Роль прибыли в рыночной экономике

Раскрытие сущности прибыли показывает ее особенное место среди существующих в рыночной экономике разных форм вознаграждения и особенную роль в экономике. В случае если значение заработной платы, ренты и процента ограничено сферой применения соответствующих факторов производства, то роль прибыли носит безграничный темперамент, распространяя собственный влияние на всю экономику, определяя состояние всех ее сфер. Отметим самая важную пункты той роли, которую играется прибыль в рыночной экономике.

1. В первую очередь направляться отметить ее распределительную и регулирующую роль. Мы уже видели, что именно из-за различий в прибыли происходит межотраслевое и территориальное перемещение ресурсов. Они направляются в том направлении, где более всего необходимы, поскольку высокая прибыль в отрасли оказывается обусловленной недостаточным производством товаров и благодаря превышения спроса над предложением большой стоимостью. создаваемой с их помощью товаров.
Регулирующая роль прибыли заложена в механизм мотивации поведения предпринимателей. Любой из них пытается отыскать самая выгодную сферу приложения собственных капитала и сил. Прибыль выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в базу для того чтобы поиска.

2. Очевидна стимулирующая роль прибыли. Она побуждает предпринимателей к самоё эффективному ведению производства и сбыта продукции. Рвение к большой прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что свидетельствует экономию для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием управления и организации производством. Особенный стимул формирует возможность получения сверхприбыли, либо экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать уровень качества создаваемых товаров, использовать в производстве успехи научно технического прогресса.

3. Прибыль играется кроме этого учетную роль, выступая в качестве показателя состояния производства на предприятии, в первую очередь показателя его эффективности.
В экономической теории оценка состояния производства происходит по такому показателю, как норма прибыли (Нп).
В хозяйственной практике обширно употребляется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность продукции и рентабельность производства.
Потому, что фирмы создают несколько, а пара видов товаров, то ему принципиально важно знать, какой-товар создавать выгодно, а какой нет. Для этого употребляется норма рентабельности продукции (Нрт).

4. Прибыль играется кроме этого воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль в большинстве случаев делится на две части: распределяемую и не распределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, а также премиальные надбавки к зарплате, выплату барышов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, а также на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия
5. Вышеизложенное разрешает кроме этого сказать и о социальной роли прибыли. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные потребности работников предприятия может направляться часть не распределяемой прибыли, скажем, на постройку столовой либо спортивного зала. В масштабе общества многие социальные работы находятся за счет госбюджета, в формировании которого принимает прибыль и участие фирм.

34 распределение и Формирование прибыли на предприятии

Прибыль от продаж есть главной составляющей балансовой прибыли предприятия, потому, что отражает итог от систематично осуществляемой деятельности по реализации и производству изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер воздействуют уровень отпускных стоимостей, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, в случае если в составе реализованной продукции увеличивается удельный вес высокорентабельных изделий.

Планирование прибыли

Планирование прибыли — это процесс разработки совокупности мероприятий по обеспечению ее формирования в эффективном использовании и необходимом объёме в соответствии с задачами и целями развития предприятия.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по направлениям и величине прибыли ее применения, текущее и своевременное планирование, формирование, использование и распределение прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли содержится в разработке политики управления прибылью предприятия на последовательность грядущих лет, которая определяет совокупность долговременных распределения прибыли и целей формирования в соответствии со стратегией развития предприятия.

Текущее планирование предполагает разработку конкретных замыслов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых количествах производственной, инвестиционной и денежной деятельности, созданной совокупности нормативов и норм затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, итогах анализа прибыли за предшествующий период. Главным видом текущего замысла прибыли есть замысел расходов и доходов предприятия. использования прибыли и Оперативное планирование формирования содержится в разработке совокупности бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой своевременный денежный замысел кратковременного периода (до 1 года), отражающий поступления и расходы средств в ходе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

На практике используются разные способы планирования прибыли. Самый распространенным есть способ прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в грядущем периоде, определяется как отличие между расходами и доходами по всем направлениям деятельности предприятия. При применении данного способа нужно учитывать прибыль в остатках готовой продукции на конец и начало планового периода. Данный способ расчета самый действен при выпуске маленького ассортимента товаров.

Способ прямого счета употребляется при обосновании создания нового либо расширения действующего предприятия или при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью способа прямого счета есть способ поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Преимуществом способа прямого счета есть его простота. Но его целесообразно применять при планировании прибыли на кратковременный период.

Для составления замысла прибыли употребляются и другие способы, к примеру анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный способ, способ экстраполяции, и другие аналитические способы.

Анализ лимита рентабельности разрешает оценить связь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебательным процессам величины затрат при обороте капитала. В большинстве случаев строится совокупность графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = 1 — (% постоянных затрат / 100)

либо

Минимальный оборот = 1 — (Переменные затраты / Плановый оборот капитала)

Ответственное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, нужным для покрытия затрат, и запланированным оборотом. Эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

Прогноз рентабельности положенного капитала основан на анализе соотношений следующих размеров:

Оборотные средства + Капитальные вложения = положенный капитал;

Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Положенный капитал

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала

Нормативный способ планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли посредством нормативов. В качестве таких нормативов в большинстве случаев употребляется норма прибыли на:

§ личный капитал;

§ активы предприятия;

§ единицу реализуемой продукции;

§ инвестируемый капитал.

Сложность данного способа содержится в разработке соответствующих нормативов, их количественном исчислении и обосновании. Способ экстраполяции предполагает анализ динамики за последовательность лет, прогнозирование тенденции прибыли и выявление развития на плановый период. Данный способ возможно применять на стадии технико-экономического обоснования проекта, и при планировании на кратковременный период.

Аналитический способ планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние разных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ связи «затраты, количество реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде:

§ ОРтб — количество реализованной продукции, снабжающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;

§ ПостР —планируемая величина постоянных затрат, %;

§ ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

§ ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем количестве реализации продукции, %.

После этого определяется плановая величина прибыли:

§ ПП — плановая сумма прибыли от продаж;

§ ОРп — плановый количество реализации;

§ ОРт6- количество реализации в точке безубыточности;

§ ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

§ ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем количестве реализации продукции, %.

Плановая сумма маржинальной прибыли равна:

либо

гдеМП — маржинальная прибыль.

Чистая прибыль определяется:

§ ЧП — чистая прибыль;

§ Снп- средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

Этот способ разрешает совершить многовариантные расчеты прибыли в зависимости от трансформаций в количестве реализации продукции в натуральном выражении, планируемых стоимостях, в затратах. В следствии возможно разглядеть различные варианты деятельности предприятия — от очень пессимистического до очень оптимистического. Этот способ разрешает применять возможности имитационного моделирования.

Целевой способ формирования прибыли разрешает совершить увязку плановых показателей со стратегическими целями управления прибылью в грядущем периоде. Базой способа есть предварительное определение потребности в собственных денежных ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому элементу потребности. Суммарная потребность в денежных ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На базе целевой суммы чистой прибыли определяется целевая величина прибыли от продаж и маржинальная прибыль:

Полученные показатели рассматриваются как наиболее значимые целевые ориентиры развития деятельности предприятия, являются базовыми элементами для расчета вторых плановых показателей.

30 Роль страны в экономике


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: