Санкхья и йога как школы астики

Тема 12. Санкхья — йога.

1. Санкхья и йога как школы астики.

2. История санкхьи. Понятия пракрити и пуруши в хорошей санкхье. Учение о трех гунах.

3. Санкхья о соприкосновении пассивного пуруши и активной пракрити как начале космической эволюции. Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал (пракрити, пуруши, тринадцати каран, пяти танматр, пяти материальных элементов). Учение о трех праманах.

4. История хорошей йоги. Йога о пяти видах модификаций сознания (читты).

5. Освобождение от колебаний читты: восемь средств йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

История санкхьи. Понятия пракрити и пуруши в хорошей санкхье. Учение о трех гунах.

1)

Создатель — Капила

Капила не признает существования всевышнего, его бытие нельзя доказать
  • Первая работа школы санкхья – «Санкхья-сутру» Капилы и «Санкхья-правачана-сутра» («атеистическая санкхья» либо ниришвара-санкхья).
  • Второй источник по философии санкхья – «Санкхья-карика» Ишвара-Кришны
  • Термин «Санкхья» —
· 1) от слова «число», тк ставит перед собой цель верное познание действительности через перечисление главных объектов познания
2) идеальное знание
  • Цель: закончить страдание .
  • Признает первичные действительности двух видов: дух и материю (пуруша и пракрити)
  • Следствие существует уже в обстоятельстве

2) (Я = ПУРУША)

Все объекты являются ограниченные и зависимые предметы ( среди них и интеллект, тело душа и тд), произведенные комбинацией определенных элемнетов.

Мир – последовательность следсвий, каковые должны иметь обстоятельство – ПРАКРИТИ.

Док-ва существования пракрити:

Пракрити имеется причина мира объектного. В отличие от неизменного пуруши, пракрити находится в ходе постоянного трансформации. Пракрити – равновесие гун

ПУРУША:

Все трансформации и деятельность, все страдания и удовольствия в конечном итоге принадлежат материи. Отождествлять Я с телом,интеллектом и чувствами было бы невежеством.

3)

  • Пракрати составлена из трех главных сил — гун. (Гунны невоспринимаемы. Мы познаем их через следствие, тк следствие тождественно причине)
  • Гунны – элементы первичной субстанции, сравниваемые с тремя канатами, сплетенными в один канат, привязывающий душу к миру.

САТТВА – наслаждение; равновесие, сознание.

РАДЖАС – деятельное начало. есть обстоятельством всех больных переживаний

ТАМАС – пассивное, отрицательное начало в вещах; приводит к сну, дремоту; владеет устойчивостью, инертностью

ГУНЫ:

1) Находятся как в конфликте, так и в содружестве между собой (как будто бы масло, пламя и фитиль)

2) Пребывают в постоянном трансформации. (На протяжении разложения мира гунны изменяются любая сама по себе, на данной стадии они не пребывают во сотрудничестве между собой, не смогут ничего создавать, создавать. До созидания мира они существуют как однородная масса, где нет никаких перемещений, и, соответсвенно, нет ничего по большому счету. Состояние равновесия – пракрити. Но в то время, когда одна из гунн господствует над второй, вероятно создание отдельных вещей. Это и имеется исходный пункт эволюции вселенной)

Санкхья и йога как школы астики

1)

2)

3. Санкхья о соприкосновении пассивного пуруши и активной пракрити как начале космической эволюции. Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал (пракрити, пуруши, тринадцати каран, пяти танматр, пяти материальных элементов). Учение о трех праманах.

Пуруша(я)+пракрити (первичная материя)

  • Активность пракрити обязана пребывать под управлением разумной пуруши

  • Первый продукт эволюции – махат(буддхи)(интеллект)(великое единство), благодаря ему осознается различие между объектом и субъектом; появляется из саттвы; владеет в чистом виде такими атрибутами как добродетель(дхарма), познание, отрешенность, првеосходство + из-за тамаса таки еатрибуты как порок(адхарма), неведение, привязанность, несовершенство.
  • Второй продукт эволюции(появляется из махат) – аханкара(самость, яйность), его функция в ощущении «я» и «мое».
3 внутренних(интеллект, яйность, вселенкий разум) + 10 внешних органов именуются 13-тью каранами.

Танматры Это невидимые сущности умозрительно выводятся из факта существования видимых объектов.

Появляются 5 материальных объектов (вещественных объектов)
из сущности звука(шабда-танматра) – акаша с качеством звука из сочетания сущности осязания с сущностью звука – воздушное пространство с атрибутами осязания и звука из сущности цвета(рупа-танматра), смешанной с сущностями осязания и звука, появляется пламя из сущности вкуса(раса-танматра), в сочетании с сущностями звука, осязания и цвета, появляется вода сущность обоняния(гандха-танматра)

Учение о трех праманах(свободных источника точного познания):

Санкхья признает три праманы: восприятие, свидетельство и логическое умозаключение священного писания.

1. Восприятие – это познание, полученное при помощи деятельности эмоции. Существует два вида восприятия: неизвестное и определенное. Неизвестное знание – это сведения, поступающие к буддхе по окончании контакта объекта с органами эмоций. Определенное знание помощи соединения неизвестного с умственным анализом. Это разрешает принимать объект как владеющий собственной природой. Тогда как внешние органы восприятия смогут влиять лишь на объекты, ими воображаемые, манас может иметь дело кроме этого с прошедшим и будущим. Что касается внутреннего восприятия, то тут сотрудничества органов эмоций нет.

2. Вывод не редкость двух видов: отрицательный и хороший. Последний основывается на утвердительном существовании. Согласится пятичленная форма силлогизма.

3. Аптавачана, либо свидетельство священного писания. Под писанием понимаются веды. Считается, что веды не являются творением людей, по причине того, что не было таких людей, каковые имели возможность бы их сотворить. Высвобожденные не имеют отношения к ведам, а неосвобожденные не владеют достаточным знанием.

Философия. Индийская школа Йоги.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: