Рыночная конкуренция. рыночные структуры

Борьба — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, продажи и купли товара. Любой предприниматель пытается расширить прибыль и увеличить масштабы собственной хозяйственной деятельности. Это неизбежно ведет к обоюдной борьбе предпринимателей за более удачные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, соперники.

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди клиентов. Борьба среди продавцов улучшается, в случае если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Время от времени продавцу приходится кроме того снижать цену, дабы реализовать собственный товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. В случае если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба появляется среди клиентов: любой старается предложить более большую цену на дефицитный товар, если сравнивать с ценой соперника. Цена увеличивается, что ведет к повышению производства данного товара.

Темперамент борьбы возможно разным, и связан с существованием разных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимодействие и взаимосвязь разных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует главные отличительные черты рынка, в число которых входит:

размеры и количество компаний;

степень концентрации производства;

степень разделения товаров разных компаний;

наличие либо отсутствие барьеров при выходе и входе с конкретного рынка;

доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок идеальной, либо свободной, и несовершенной конкуренции. Идеальная (свободная, чистая) борьба — это свободное ценообразование, формирующееся в следствии следующих условий функционирования рынка:

множество продавцов и покупателей;

высокая мобильность факторов производства;

отсутствие барьеров на пути вступления на рынок либо выхода из него;

однородность (стандартность) реализовываемой продукции;

равный доступ всех участников рыночных взаимоотношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют совершенный рынок, что в чистом виде не существует. Только кое-какие рынки по своим чертям смогут приближаться к идеальной борьбе. Но в целях упрощения анализа довольно часто рассматривается этот вид рыночной структуры как база либо первый ход изучения в понимании метода функционирования рынка.

Несовершенная борьба — отсутствие хотя бы одного из показателей идеальной борьбе.

Монополия — крайняя форма несовершенной борьбе, при которой единственный продавец всецело осуществляет контроль производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике — любой соперник на рынке грезит стать монополистом. В силу объективных обстоятельств смогут появиться:

сырьевая монополия — наличие единственного месторождения нужного ископаемого либо иного экономического ресурса;

административная монополия — национальное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);

естественная монополия — производство продукции одной компанией обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные работы).

Наровне с естественными монополиями существуют и неестественные, создаваемые за счет особых мер: концентрации производства, соглашений о стоимостях, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония — рыночная структура, при которой единственный клиент диктует количество продаж и цену.

При, в то время, когда монополист на рынке видится с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один клиент), появляется билатеральная, либо двусторонняя, монополия.

Олигополия — рыночная структура, складывающаяся из маленького числа больших компаний, кое-какие из которых осуществляют контроль большую часть рынка. В таковой ситуации вступление на рынок новых компаний быть может, но затруднено; контроль над стоимостями не безграничный, но значителен; борьба носит неценовой темперамент (техническое превосходство, надёжность и качество товаров и др.).

Олигополии противоположна олигопсония — рыночная структура, предполагающая на стороне спроса пара клиентов. При, в то время, когда на рынке всего два соперника, появляется дуополия.

Монополистическая борьба — рыночная структура, складывающаяся из множества небольших компаний, создающих один вид товара, различающийся по своим особенностям. В этом случае высока разделение товара по отличиям в качестве, условиях обслуживания и продажи, по степени доступности товара для клиентов; неценовая борьба соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Ранееперечисленные рыночные структуры возможно условно поделить на настоящие и совершенные (абстрактные). В случае если олигополия и монополистическая конкуренция достаточно обширно распространены в настоящей экономике, то идеальная борьба, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к каким реально существующие рынки смогут только в большей либо меньшей степени приближаться.

В таблице 2 представлены все вероятные рыночные структуры в координатах продавцы – клиенты, а в таблице 3 – чаще всего разглядываемые в микроэкономике.

Таблица 2 — Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу

Продавцы Клиенты
большое количество пара один
Большое количество Двухсторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
Пара Олигополия Двухстороння олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия Монополия, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

Таблица 3. Модели рынка

Характерная черта Чистая борьба Монополис-тическая борьба Олигополия Чистая монополия
число компаний большое большое количество пара одна
тип продукта однородный дифференци-рованный однородный либо дифференцированный неповторимый
контроль над ценой отсутствует фактически отсутствует ограниченный обоюдной зависимостью; большой — при тайном сговоре полный
условия вступления в отрасль вторых компаний весьма легкие, препятствия отсутствуют относительно легкие наличие значительных препятствий вход блокирован
неценовая борьба отсутствует большой упор на рекламу, марки и торговые знаки обычна при дифференциации продукта гл. образом, реклама, связи с публичен-ностью
примеры торговля бабушек на рынке полностью однообразными семечками розничная торговля, обуви и производство одежды производство стали, машин местные фирмы публичного пользования

Вопросы для самоконтроля:

1. функции и Сущность рынка. Условия его происхождения.

2. Рыночные структуры: виды, сущность.

3. Особенности современной рыночной экономики.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ и СПРОС

5.6 Рыночные структуры


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: