните со словарными толкованиями.

3. Проанализируем текст. Для современного сознания слово – всего лишь символ, что имеет собственный лексическое значение. Оно складывается из множества представлений о показателях предмета, значительных и случайных, нужных и малозначительных, одинаково прекрасных либо невыразительных. Содержание понятия кроме этого складывается из обобщенных показателей предмета, но уже лишь самых серьёзных, значительных, нужных для опознания вещи и по возможности подлинных. В содержании понятия, к примеру, о столе будут указаны самые нужные показатели: опора ножек и плоскость поверхности, в значении же слова СТОЛ таких показателей большое количество больше, да так как и самих столов во всем их разнообразии множество. «СТОЛОВ» станет еще больше, в случае если мы углубимся в «ИСТОРИЮ СТОЛОВ», завлекая для рассмотрения кроме этого и стулья, застолья, столицы, престолы и другое, что своим происхождением связано с древним словом-образом «СТОЛ». Показатель показателю рознь, но в словесном показателе больше и личного и национального… Развитие и мужание мысли и содержится в том, что в постоянном поиске, отражая внешний мир, человеческое слово все строже и четче высказывало представление о самом значительном показателе того либо иного предмета, порождая тем самым понятие о нем (В. Колесов. Мир человека в слове Старой Руси).

Как употребляется тут расчленение на части мысленного целого?

4. Приведите примеры применения модели «свойства», «сопоставление», «сравнение», «противопоставление».

5. Как употребляется в тексте модель «обстоятельство – следствие».

Современному человеку думается ответственным не то, что сближает и объединяет, но что различает, — показатель либо свойство, по которым отчетливей виден суть вещи, явления, события. И возможно, оттого так мало внимания обращает отечественный современник на родной язык: тот, как воздушное пространство, как вода, везде, неизменно с нами – и появляется иллюзия его малоценности. За что не платят рублем, то думается недорогим. Забывают, что самый главный показатель общности у людей так же, как и прежде – язык. Вариации данной модели.

6. Модель «Имя». Главным словом в гуманитарных науках есть слово народ. Обратившись к толковым и этимологическим словарям, создайте текст с данным главным словом.

7. Что объединяет в размещении текста описание, рассуждение и повествование? В каком типе речи правила размещения более свободные? Более твёрдые?

Гусейнов Гасан — Риторическая рука


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: