Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития

значение и Место СМИ в нашей жизни тяжело оценить конкретно. С одной стороны, они приобретают все громадную власть в современном обществе, становясь, например, наиболее значимым причиной политической борьбы, а с другой — СМИ сами попадают под непрерывно растущее контроль и влияние как политики (политиков), так и экономики.[93] Обусловлено в определенной мере это тем событием, что сейчас журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое в один момент выступает, как: 1) социальный университет; 2) совокупность особых теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность приёмов и средств массовой информации; 4) опытная деятельность творческого характера; 5) университет политической совокупности общества. Со своей стороны, напомним, что журналистика как социальный университет – это необычная форма людской деятельности, основанной на четко созданной мировоззренческой парадигме, совокупности норм и правил, и развитом социальном контроле за их выполнением. В соответствии с данным определением установим точки отсчета в интерпретации главных терминов, каковые употребляются в данной теме, не претендуя на формализацию их сущности как политологических категорий:

— СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ;

— пресса: совокупность технических распространения информации и средств изготовления (СМИ), и групп и лиц, участвующих в данной деятельности;

— печать: печатные СМИ: газеты, издания, бюллетени;

— коммуникация: процесс передачи информации от одной совокупности к второй при помощи особых материальных носителей, сигналов. Коммуникация разделяется на вербальную (речевую) и невербальную. Формы вербальной — язык, слово, невербальной — зрительная, коммуникация через мимику, жесты, положения и движения тела, тактильная коммуникация;

— социальная коммуникация (массовая): процесс распространения систематической информации посредством технических средств на численно громадные и рассредоточенные аудитории;

— массовая информация: печатные, аудио-, аудиовизуальные и материалы и другие сообщения, публично распространяемые через СМИ;

— политическая коммуникация: своеобразный вид политических взаимоотношений, что регулирует распространение и производство в обществе разных идеологических парадигм.

Так, в предельно широком смысле слова термин «пресса» может рассматриваться как тождественный понятию «журналистика». Подобно, лишь в расширенном варианте термин «СМИ» может употребляться как однопорядковый с понятием «пресса». Это указывает, что в данном тексте термин «СМИ» употребляется как синоним слова «журналистика» лишь в переносном смысле, с целью упрощения изложения темы и с учетом сложившихся традиций потребления этих слов в обыденном языке.

С учетом вышеизложенного значение и место журналистики, СМИ в политических и идеологических процессах обусловлено следующими объективными и субъективными факторами.

Во-первых, сейчас уже совсем оформились две главные тенденции социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политике, все большее подчинение политики правилам игры, каковые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства. Такие процессы связаны с тем, что отсутствующую в Беларуси централизованную совокупность политических коммуникаций заменит университет СМИ, что делается центральным университетом политического рынка. Засурский И.И. отмечает: «СМИ становятся главной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что разрешает сказать о медиатизации политики и формировании медиаполитической совокупности».[94] Наряду с этим он определяет медиатизацию политики как процесс, при котором политическая судьба перемещается в символическое пространство СМИ.[95]

Во-вторых, современные СМИ все более содействуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют закономерности и рыночные механизмы, демократичные по собственному содержанию, содействующие формированию культуры. В первую очередь, это проявляется в целенаправленной стандартизации культуры средствами массовой информации, основанной на коммерциализации газет, изданий, радио, телевидения, Интернета. Сущность этого явления в том, что СМИ диктуют живописцу, писателю, композитору, музыканту, артисту «эталон» культурного творчества, что будет понятен и принят массовой аудиторией, другими словами принесет стремительную прибыль творцу и СМИ.

Так, начинается процесс медиатизации культуры, что по сути дела игнорирует специфичность и независимость самого культурного производства. Достижением культуры начинают вычислять только тот продукт культурной деятельности, что назван таковым в массмедиа. Условно говоря, не обязательно вовсе быть гениальным писателем, основное — пребывать на хорошем счету в массмедиа, быть увиденным журналистами. Возможно утверждать, что медиатизация культуры ведет ко всей большей утрата самой культурой исключительности и своей автономии (каковые постоянно выделяли ее из вторых видов людской деятельности), усиливает ее идеологизацию и политизацию. Причем медиатизация культуры — это кроме того не второе «пришествие» власти массовой культуры, а превращение ее в основном телевизионную виртуальность, где основное пребывает в борьбе за расширение настоящей аудитории и рейтинг, другими словами это практически глобальный процесс культурной амнезии информационного общества, подвергающий громадный опасности все сферы культурного производства.

Коммерциализация СМИ как база медиатизации культуры ведет кроме этого к усилению манипулятивности в сфере культуры, увеличению уровня ее конформности и политической беспринципности. СМИ быстро преобразовываются для культуры в очки колдуна Изумрудного города, без которых нереально заметить окружающий мир в некотором роде. Но, как утверждал широко узнаваемый Пьер Бурдье, условием политической борьбы в современном обществе именно «есть свойство навязать вторым собственные правила видения мира, «очки», через каковые люди заметили бы мир поделённым на определенные категории».[96]

Коммерциализация СМИ предлагает современному обществу так именуемую культурную fast food, которая больше напоминает «культурную жвачку», причем кем-то переваренную, высшим критерием сокровища которой есть число продаж (best-sellers). Несложнее говоря, медиатизация культуры базируется на «рейтинговом менталитете». Цифры продаж руководят сейчас культурным производством, которое ориентируется не на талант, ум, честь, а на коммерческую и политическую логику. Но культура, ориентированная на рейтинговый менталитет, это не более чем духовный аналог овцы Долли – необычный результат клонирования медиатизации культуры, коммерциализации и деидеологизации СМИ.

В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки.[97] СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа действительности, пробуя оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. Это не только причиняет ущерб имиджу науки как такой, но и нивелирует ее результаты до отметки информационных сообщений. Вместе с тем направляться осознавать, что у этого процесса имеется в полной мере объективная база — «от брака науки и искусства появились СМИ, и самое энергичное дитя — телевидение. Изучение процесса формирования публичного мнения продемонстрировало поразительное сходство со структурой научного процесса. СМИ кроме этого превращают любую настоящую проблему в модель, но делают это, в отличие от науки, не с целью познания, а с целью яркой манипуляции сознанием. Свойство упрощать сложное явление, выявлять в нем либо изобретать простые причинно-следственные связи в огромной степени определяет успех идеологической акции (выделено нами). Так, замечательным средством науки был редукционизм — сведение объекта к максимально несложной совокупности. Так же поступают СМИ».[98]

Более того, как показывают социологические и социолингвистические изучения СМИ, журналисты в собственном большинстве исходят из концепции упрощения и исходя из этого чисто механически подгоняют сложные, нестабильные и неоднозначные социальные, политические, экономические, идеологические явления под какую-то устойчивую, универсальную формулу. Для того чтобы рода данные аудитория обязана принимать без всяких упрочнений и, следовательно, без критического осмысления. На базе аналогичных подходов появились пара концепций влияния СМИ на аудиторию. К примеру, концепция чудесной пули, в соответствии с которой влияние СМИ выстроено на том, что материалы газет, изданий, радио и телевидения нацелены в общем на пассивную аудиторию и исходя из этого достигают цели и воспринимаются некритически. Либо же концепция подкожной инъекции, выстроенная на упрощении, что информация «впрыскивается» в сознание аудитории напрямую и столь же ярким образом определяет поведение аудитории. В этом же последовательности находится концепция безлюдного сосуда, в соответствии с которой аудитория принимает журналистские материалы, не будучи отягощенной какими-либо собственным мнением и собственными представлениями, пребывая в полной готовности впитывать, усваивать все идеи, идеологические догматы, каковые предлагают СМИ.

Так, на данный момент в массмедиа сформировался редукционизм идеологических сообщений, основанный на сведении настоящих социально-политических, явлений и мировоззренческих проблем к предельно упрощенным и легким для восприятия аудиторией СМИ утверждениям. Изюминкой современных СМИ, в особенности электронных, как на Западе, так и на территории бывшего СССР, есть разделение идеологической теории на отдельные компоненты — так, дабы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию.

В-четвертых, действительностью делается информационный метаболизм — обмен информацией в обществе. Базу информационного метаболизма составляют функциональные информационные совокупности (ФИС), другими словами динамические, саморегулирующиеся совокупности, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС пребывает в том, что они занимают промежуточное положение между обществом и государством, тем самым снабжая гармоничное единство политической совокупности и легитимность политического механизма.

В-пятых, никакие реформы в Беларуси неосуществимы без активного подключения и консолидации общества к этому процессу антропогенного фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики. Практически речь заходит о людской революции, которая обязана поменять поведение и наш образ жизни, продвинуть отечественное собственное развитие и разрешить возможность создавать более действенные механизмы обоюдного приспособления между человеком, обществом, страной и СМИ.

В-шестых, сущность информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века содержится в том, что сейчас самый выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование людской сознания. Характерно, что промежуточным этапом аналогичной изменении есть состояние, в то время, когда для людей, подвергающихся действию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть настоящим и все больше получает виртуальный, сконструированный, неестественный темперамент. И это закономерно, поскольку информационное общество, по существу, базируется на навязывании гражданам единой для всех модели восприятия мира, другими словами идеологии игнорирующей особенности и индивидуальные интересы. Подобный подход взял условное наименование информационная терапия. В случае если попытаться дать определение этому термину, то значительно чаще под ним подразумевают рвение решать все неприятности общества (политические, экономические, социальные, идеологические) корректировкой людской сознания, а не трансформацией реально окружающего нас мира. Напомним, что негативный эффект информационной терапии для общества улучшается благодаря тому, что СМИ, журналисты сами начинают верить в фактически пропагандируемую ими идеологическую теорию.

В совершенстве любой журналист обязан стремиться стать вторым «я» для массовой аудитории, изучать ее, дабы лучше знать главные в ней привычки, стереотипы, традиции и идеи и лучше их высказывать в массмедиа. Это нужно, дабы вынудить аудиторию СМИ ощущать (но не думать) одинаково с журналистом. Но, как показывает опыт, журналисты, СМИ стремятся не к согласию с аудиторией, а к достижению собственных целей и задач. Для этого журналисты, СМИ должны держать под ожесточённым контролем все потоки информации, что тождественно цензуре либо манипулированию аудиторией. Как следствие, современные СМИ очень редко разглядывают вправду крайне важные для простого человека неприятности. Иначе происходит эмоционализация социальной жизни, а следовательно содержания СМИ. Журналистика часто делается экспериментальным полигоном для фанатиков и разного рода радикалов, призывающих к радикальным реформам общества («шоковая терапия»), гуманитарным интервенциям с широким применением оружия громадной разрушительной силы, насилию во имя будущих справедливости и демократии. К примеру, религиозная секта «Аум сенрикё» в течение долгого времени применяла популярную на территории бывшего СССР радиостанцию «Маяк» для пропаганды собственной идеологии. В итоге в Российской Федерации последователей «Аум» многократно превосходят в самой Японии.[99]

В-седьмых, на данный момент имеет место принципиальное понижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации. Как считают аналитики, политическая информация как товар имеет одну особенность. Производство оригинала стоит дорого, но последующее его тиражирование в электронном виде обходится издателю практически безвозмездно. Исходя из этого, в то время, когда политическая информация делается вправду массовой, она по большому счету теряет цену и в итоге сейчас уже никто не удивляется, что огромные массивы политической информации в сети дешёвы без всякой оплаты за нее. Это содействует формированию информационной полиархии, либо господству в стране многих СМИ, которая обусловлена, с одной стороны, возникновением возможности своевременного доступа неограниченной аудитории к любой информации несекретного характера через «глобальную паутину», а, с другой — расширением части политически активного населения в новой информационной среде. Принципиальное изменение характера информационных политических коммуникаций разрешает преодолеть сформулированный Робертом Михельсом «металлический закон олигархий», в соответствии с которым постулируется преобладание прекрасно организованных властных элит над слабоорганизованным большинством.

Наконец, стало очевидным, что фактически экономические требования глобального медиарынка не совсем стыкуются с классической ролью национальных СМИ, другими словами социально-политическая и идеологическая функции белорусской журналистики, ориентированные на формирование в республике гражданского общества, вступают в несоответствие с философией нового глобального медиа-порядка. Сущность данной философии в том, что культивируется идеология потребления, утверждающая, что смысл жизни пребывает в обладании вещами. Как раз исходя из этого в массмедиа все больше места отводится маркетинговой информации, которая делается сейчас не просто пропагандой отдельных товаров либо одолжений, а новых жизненных стилей. Политическая действительность наряду с этим так трансформируется журналистами, что делается своеобразным средством, декорацией той либо другой идеологии.

В данной ситуации появляется вопрос о том, в какой мере распространение сокровищ глобальной идеологии потребления в массмедиа будет соотноситься с задачами развития и укрепления собственных национальных политических и информационных сокровищ, каковые нужны для создания полноценной идеологии белорусского страны. Дабы дать верный и мотивированный ответ на данный вопрос нужно четко воображать содержание идеологической функции СМИ, взаимоотношение и идеологии и взаимодействие журналистики, средств массовой информации и идеологических процессов.

СМИ и политика. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: