Роль и функции анализа в управлении производством и повышении его эффективности

В условиях рыночной самостоятельности нужна детальная информация об управляемом объекте, ее принятие и анализ действенных управленческих ответов.

Совокупность управления складывается из взаимосвязанных функции – планирования, учета, принятия и анализа управленческих ответов. В учете информация планирует, обобщается и накапливается, а после этого находит собственный отражение в отчетности. Информация накопленная в регистрах учета есть источником информации для анализа. Дельный экономист, вместо пустяковых тезисов обязан сесть за изучение цифр, фактов и данных, проанализировать их и отметить, неточности там-то, исправить необходимо так-то.

Экономическ4ий анализ появился с целью развития практики и есть одним из видов управленческой деятельности, он предшествует принятию ответов. Начальник субъекта хозяйствования обязан знать, что делается в организации каждый день, какие конкретно хозяйственные операции совершаются и в чес их сущность. Информация есть валютой и источником познания ХХ1 века.

Анализ преследует следующие цели:

— дать верную оценку состояния управляемого объекта и указать как он отличается от требуемого состояния:

— распознать возможности и пути перевода управляемого объекта в требуемое состояние;

— выяснить характер и величину резервов роста эффективности производства;

— подготовить материалы для принятия действенных управленческих ответов, планирования на будущее с учетом распознанных резервов.

Содержание анализа как научной дисциплины вытекает из тех функции, каковые он делает. К таким функциям относят:

1. Изучение тенденций и явлений развития и закономерностей процессов в конкретных субъектах хозяйствования.

2. Составление научно обоснованных замыслов на ближайшую и будущую возможности.

3. 3.Постоянный контроль за исполнением управленческих решений и планов.

4. Обнаружение резервов роста эффективности деятельности организаций.

5. Формирование предложений и выводов и их реализация.

4. ВЫВОДЫ:

В широком смысле слова анализ есть методом явлений и познания процессов от общего к частному и, напротив — от частного к неспециализированному, другими словами при изучении экономисты используют дедуктивные и индуктивные способы.

Предметом экономического анализа есть всесторонняя деятельность отдельных субъектов хозяйствования разных форм собственности, т.е. экономические процессы происходящие как в самой организации, так и в ее структурных подразделениях.

Объектом анализа являются экономические результаты деятельности отдельных субъектов хозяйствования – количества продаж и производства, себестоимость товаров(продукции, услуг и работ), денежные результаты, другие показатели и платёжеспособность организации.

Под показателем знают обобщенную количественную чёрта социально-явлений и экономических процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.

Для содержания анализа и правильного понимания задач его классифицируют по разным показателям.

По отраслевому показателю — отраслевой и межотраслевой;

По показателю времени – Предварительный и последующий, а последующий делится на своевременный и итоговый;

По пространственному показателю — внутрихозяйственный и межхозяйственный;

По методике изучения объекта –сравнительный, факторный, маржинальный, экономико-статистический, функционально-стоимостной;

По охвату изучаемых объектов – целый и выборочный;

По субъектам анализа – внутренний и внешний;

По содержанию программы – комплексный и тематический.

Маржинальный.

Экономико-статистический.

Функционально-стоимостной.

По субъектам – внутренний и внешний.

Методомэкономического анализа есть универсальный способ познания – способ диалектического материализма. Он разглядывает все явления и процессы в их тесной связи, постоянном перемещении, взаимозависимости и развитии.

Методикой экономического анализа есть совокупность приёмов и правил применяемых в анализе.

Главными приемами анализа являются приемы сравнения, группировки, относительных и средних размеров, графический и балансовый. Перечисленные выше приемы относят к классическим методам обработки экономической информации.

Не считая классических способов в анализе обширно применяют методы детерминированного факторного анализа, методы стохастического факторного анализа и методы оптимизации показателей.

К методам детерминированного факторного анализа относят метод цепных подстановок, индексный способ, способ безотносительных отличий, способ относительных отличий, интегральный способ.

К методам стохастического факторного анализа относят корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ.

К методам оптимизации показателей относят программирование, теорию игр.

Ключевыми принципами анализа являются:

1. Анализ обязан базироваться на национальном подходе при оценке экономических результатов и процессов деятельности субъектов хозяйствования. Результаты хозяйствования должны соответствовать социальной, экономической, экологической и интернациональной политике страны.

2. Анализ обязан носить научный темперамент, т.е. базироваться на диалектическом способе познания и учитывать воздействие экономических законов, применять передового опыта и достижения науки.

3. Анализ должен быть всесторонним, т.е. комплексным.

4. Аналих должен быть системным, объективным, конкретным и правильным.

5. Анализ должен быть своевременным, действенным, демократичным и действенным.

Дельный экономист, вместо пустяковых тезисов обязан сесть за изучение цифр, фактов и данных, проанализировать их и отметить, неточности там-то, исправить необходимо так-то.

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом экономического анализа?

2. Назовите объекты анализа.

3. Что знают под методикой и методом экономического анализа?

4. Перечислите главные виды анализа.

5. Приведите примеры факторного анализа с применением приемов полных цепных подстановок и разниц.

6. Перечислите функции анализа.

7. Какую роль играется экономический анализ в управлении?

8. Что знают под методикой и методом экономического анализа?

9. Какие конкретно Вы понимаете показатели применяемые в экономическом анализе?

10. В каких случаях употребляется прием безотносительных отличий?

Тема 2. Структура роль анализа-и комплексного бизнес плана в мониторинге и разработке главных плановых показателей

2.1. Роль бизнес-планирования в развитии предприятия

Планирование деятельности разрешает достигнуть поставленных целей, основная из которых – максимизация прибыли.

Планирование есть нужным элементом деятельности каждой организации и является функцией управления.

Бюджет – это количественное выражение замысла.

Бюджетирование – это процесс подготовки оптимальных управленческих ответов.

В замыслах экономического и социального развития отдельных субъектов хозяйствования предусматриваются показатели по количеству продаж, количеству производства, производства и себестоимости продаж, и денежных результатов. В большинстве случаев, эти замыслы составляются на дальнюю возможность.

Бизнес-замысел – это часть замысла экономического и социального развития, и составляется таковой замысел, в большинстве случаев, на 1 год. В нем детализируются показатели замысла экономического и социального развития.

Существует пара классификационных показателей бюджетов организации. Возможно выделить следующие виды бюджетов:

  1. По сфере деятельности:
    • Операционные (текущие);
    • Инвестиционные;
    • Денежные.
  2. По видам затрат:
    • Бюджет текущих затрат;
    • Бюджет капитальных затрат.
  3. По методике составления:
    • Фиксированный бюджет;
    • Эластичный бюджет.
  4. По периоду составления:
    • Своевременный;
    • Текущий;
    • Перспективный.
  5. По детализации показателей (по степени содержания информации):
    • Укрупненный;
    • Детализированный.

Бизнес-замысел есть рабочим инструментом, что обрисовывает процесс функционирования отдельного субъекта хозяйствования, задачи и цели по их достижению. Бизнес-замысел оказывает помощь организации достигнуть определенных показателей по количествам производства, продажи, себестоимости, денежным итогам, занять новые позиции на рынке, взять кредитные ресурсы и привлечь инвесторов.

Бизнес-замысел конкретизирует замысел развития экономики организации и учитывает настоящие денежные возможности ее.

Бизнес-замысел разрешает решить следующие главные задачи отдельного субъекта хозяйствования, в частности:

— совершить экономическое обоснование целесообразности деятельности самой организации и ее структурных подразделений;

— выяснить на возможность количества продаж, производства, потребность в материальных, трудовых и денежных ресурсах;

— спрогнозировать ожидаемую платежеспособность, кредитоспособность и денежную устойчивость.

Любая из перечисленных выше задач решается во связи с другими задачами.

2.2. Структура этапы-и бизнес плана его составления

Четкой, последовательной структуры бизнес-замысла не существует, поскольку бизнес-замысел зависит от идеи, инвестиционного проекта либо замысла предстоящего развития отдельного субъекта хозяйствования, его специализации.

В практике работы отдельных организаций, в большинстве случаев, структура бизнес-замысла складывается из трех блоков.:

1 — словесное описание состояния бизнеса либо инвестиционного проекта;

11 – замыслы продаж, производства, обеспеченности ресурсами, т.е. те разделы, каковые поддаются количественному выражению;

111 – денежный замысел.

Этапы составления бизнес-замысла:

1 – подготовительный этап – краткое описание субъекта хозяйствования, его целей и основных задач. В этом случае субъект хозяйствования выступает как производитель услуг (и товаров работ). Данный субъект хозяйствования выступает как социальная организация, где сотрудники развивают и проявляют собственные способности и удовлетворяют потребности. Субъект хозяйствования есть соперником перед вторыми товаропроизводителями, социальной единицей, учитывающей интересы всего общества через оплату налогов и сборов и частью рыночной многоукладной экономики;

11 – определение целей разработки бизнес-замысла.

Цели становятся инструментом управления, в то время, когда они выяснены, сформулированы, доведены и приняты персоналом.

Основная цель бизнеса – максимизация прибыли – обязана конкретизироваться в определенных экономических показателях для каждого структурного подразделения. Успех деятельности отдельной организации зависит от эффективности работы её структурных подразделений. Цели становятся инструментом управления, в то время, когда они выяснены конкретно и известны работникам и персоналу. Возможно выделить следующие особенности целей:

a) соподчиненность (цели систем вышестоящего уровня обуславливают цели систем нижестоящего уровня);

b) развертываемость (неспециализированная цель бизнеса должна быть развернута по содержанию, структурным подразделениям и времени);

c) гибкость (цели должны быть эластичными, т.е. должны предусматривать вероятные корректировки);

d) измеримость (цели должны быть измеримы).

111 – определяется структура бизнес-замысла;

Структура бизнес-замысла зависит от размеров организации, наличия и специализации структурных подразделений). Главным показателем, определяющим размер, есть количество товарной продукции (выручка). Количество валовой продукции, наличие работников, главных и оборотных средств, производственных мощностей являются косвенными показателями, подтверждающими основной. Специализация – это процесс публичного разделения труда. Она определяется по структуре товарной продукции, т.е. по удельному весу каждого вида продукции в общем количестве продаж.

1У – разработка каждого раздела замысла. Данный этап есть самим ответственным, трудоемким и важным, к разработке каждого раздела замысла привлекаются особые отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, статистическая и бухгалтерская отчетность, индивидуальные наблюдения, фотография рабочего дня и др.

2.3. Роль экономического анализа в мониторинге и разработке главных плановых показателей

Первым шагом в составлении бюджета есть бюджет продаж. Ему предшествуют исследования рынка по предложению и спросу на этот вид товаров. Бюджет продаж включает в себя количество продаж в натуральных показателях, планируемую денежную выручку и цену от продаж.

Второй ход – бюджет производства. Количества производства зависят от внутрихозяйственной потребности и объёмов продаж в данном товаре.

Третий ход – бюджет главных и запасных материалов. Трудоемкий процесс составления, поскольку требуются технологии и техники производства, норм и материалов расходов и нормативов сырья на определенный вид продукции. При составлении этого бюджета употребляются специальная литература и экономические справочники.

Четвертый ход – бюджет по труду. Планируются трудоемкость производства, т.е. количество нужного времени, расценки за продукцию/1фонд и час зарплаты .

Пятый ход – бюджет производственной себестоимости. Включает в себя прямые затраты, т.е. затраты сырья, материалов, трудовых ресурсов, и накладные затраты.

Шестой ход – бюджет полной себестоимости. Складывается из расходов и производственной себестоимости на продажу.

Седьмой ход – бюджет денежных результатов. Складывается из планирования прибыли.

Составлению всех этих бюджетов предшествует экономический анализ результатов деятельности организации. А в ходе исполнения замысла составляется и анализируется управленческая отчетность, которая содержит плановые и отчетные показатели. Она возможно ежедневной, недельной, подекадной, месячной.

4. ВЫВОДЫ:

Планирование есть нужным элементом деятельности каждой организации и является функцией управления.

Бюджет – это количественное выражение замысла.

Бюджетирование – это процесс подготовки оптимальных управленческих ответов.

Бизнес-замысел – это часть замысла экономического и социального развития, и составляется таковой замысел, в большинстве случаев, на 1 год. В нем детализируются показатели замысла экономического и социального развития.

В практике работы отдельных организаций, в большинстве случаев, структура бизнес-замысла складывается из трех блоков.:

1 — словесное описание состояния бизнеса либо инвестиционного проекта;

11 – замыслы продаж, производства, обеспеченности ресурсами, т.е. те разделы, каковые поддаются количественному выражению;

111 – денежный замысел.

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой воображает бюджет?

2. Назовите главные виды бюджетов.

3. Какие конкретно задачи решают посредством бюджета?

4. Перечислите этапы составления бизнес-замысла.

5. Перечислите последовательные шаги в бюджетировании.

Управление персоналом: мотивация, повышение эффективности и вскрытие потенциала


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: