Сенсуализм нового времени (локк, беркли, юм)

Проблему происхождения людских знаний Локк (1632-1704) формулирует как проблему происхождения идей. В том месте, где нет идей, нет и знаний

Изначально, до соприкосновения с материальным миром, людская душа, но Локку,- белая бумага без всяких знаков и идей И потому, что чувственный опыт, в соответствии с Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция — материалистический сенсуализм.

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение Все знания проистекают из ощущений впол-не согласуется у него с положением Все знания приобретаются из опыта.

Локк пробует проследить переход от ощущений к знаниям. Изучение разнообразных функций и природы разума разрешает, в соответствии с Локку, не только продемонстрировать, что ощущения — богатый источник большинства отечественных идей, зави-сящих целиком и полностью от отечественных эмоций и через них входящих в разумно и распознать другие позна-вательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, что доставляют ощущения. Рвение, исходя из чувственного, материального мира, посте-пенно встать до высших рациональных форм людской знания, детермини-рованность их эмоциями, опытом, означало попытку доказать наиболее значимый тезис материа-листической гносеологии.

Конечно, что, поставив такую задачу, Локк наровне с объектами внешнего мира выделяет и особенный, внутренний объект знания — новый, познавательные талантливо-сти человека в целом, его разум.

Синтез свойства чувственного отражения материального мира с другими по-знавательными свойствами Локк осуществляет, признавая наровне с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию.

Локк наровне с основополагающим видом опыта — ощущением признает опыт внут-ренний — рефлексию, свидетельствует не измену принципу материалистического сенсуализма (либо эмпиризма), а глубокое познание того, что принцип сенсуализма — это лишь один из клю-чей к объяснению знаний и возникновения идей.

В то время, когда же Локк истолковывает внутренний опыт как свободный от содер-жания ощущений источник знаний о мире, это вправду заводит его в идеалистические тупики.

Осознавая под первичными качествами объективные особенности материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики по большому счету, механич. перемещение, покой, продолжительность. Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со особенностями внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.

Джордж Беркли (1685-1753) выдвинул идею о том, что за понятиями естественных философии и наук должны быть наглядные представления, восприятия объектов, процессов настоящего мира. Понятия не должны быть «безлюдными», их содержание выводится из ощущений. В уме человека, вычислял Беркли, имеется понятия, как бы объединяющие показатели отдельных чувствуемых предметов — «треугольность», «двуногость» и пр. — (неспециализированные идеи). Имеется другие понятия, каковые фиксируют показатели чувствуемых предметов — «белизна», «влажность» и пр. (отвлеченные идеи). Но имеется понятия, за которыми не может быть никаких ощущений, восприятий. Это понятия — «фикции ума». К примеру, «материя» либо «субстанция». И материя, и субстанция реально не существуют. А потому, что наука осознаёт «субстанцию», «материю» как базу всего природного мира, базу всего существующего мира, то по Беркли — европейская наука неосуществима, поскольку базируется на фальшивом понятии — субстанции, материи. Целый спор о том, что такое «субстанция» и какое количество «субстанций» — надуманный спор.

Еще дальше по указанному пути отправился Давид Юм (1711-1776). Не только «субстанция», «материя», но и такие понятия науки, как «обстоятельство», «следствие», «необходимость», «случайность» — имеется «фикции» отечественного ума.

Но вся наука стоит на применении понятий «обстоятельства», «следствия», «необходимости», «случайности». А эти понятия — «фикции ума». Так, философия и европейская наука или фальшивые (т.к. применяют понятия, за которыми ничего нет), или мы должны отказаться от этих понятий (соответственно и науки) и заниматься лишь умелыми изучениями, не ставя цели узнать законы, действующие в природе и в обществе. Кроме того теология — учение о Всевышнем, божественной субстанции — неосуществима, т.к. нельзя доказать существование ни материальной субстанции, ни духовной. Аргументы юма и Беркли казались непоколебимыми до прихода И.Канта, что продемонстрировал, как вероятны философия и теоретическая наука.

Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм / Bacon, Hobbes, Locke, Berkeley, Hume


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: