Самостоятельной работы студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы ПО ОРГАНИЗАЦИИ

Подготовка экспертов в высшей школе (Институте) ставит перед студентами институтов две главные задачи:

1. Овладеть суммой современных научных и практических навыков и знаний по данной профессии.

2. Обучиться самостоятельно мыслить, разрабатывать и решать научные и производственные задачи.

Верховная школа — это, в первую очередь, научная школа. Образование, которое она дает, — это не только широкие знания, но и умение обширно и творчески мыслить. В высшей школе совершается процесс научного взаимопроникновения творчества и глубокого обучения.

В высшем образовании выговор переносится с изучения фактов на изучение неспециализированных закономерностей, объединяющих факты, на творческое овладение методикой получения новых знаний. Это и определяет изюминке организации умственного труда студентов.

Студент обязан обучиться пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями, библиографическими указателями, летописями журнальных статей, книг, рецензий, каталогами и реферативными журналами, мочь систематизировать материал, верно его обрабатывать, применять в собственной учебной и научной деятельности рациональные приемы организации труда. Все это приучает к независимому знакомству с научной литературой, развивает инициативу в отыскании нужных источников, разрешает с мельчайшими затратами времени, трудовых усилий и средств достигать отличных показателей.

Существуют классические для обучающихся формы обучения — очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Отличие очного обучения от заочного содержится в том, что очник может больше времени уделять аудиторным занятиям, яркому общению с учителем, но это не освобождает его от необходимости и обязанности самостоятельно трудиться над учебным материалом.

Умение самостоятельно обучаться — не простое занятие, это определенное мастерство, но им может и обязан овладеть любой студент.

Глубокие, прочные и систематизированные знания приобретаются лишь постоянным, добросовестным и верно организованным трудом. Запрещено приобрести важные знания, в случае если обучаться не систематически.

Дабы не тратить силы и время впустую, студенты должны овладеть навыками обучения и передовыми приёмами уже на первом курсе. Это не только ускорит и улучшит восприятие учебного материала, но и приведёт к интересу к научному творчеству и обучению.

Привитие студентам навыков и умений независимой работы преследует более широкие и глубокие цели, чем обеспечение высокой успеваемости во время обучения. Речь заходит о том, дабы студент как будущий эксперт повышал собственный опытный уровень в течение всей трудовой деятельности. Под независимой работой необходимо осознавать не только домашние занятия (не смотря на то, что они и являются очень ответственным моментом в работе студента заочной формы обучения по закреплению и расширению знаний), а всю совокупность занятий:

  • умение слушать лекции и рационально фиксировать их, деятельно пользоваться консультациями, не стесняясь задавать вопросы учителям;
  • исполнение контрольных и курсовых работ;
  • подготовка научных докладов, рефератов и др.

Работа студентов по большей части складывается из следующих элементов: усвоение и изучение в соответствии с учебным замыслом Академии программного материала по всем учебным дисциплинам, исполнение письменных контрольных и курсовых работ, сдача и подготовка зачетов, курсовых и итоговых экзаменов, защита и подготовка дипломной работы.

Для успешного исполнения учебного замысла важное значение получает верная организация независимых учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени.

Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент обязан пристально ознакомиться с записями установочной лекции, методическими указаниями и требованиями программы по этому курсу.

Учебная литература, которой обязан пользоваться студент при изучении предусмотренных учебным замыслом дисциплин, указывается в программе, методических указаниях, и на установочных лекциях.

Методические указания обращают внимание студента на основное, значительное в изучаемой дисциплине, оказывают помощь выработать умение разбирать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, и облегчают подготовку к написанию контрольных, курсовых работ и к экзаменам.

Прочные знания приобретаются в том случае, если студент трудится систематично и выделяет нужное время для повторения пройденного материала перед экзаменом.

Занятия студента должны быть ритмичными. Потерянное в течение всего учебного года время студент не сможет наверстать в дни, предшествующие экзаменационной сессии.

Работа с книгой.

Успешное овладение знаниями немыслимо без действенной независимой работы студента над учебными и другими изданиями.

Работа студента с книгой — это проба сил, она приносит удовлетворение, которое, со своей стороны, поддерживает постоянный интерес к учебе. Чем больше студент проявляет самостоятельности в учебной работе, тем глубже и прочнее его знания. Исходя из этого для студента крайне важно овладеть навыками работы и рациональными приёмами с книгами.

Техника поиска и подбора литературы:

При подборе и поиске литературы, в первую очередь, нужно знать:

  • правильную формулировку вопросов, на каковые необходимо отыскать ответы, что разрешит более действенно вести поиск;
  • уровень осведомлённости и собственной подготовленности по этому вопросу (какая литература требуется: научная, учебно-методическая, справочная и т.д.);
  • собственную скорость чтения, дабы выяснить оптимальный количество информации для независимого изучения. Так, в случае если студент просматривает со скоростью 250-300 слов в 60 секунд (это 1 страница книги), то за час он может прочесть 50-60 страниц. Следовательно, за год — 15-20 тыс. страниц. До тех пор пока с данной нормой справляются только немногие студенты;

— как скоро отыскать нужную литературу, применяя библиотечные каталоги.

Любая библиотека имеет алфавитный каталог, что содержит список имеющихся в ней книг. Во многих библиотеках ведутся и тематические каталоги книг, статей научных сборников и журналов. Особенно полезны каталоги с аннотациями, т.е. краткими описаниями содержания книги.

Студентам нужно пользоваться монографическими работами, диссертациями, в которых подобраны и даны подробные списки литературы по той либо другой проблеме.

Техника чтения

Студенту необходимо обучиться просматривать скоро и как следует, производя работы и культуру чтения с книгой, и привычку, просматривая, скоро делать сжатые деловые записи, т.е. доходить к книге с определенной целью. Это нужно чтобы трудиться над книгой без лишних затрат времени и сил.

Экономия времени в ходе работы с литературой достигается, в первую очередь, за счет выбора самый соответствующего цели и задаче вида чтения. Условно возможно выделить следующие виды чтения книги:

  • предварительное чтение — неспециализированное знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что самый значительно и требует детальной проработки в второе время;
  • выборочное чтение (чаще направляться по окончании предварительного) — для поиска ответа на конкретный вопрос;
  • чтение с проработкой материала — подробный разбор читаемого с целью глубокого понимания его и конспектирования.

Начиная трудиться с книгой, необходимо сначала ознакомиться с ее библиографическими данными и неспециализированным содержанием, т.е. оглавлением.

Взяв предварительные сведения о книге, нужно бегло ее прочесть, не останавливаясь на тяжёлых местах, дабы воображать изложенный в ней материал в целом. При повышенной скорости чтения концентрируется внимание, идеи автора охватываются полностью; такое чтение весьма продуктивно, не смотря на то, что и пара поверхностно.

За первым прочтением книги направляться ее детальное изучение. оптимальнее это сделать через некий временной отрезок по окончании первого беглого чтения, дабы осмыслить то, на что вы обратили внимание при первом чтении. Так, при повторном чтении материал будет восприниматься легче, чем в первоначальный раз.

Второй раз просматривают с карандашом в руках. Наряду с этим происходит как бы препарация текста, многие страницы перечитывают по паре раз, из текста делают выписки. В случае если книга библиотечная, то этим дело и ограничивается, в случае если же она личная, то с ней возможно обращаться в противном случае. В этом случае в книге смогут а также должны показаться «маргиналии» (от лат. слова margo — край), т.е. карандашные пометки на полях; у каждого читателя возможно собственная личная совокупность обозначений. К примеру, одна прямая линии — ответственная идея; две — главная, основная; волнистая — фактический материал. Восклицательный символ — серьёзное место, обратить внимание, вопросительный — сомнение, нужно проверить и т.п.

Такое подчеркивание разной информации облегчает ее использование и поиск.

В течение независимой работы с литературой серьёзное место занимают выписки. Отдельные факты, мысли, положения оптимальнее фиксировать на карточках определенного формата. Развернутые подробные конспекты в тетрадях — далеко не лучший метод. В большинстве случаев, карточка заполняется с одной стороны.

Газетные и журнальные вырезки смогут быть наклеены на карточки. В обязательном порядке показывать источник выбранного материала: наименование статьи, автора, время издания, наименование издания.

Неспешно, в то время, когда количество карточек будет громадным, создается картотека, собственного рода банк данных.

Карточки в некотором роде систематизируются (по темам, проблемам) и сохраняются в особых коробочках либо конвертах.

У каждого студента, что готовит себя к профессиональной деятельности, должна быть и собственная опытная библиотека с нужным и достаточным минимумом литературы.

Конспектирование источников

Базой глубокого изучения студентами программы обучения есть их систематическая и целеустремленная независимая работа с источниками. К ним относятся: Конституция РФ, законы РФ, указу Главы Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ и других властей, постановления и законы властей республик в составе РФ, нормативные документы, труды отечественных и зарубежных ученых, произведения классиков по конкретным дисциплинам, энциклопедии и энциклопедические словари, научные статьи, статистические сборники и справочники, учебные пособия, принятые в качестве базисных по данной дисциплине, хрестоматии и др.

Перед тем как приступить к конспектированию, направляться пристально прочесть работу, осмыслить ее содержание, вычленить главные неприятности, проанализировать подходы, совокупность аргументации, разработать замысел ее изучения.

В ходе конспектирования нужно выписывать не только главные положения, но и факты, систематизировать их, сопоставить с другими, после этого делать обобщения и выводы, записывать собственный познание неприятности. В широкой педагогической и научно-методической литературе имеется много занимательных и нужных советов о том, как вырабатывать эти навыки.

Громадным подспорьем при предварительном ознакомлении с источником могут быть особые методические пособия. Такие пособия хорошо ориентируют студентов в проблемах источника, оказывают помощь им осознать положения и основные идеи конкретной работы. Но научить студента самостоятельно изучить и разбирать приводимый фактический материал, вскрывая совокупность доказательств, они не смогут, даже в том случае, если детально освещают конкретные вопросы.

Предварительная подготовка студента к конспектированию и изучению источников обязана включать:

1. ознакомление с источником, материалами и методическими пособиями к нему;

2. логико-содержательный анализ изучаемого произведения;

3. разработку конспектирования плана первоисточника и рабочего изучения.

Логико-содержательный анализ произведения — это выделение сложных и новых для терминов и студента понятий; определение главных теоретических неприятностей, главных положений произведения, фактического материала для анализа этих неприятностей в нюансе изучаемого предмета; выделение самые трудных для усвоения мест.

Серьёзную трудность для студентов воображает составление конспектирования плана произведения и рабочего изучения по конкретной дисциплине. Не нужно при составлении замысла стремиться охватить все вопросы, затрагиваемые в произведении, и повторять их в плане в той же последовательности, в какой они изложены в разделах и главах источника.

Сделав такую предварительную подготовку, студент приступает конкретно к изучению источника.

Работа на лекции.

Одно из главных назначений лекции пребывает в организации независимой работы студентов. В определенной степени темперамент данной работы зависит от вида лекций. На дневной (очной) форме обучения читаются учебные лекции по программе курса «Теория страны и права», другими словами простые, классические, самые популярные в институте лекции. В таком курсе лекций представлены фактически все темы учебной программы (за малым исключением) в логической последовательности в соответствии с совокупностью данной науки. А на старших направлениях читаются тематические и обзорные лекции.

В первой вводной лекции наровне с раскрытием конкретной темы, в большинстве случаев, метода и предмета науки, даются методические советы по изучению дисциплины, по организации независимой работы студента.

Тематические лекции читаются, в большинстве случаев, по спецкурсам национально-правовой специализации. В них в соответствии с тематическим замыслом чтения курса (спецкурса) раскрывается содержание конкретной темы, одновременно в них смогут находиться советы по самостоятельному углубленному изучению данной темы, и обзорный материал по проблемам, затрагиваемым в лекции.

Обзорные (итоговые) лекции читаются в большинстве случаев перед национальными экзаменами. В них излагаются, в большинстве случаев, узловые вопросы программы, актуальные проблемы, последние успехи данной науки. Такие лекции ориентируют на более глубокое осмысление всего материала изученной учебной дисциплины.

Трудиться самостоятельно студент обязан до лекции, на протяжении лекции и по окончании нее.

Подготовка студента к лекции. Восприятие лекции тем действеннее, чем больше студент подготовлен к ней. Для этого совсем хорошо, во-первых, ознакомиться с вопросами темы по действующей программе учебного курса, и, по возможности, самому выделить главные, главные из них, во-вторых, постараться прочесть что-нибудь по теме, хотя бы соответствующую главу книжки (учебного пособия). Но это, как мы понимаем, практически совершенный случай.

Работа студента на лекции. Принципиально важно сразу же психологически настроить себя на необходимый лад, на внимательную работу на протяжении лекции. Для этого нужно подготовить тетрадь для ведения конспекта, другие нужные материалы. Довольно конспектирования лекций нет единого мнения. Одни уверены в том, что записи на лекциях должны ограничиваться фиксацией выводов, правил, закономерностей; другие, наоборот, считают, что записывать направляться более детально; вывод третьих сводится к тому, что по большому счету нет необходимости конспектировать лекцию, потому что у студента, что конспектирует, действует только слух, а мышление не работает.

На отечественный взор, студент без сомнений должен вести конспект лекции. Однако не все могут это делать. Опыт говорит о том, что не всегда студенты выделяют основное, главное в лекции, кое-какие склонны записывать только те положения, каковые запомнили. Многие студенты пишут лишь тезисы лекции, другие ограничиваются записью вопросов темы.

Часто видишься с неправильным оформлением конспектов; запись ведется целым текстом, без полей, абзацев, заголовков.

Записывание лекции содействует лучшему ее усвоению, запоминанию. Процесс записи продолжительнее поддерживает трудоспособность и внимание на лекции. Согласно данным академика И. П. Павлова, чем больше анализаторов берет участие в восприятии учебного материала и его запоминании, тем устойчивее, крепче и яснее будут знания. Как мы знаем, по содержанию различают
четыре вида памяти в зависимости от того, что запоминается: образная, словесно-логическая, моторная и эмоциональная. В каждом конкретном ходе запоминания, понимания, освоения участвуют все виды памяти, дополняя и усиливая друг друга. Вот из-за чего И. П. Павлов, по свидетельству его учеников, потребовал от студента необходимого конспектирования лекции.
В то время, когда студент принимает материал только на слух, мозг трудится вполсилы, концентрация внимания ослаблена, в то время, когда же он слушает и записывает, тогда освоение материала происходит активнее.

Конспектирование лекций является средством развития умственных свойств человека (мобилизует внимание, активизирует восприятие, мышление), производит умение в короткой и сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи.

В лекции часто сообщаются такие факты, научные данные, обобщения и выводы, каковые еще не отражены в учебнике, не обрисованы систематически в научной литературе. Новый научный материал может встретиться в разных научных источниках (статьях, рецензиях, монографиях). В лекции же он обобщается, приводится в совокупность. Вот из-за чего принципиально важно записывать лекцию. Наконец, конспект лекции — это опора для семь днейти, материал для подготовки к семинарским занятиям, к зачету, экзамену, а по окончании окончания учебы — это нужный архив студента.

Конспектируя лекции, нужно осознать излагаемый материал. Кроме того дословное механическое записывание лекции без достаточного ее понимания пользы не принесет.

Конспект обязан отражать главное содержание лекции, записанной собственными словами, коротко, сжато и вместе с тем полно. Дословно направляться записывать определения, правила, выводы.

Лектор интонацией голоса, манерой изложения материала выделяет серьёзное, главное, помогая тем самым студентам отделить основное от второстепенного. В тех случаях, в то время, когда лектор диктует (повторяет) отдельные положения, их направляться обязательно записывать.

Принципиально важно фиксировать в конспекте да и то, что учитель пишет на доске (схемы, графики, формулы и т. д.).

Записи в конспекте должны быть расчлененными, графически четкими. В них должны быть заголовки, подзаголовки, абзацы, широкие поля, на которых студент может в процессе конспектирования записывать собственные мысли, вопросы, собственный отношение к излагаемому. Все это помогает лучшему, более глубокому осознанию того либо иного вопроса, затронутого в лекции.

Конспектируя лекцию, студент, в полной мере конечно, встречается с непонятными для него вопросами. Нужно отметить их для себя на полях для того, чтобы позже разобраться в них в ходе независимой работы, просматривая источники, консультируясь с учителем.

В конце конспекта каждой лекции направляться покинуть одну-две страницы чтобы, просматривая учебник, дополнительную литературу, возможно было дополнить, углубить и пояснить те места, каковые записаны неполно либо неразборчиво.

Работа студента по окончании лекции. Работу над конспектом направляться продолжить и по окончании лекции. Большое значение имеет упорядочение записей лекции, которое содержится в определенной доработке конспекта — дополнении, исправлении, выделении главного, уточнении новых терминов и т. д. направляться это делать систематически, в ходе, работы над учебной и монографической литературой.

Наконец, доработка конспектов содержится в освоении схем, картинок, сделанных, на протяжении лекции не всегда четко и совершенно верно.

Необходимо учитывать свойство памяти неспешно утрачивать свежесть и не откладывать доработку конспектов лекций надолго.

Систематическая работа студентов над конспектами лекций (кое-какие обращаются к ним лишь при подготовке к семинарским занятиям, зачету либо экзамену) обеспечит им приобретение прочных и жёстких знаний.

Целесообразно перед каждой новой лекцией просматривать записи прошлой лекции.

Как уже отмечалось, лекционный курс имеет собственную логику развития и построения. Эту логику постичь тяжело либо кроме того легко нереально, в случае если лекции будут посещаться студентом нерегулярно, с пропусками. В случае если лекция пропущена, то обязательно необходимо восполнить появившийся пробел активной самостоятельной работой, заостряя внимание на изучении тех вопросов, каковые освещались в лекции. В этом случае возвозможно обращение за помощью к лектору на консультации, к сокурсникам.

Самоорганизация, независимая работа студентов,


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: