Шаматха — сосредоточение ума

Любая появляющаяся у нас плохая идея по сути сводится к заблуждению. Дабы устранить заблуждение, нужна мудрость. И не только мудрость, но ясное хорошее сосредоточение и осознание. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений легко нереально. В ходе медитации сосредоточения, ум делается таким ясным и прозрачным, что мы способны заметить небольшую частицу этого мира, таким спокойным и радостным, что это нереально сравнить с какими-либо вторыми состояниями счастья.

В то время, когда я пребывал в горах, ко мне пришел один приятель, что занимался практикой однонаправленной концентрации. По нему я заметил, что мы в действительности можем это делать. А ведь и для буддиста начального уровня, и на продвинутых этапах сосредоточение — наиболее значимая практика. Данный человек практиковал медитацию три либо четыре года в горах. А шаматхой он занимался два года и уже достиг пятого, другими словами постоянного уровня концентрации. Время от времени на протяжении медитации он считает, что занимается этим маленькое время, но в действительности проходит большое количество часов. Он — мой хороший приятель, и в то время, когда я ходил его навещать, он постоянно смеялся и был радостен. Я его задавал вопросы, как он поживает, он сказал, что у него нет никаких обстоятельств для несчастий. У него хорошее чувство юмора, и мы шутили между собой. В то время, когда я наблюдал на него, я видел, что такая практика способна дать продвижение либо, по крайней мере, принести счастье, покой и радость.

Но в случае если сказать о практике, то предельно принципиально важно знать, как практиковать верно. В противном случае вы не продвинетесь.

Какое место пригодно для практики шаматхи? Если вы планируете заниматься интенсивно, это должно быть весьма негромкое, уединенное место, дабы в том месте не было опасности для жизни и легко возможно было бы добыть пищу. Помимо этого, вы должны быть обеспечены всем, что нужно для практики, другими словами — знанием. Но сходу мы не можем устремиться куда-то в уединенное место. Мы можем заниматься понемногу, и это также хорошо. Я поведаю, как заниматься данной практикой в обыденной жизни, дабы продвигаться неспешно ход за шагом. Кроме того в горах, в то время, когда люди сидят в уединении, рекомендуется затевать с малых периодов медитации. Исходя из этого перед тем, как уйти в уединение, полезно проделывать эту краткую практику в обыденной жизни, хотя бы ежедневно.

В то время, когда вы занимаетесь медитацией, крайне важна поза. Ноги должны быть скрещены. Само собой разумеется, сначала это возможно тяжело, но, в случае если сказать о предстоящих возможностях, крайне полезно. Все же для некоторых людей это практически нереально, исходя из этого возможно сидеть легко на стуле, как комфортно. А в остальных случаях рекомендуется скрещивать ноги. Руки нужно сложить на уровне нижней части живота. Громадные пальцы упираются приятель в приятеля, правая ладонь положена на левую. Для женщин и мужчин это одинаково. Плечи должны быть прямые, голова мало склонена. Примите эту позу. Глаза полуприкрыты. Рот не должен быть всецело открыт, в противном случае муха может залететь. (Хохот). Но не нужно и закрывать его совсем, дабы во рту не оказалось плохого вкуса. Язык должен быть поднят к небу. Вы не должны быть напряжены, а поясницы должна быть прямая. Таким вот образом мы садимся.
Крайне важно дыхание. В случае если перед тем, как начать медитацию, мы не проделаем 21 дыхание, то мыслей в голове останется так много, что нам не удастся сконцентрироваться по-настоящему. Исходя из этого сперва мы проделываем медитацию на дыхании. Приняв медитативную позу (она именуется позой Вайрочаны), мы на своем дыхании. В то время, когда выдыхаем, то сосредоточенно следим, что мы выдыхаем, то же — в то время, когда вдыхаем.

Цель данной медитации я растолкую на примере. К примеру, мелкие дети играются с ножом. Вы желаете его забрать, а они не отдают. Вы показываете им более занимательную вещь, и они сразу же бросают нож. То же самое с нашим умом. В то время, когда мы желаем сосредоточиться на серьёзном объекте и говорим собственному уму: Сосредоточься!направляться; — он нас не слушает. И в то время, когда мы садимся медитировать, ум блуждает. Дабы это остановить, нужно выполнить медитацию на дыхании. В уме появляются разные мысли, идеи. Одна идея, в случае если допустить ее, порождает массу иных, и без того происходит без финиша. Исходя из этого принципиально важно это и перенести внимание на второе. В то время, когда мы сосредотачиваемся на дыхании, отечественный ум отвлекается от своих пристрастий, тревоги, злости и неспешно успокаивается.

Итак, мы садимся и начинаем сосредоточенно смотреть за своим дыханием: как мы вдыхаем, выдыхаем и т.д., и делаем это некое время. В то время, когда мы выдыхаем и вдыхаем, мы вычисляем раз, и т.д. И если вы сможете остаться в сосредоточении на дыхании, не отвлекаясь, без всяких прерывающих сосредоточение мыслей до 21 раза, то ваше сосредоточение замечательно.

Эта медитация на дыхании нужна в ежедневной судьбе. Время от времени, в то время, когда люди гневаются и не знают, как совладать со своим раздражением, они начинают выпивать водку. Из-за чего они так делают? По причине того, что, в то время, когда выпивают, они перестают думать о собственной проблеме и уверены в том, что неприятность решена. Эта медитация — замена водки! (Хохот). Поразмыслите, это хорошая экономия в хозяйстве! — Экономит деньги и не нарушает здоровья. Если вы разозлились, впали в бешенство, попытайтесь выйти из помещения и выполнить эту медитацию 21-го дыхания, и вы почувствуете, что стали менее раздраженными и более умиротворенными.

Либо еще одно. Кое-какие еле засыпают , не хорошо дремлют. Из-за чего им не редкость тяжело? По причине того, что их обуревают мысли. Одна идея приходит за второй, и они не смогут остановиться. Они пробуют заснуть, но мысли появляются и оказаться.

Если вы в действительности желаете заснуть, то попытайтесь лечь и не думать ни о чем. Если вы остановитесь на какой-то одной ситуации, дабы продумать ее, это помешает вам заснуть. И не сосредоточивайтесь на мысли мне нужно заснуть, эта идея будет порождать другие мысли. Вместо этого сосредоточьтесь на дыхании. Не старайтесь особенно концентрироваться. В случае если какая-то идея придет в голову, пускай она покажется и уйдет. И без того, смотря за мыслями, допуская, дабы они уходили, вы неспешно уснете, и у вас от медитации на дыхании будет хороший сон.

Возвратимся мало назад, к теме о позе для медитации. Поза крайне важна, ее необходимо светло и прекрасно не забывать. Я желаю кратко поведать о том, какую цель преследует верная поза. Поясницы должна быть прямой, вследствие того что если вы наклоняетесь вперед либо назад, это может помешать концентрации. Как разъясняется это на уровне тантры, центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы самую малость изогнут, то в этих местах смогут оказаться дополнительные ветры-энергии, каковые будут искажать процесс медитации. Голова не должна быть высоко поднята и не должна быть опущена. В случае если голова поднята больше, чем направляться, то будет оказаться излишняя возбужденность, а вдруг через чур опущена, то будет появляться расплывание мысли, сонливость. Плечи необходимо расправить. Крайне важно, дабы подушка, на которой вы сидите, была ровной. Наряду с этим задняя часть ее должна быть чуть выше передней. Но в случае если подушка наклонена, то по окончании продолжительного сидения покажется напряжение в теле и это будет мешать.

А тот, кто желает без шуток практиковать шаматху для каких-либо особых целей, обязан поразмыслить и о диете. Не следует имеется через чур мало либо через чур много, это будет мешать концентрации. Нужно выбирать какую-то меру собственной еды. Время от времени концентрации весьма содействует мясо, но маленькое количество и лишь время от времени. Так как те, кто медитирует в горах, живут по большей части на овощной диете, и в теле появляется большое количество энергий — энергетических ветров, что ведет к дисбалансу. Дабы пара сбалансировать энергии, нужно использовать мало мяса.

Ранее мы говорили о медитации на дыхании. В медитации на дыхании имеется простая и особая практика. Простую практику я уже растолковывал, а видя ваш интерес, решил мало поведать о особых медитациях на дыхании. Особые медитации на дыхании связаны с йогой. Помимо этого, они хороши и для здоровья, если вы занимаетесь ими в повседневной судьбе.

Нужно визуализировать три внутренних канала в теле. Средний канал — белый. Он проходит так: начинается у третьего глаза, огибает голову, проходит на протяжении позвоночника, заканчивается ниже пупа. Каналы маленькие, они весьма узки и закручены. Центральный канал мало потолще. Правый канал — красного цвета. Начинается он у переносицы и проходит на протяжении позвоночника с правой стороны. Во всех чакрах он завязывается в узлы. Другими словами, центральный канал прям, а боковые в чакрах выгибаются и завязываются в узлы. Левый канал — светло синий. Он идет прямо от носа, завязывается в узел на чакре темени, после этого завязывается в узел на чакре горла, после этого пупа и сердца. Так примерно направляться представить картину этих трех каналов. Это не верно тяжело. Позже вы визуализируете, что ваш левый канал входит в правый канал, как одна трубка в другую.

Сейчас мы складываем руки. Сперва громадный палец, после этого загибаем все остальные, не считая указательных, — они остаются. И кладем их на колени. И после этого, поднимая правую руку, мы сперва закрываем правый канал указательным правым пальцем. Перед тем, как начать дыхание, мы стараемся светло визуализировать канал. Три раза вдыхаем. Вдыхая этим тройным вдохом, мы визуализируем всю благую энергию белого цвета. Все благие преимущества Будды входят в нас при дыхании и, проходя по левому каналу вниз до отметки ниже пупа, очищают данный канал от всех загрязнений. После этого выдыхаем тройным выдохом через правую ноздрю, закрывая левую ноздрю пальцем и визуализируя, что сейчас загрязнения выходят вверх по правому каналу и из правой ноздри покидают отечественное тело. Так мы делаем три раза.

Сейчас начинаем иначе. Закрываем левым пальцем левую ноздрю и повторяем тот же самый процесс. Вдыхаем через правую ноздрю, и на вдохе все загрязнения, выгоняемые белым светом, спускаются по правому каналу до места соединения каналов. На выдохе они поднимаются по левому каналу и в ходе тройного выдоха покидают отечественное тело через левую ноздрю. Другими словами, одинаковый процесс проделываем три раза иначе.

А сейчас, в третий раз, мы визуализируем эти два и центральный канал. Позже вдыхаем тройным вдохом через обе ноздри, и наряду с этим белая благая энергия входит через обе ноздри в правый и в левый канал, и опускаясь по ним, выгоняет все загрязнения. После этого мы визуализируем, что левый и правый каналы входят в центральный канал. Загрязнения входят по ним в центральный канал, поднимаются по центральному каналу и на выдохе покидают тело через отверстие на темени. И перед тем, как мы начинаем выдыхать, поднимая эти загрязнения через центральный канал, мы практически на момент удерживаем дыхание, а после этого выдыхаем.

Это воистину нужная для здоровья медитация. В то время, когда я медитировал в горах, я не обращался к докторам. Это было мое лекарство. С того времени как я спустился, у меня стало меньше времени для медитации, и мне приходится в Москве иногда обращаться к доктору. Это предварительное упражнение для развития концентрации отлично для здоровья.

Развитие шаматхи, другими словами безмятежности ума, очень значительно. Без развития шаматхи неосуществима ни реализация понимания пустоты, ни практика тантры, ни практика махамудры, ни практика дзогчена. Исходя из этого шаматху можно назвать фундаментом, базой всех остальных реализаций.
Великий Атиша сказал, что развитие шаматхи полезно как для себя, так и для пользы вторых существ. Он растолковывал, что как не имеет возможности без крыльев полететь птица, так же и практикующий без шаматхи не имеет возможности полететь ни для собственного собственного блага, ни для блага вторых.

Шаматха есть, по существу, неспециализированной практикой для буддизма и индуизма. Но в буддизме разнообразнейшие техники успехи самадхи представлены более полно. По сравнению с другими достижениями шаматха легче, но вовсе не так легко достижима, как может показаться. Она также требует постоянной практики и усилий. Помимо этого, необходимо знать, как развивать ее верно. Кроме этого в случае если кидаться от одного способа к второму, перебегать с одной дороги на другую, вы никуда не придете. Заберите один способ и овладейте им как направляться. Тогда он приведет вас в том направлении, куда вы желаете.

Сперва об объекте медитации. Существует большое количество объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с позиций сутры, предлагают в большинстве случаев выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры время от времени советуют концентрироваться на букве А либо на Ясном Свете, но это для нас будет трудновато. Легче медитировать на образе Будды. Причем легче воображать его не в себя, а снаружи, по причине того, что мы все привыкли думать о внешнем мире.

Мой подход пребывает в том, дабы делать что-то относительно легкое. Тогда мы будем приобретать от этого наслаждение и скоро продвигаться дальше. В случае если же мы начнем сходу с тяжёлого, то у нас легко ничего не окажется.

Исходя из этого, не смотря на то, что с позиций Махамудры, Дзогчена необходимо медитировать на уме, но уже первый ход, пребывающий в том, чтобы выяснить, что такое ум, представляет собой громадную трудность. Не смотря на то, что, с позиций Дзогчена, данный первый ход есть самоё лёгким. А в высшем смысле осознать природу ума еще тяжелее. Исходя из этого сперва следует сделать более простые вещи. Я не желал бы, дабы вы поразмыслили, словно бы я осуждаю Дзогчен. Наоборот, я сам пробую практиковать Дзогчен, но нахожу это очень тяжёлым. Практики Дзогчена либо Махамудры, что в школе Гелугпа есть по существу одним и тем же, — это очень тяжёлые практики. Если вы сперва овладеете уровнем шаматхи, тогда Дзогчен, Махамудра, постижение пустоты, развитие бодхичитты и отречение, все станет значительно легче. Это окажет значительную помощь в любом направлении практики.

В прошлые времена шаматху достигали за время от полугода до полутора лет. Во-первых, по причине того, что делали весьма интенсивную практику, во-вторых, по причине того, что знали, как ее нужно делать. на данный момент один из моих друзей, что пробовал реализовать шаматху, смог это сделать за три года. И это также считается весьма стремительным. Достижение шаматхи значительно превосходит каждые другие людские успехи. Миллион долларов если сравнивать с достижением шаматхи — чепуха. По причине того, что посредством шаматхи достигается таковой душевный мир, такая ясность ума, каковые вы ни при каких обстоятельствах за миллион долларов не купите. Уже в данной жизни это неординарно замечательно. Что уж сказать о будущих судьбах!

Итак, объект медитации, образ Будды, должен быть маленьким, размером с громадный палец. Желтого цвета. И вы должны ощущать, как из него исходят лучи. Наряду с этим, вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду, ощутить, что он владеет весом. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Помимо этого, рекомендуется визуализировать Будду не через чур высоко и не через чур низко, — на уровне лба. Его необходимо визуализировать излучающим лучи, по причине того, что это излучение является противоядием против притупленности ума. А тяжелым необходимо его визуализировать вследствие того что это мешает блужданию ума. Потому, что он тяжел, это заставляет нас держать этого Будду более интенсивно. Как сказал Преподаватель, в случае если мы привязываем слона к узкому столбику, он легко может оторвать его веревкой. В случае если же столб тяжелый, крепкий, то оторвать таковой столб слону отечественного ума тяжелее.
Из-за чего образ Будды визуализируется таким мелким? Это также имеет обстоятельство. В визуализации нет случайных подробностей. Мелким мы визуализируем его чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали громадный образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.

Сейчас, в то время, когда вы приняли верную позу и у вас имеется объект медитации, мы начинаем заниматься концентрацией. Наряду с этим глаза должны быть полузакрыты. Представьте, что глаза у вас всецело открыты: вы имеете возможность визуализировать личный дом? Вероятно это? В то время, когда же вы глаза закрыли, то визуализировать существенно легче. Но это имеет собственные недочёты, в случае если иметь в виду долгую возможность занятия, в конечном итоге это будет хуже. Исходя из этого мы попытаемся не обращать внимания наполовину и тогда визуализируем образ Будды. Это также будет сначала весьма тяжело. Дабы сделать процесс медитации легче, отлично на первых порах иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку иногда, а позже пробуете ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.

Возможно, никому будет очень просто представить себе образ приятеля, которого вы прекрасно понимаете и не забывайте. Ваш ум с ним прекрасно знаком. Кроме этого и тут: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать ее. Исходя из этого рекомендуется сначала применять статуэтку. Попытайтесь не напрягать тело, расслабьтесь и в этом состоянии сосредотачивайтесь. Не имеет значение, если вы не станете видеть его светло. Сначала в этом нет необходимости. Если вы представите его перед собой мысленным взглядом, хотя бы с какой-нибудь степенью ясности, старайтесь его удержать и пребывать на нем. Если он исчезает, постарайтесь его все-таки удерживать, тогда ясность возвратится. Не нужно стараться делать его ясным собственными упрочнениями, — это будет помехой. Если вы все-таки утрачиваете ясность, все равно его удерживайте, на нем пребывать. Ощутить, что это не статуэтка, а живой Будда. И ни за что не напрягайтесь — сосредотачивайтесь из состояния расслабленности. В случае если станете напрягаться, ум ваш сожмется от напряжения, кроме этого как и тело. Расслабьтесь. Не прикладывайте через чур много упрочнений. Держитесь руками за колени. Ощущаете, что сбрасывается напряжение? Ум ясный, свежий. Сейчас выясните для себя необходимость сосредоточения в течение одной либо двух мин. лишь на образе Будды и более ни на чем.

Процесс данный нелегок, исходя из этого через некое время вы обучитесь лишь по большей части, грубо визуализировать образ Будды. И в то время, когда с полузакрытыми глазами вы сможете удержать перед собой это изображение, значит, вы достигли первого уровня, что именуется обнаружение объекта медитации.

Это — первый успех. У вас показалось уже какое-то достижение. Я говорю об этих технических подробностях, потому что, в то время, когда мы начинаем заниматься, любое достижение какого-либо обозначенного уровня дает нам внутреннее удовлетворение. Мы ощущаем, что продвигаемся, что мы на верном пути.
Одна американка к примеру, на данный момент достигла уже седьмого уровня самадхи, другими словами, в то время, когда слон стоит на последнем повороте справа (см. рисунок). Это всем нам должно дать надежду. Если она смогла это сделать, из-за чего мы не можем? Если бы это было достигнуто кем-то из тибетцев, мы имели возможность бы сообщить: Ну что ж, это тибетцы, — у них традиция, культура. Может, у них в крови что-нибудь особое. А вдруг это сделал человек с Запада, такой же, как вы, то вы должны осознавать, что вы также имеете возможность.

Из-за чего она смогла добиться для того чтобы успеха? По причине того, что весьма умело к этому доходила. Она занималась с одним великим созерцателем в Дхарамсале, Геше Ламримпой. Прежде она взяла учение шаматхи от другого учителя, но в то время, когда вы начинаете заниматься фактически, отлично, в случае если рядом имеется умелый мастер, по причине того, что на протяжении практики появляется множество небольших вопросов.

Ну, а сейчас перейдем к сути дела. Итак, первый этап — это обнаружение объекта медитации. Оно предваряется практикой, которую мы именуем поиск объекта медитации. Сперва, в то время, когда мы наблюдаем на статуэтку, а позже пробуем визуализировать, — именуется поиском. После этого, в то время, когда мы нашли объект медитации, это именуется обнаружением. Потом нам необходимо удерживать объект медитации — это третья стадия: удержание объекта медитации. И четвертая стадия — нахождение с объектом медитации. Итак, всего четыре стадии: поиск, обнаружение, пребывание и удержание.

Эти четыре стадии крайне важны. Потому что они окажут помощь достигнуть первой ступени первого уровня концентрации. Если вы сумеете сохранять объект медитации одну 60 секунд, вычисляйте, что достигли первой ступени концентрации. Быть может, вам это удастся за несколько недель. Вы, само собой разумеется, станете удовлетворены и станете сказать: О, я достиг первой ступени. Именно поэтому вы купите убежденность в правильности руководств. Но чтобы достигнуть первой ступени, нужно знать, что представляют собой ошибки медитации. Чтобы достигнуть самадхи, мы должны пройти все ступени одну за второй. А дабы прийти к первой из этих ступеней, нужно преодолеть препятствия. Чтобы их преодолеть, мы должны осознать, что они собой воображают. И если вы не понимаете, что из себя воображают неточности медитации, то пользы от вашей медитации нет. Она будет только безлюдной тратой времени.

Так, если вы, ремонтируя телевизор, не понимаете, что в нем испортилось, вы имеете возможность целый сутки перепаивать финиш за финишем, и вся эта работа окажется безлюдной тратой времени. Исходя из этого, в то время, когда мы видим преподавателей, каковые смогут концентрироваться без всякого упрочнения, и сопоставляем себя, неумелых, с ними, ясно, что для этого различия имеется какие-то обстоятельства. Я так как говорил вам, что в буддийском учении основная мысль содержится в том, что все начинается по причинно-следственной схеме.

Итак, имеется пять главных неточностей медитации. Первая из них — лень. Она легко останавливает всех нас. Вторая неточность — забывание объекта медитации. Это происходит вследствие того что ум уходит куда-то в сторону, и мы забываем, что созерцаем. После этого двойственное препятствие: с одной стороны — возбужденность, иначе — расплывчатость и сонливость, в то время, когда идея расплывается и перестает быть ясной. Первенствует пребывает в том, что, потому, что мы имеем привязанности, ум начинает отвлекаться от объекта медитации и направляться простым методом, направляясь, к примеру, к семье, дому либо к вторым, привычным для себя объектам. В то время, когда ум возбуждается стереотипным мышлением, эта неточность именуется умственным возбуждением. А умственная притупленность, в случае если практически перевести, — это исчезновение ясности ума. В то время, когда притупленность делается посильнее, мы засыпаем. Тогда у нас в течение часа весьма хорошая медитация. (Хохот). — Без каких-либо помех и прерываний. Два этих препятствия совместно составляют третью неточность медитации.

Четвертая пребывает в том, что мы не используем противоядие против неточностей, в то время, когда нужно применить. Так, к примеру, на пятой, шестой и седьмой стадиях может произойти следующее: мы держим объект медитации в сознании, но в какой-то момент чувствуем, что появляется утрата ясности. Мы видим, как она появляется, сперва малый, но не используем противоядие. Эта неточность характерна для высоких ступеней медитации. Сначала она не случается.

Пятая неточность медитации пребывает в том, что мы применяем противоядие, в то время, когда в этом уже нет необходимости. Это возможно на восьмой либо девятой стадии, не смотря на то, что на этих стадиях нет никакой потребности использовать противоядие. Это лишь помешает медитации. Вы расслабляетесь, и ум должен быть расслаблен. Это подобно тому, как взлетает орел. По мере того, как он поднимается, он применяет крылья, но в то время, когда достигает нужной высоты, он просто парит, ему нет потребности махать крыльями. Кроме этого и на восьмой и девятой стадиях медитации.

Таковы пять главных пороков медитации. Если вы победили эти пять неточностей, значит, вы достигли шаматхи. В случае если вам нет ничего, что мешает достигнуть этого уровня, вы его достигаете. На первой и второй ступенях шаматхи цель фактически и пребывает в том, дабы устранить эти помехи. В то время, когда они устранены, вы прогрессируете. Так в случае если при ремонте телевизора из пяти неисправностей вы устранили первые две, то на экране уже что-то покажется. А в то время, когда вы устраните остальные, телевизор будет трудиться замечательно.

Крайне важно знать о противоядиях против этих пяти неточностей. Люди, каковые вправду без шуток занимаются медитацией, с наслаждением заплатят сто американских долларов, не колеблясь, дабы я поведал об этих противоядиях.

Кстати, я хочу подчернуть, что тибетские преподаватели постоянно учат совсем безвозмездно, и исходя из этого ученики время от времени не ценят Учение, считая, что оно неизменно доступно. Исходя из этого мне думается, что время от времени имеет суть как-то выделить сокровище учения. Вот в прошлые времена, в то время, когда тибетские буддисты ходили за Учением в Индию, им приходилось преодолевать массу препятствий, и никто не давал им учение так легко, как вам. В большинстве случаев преподаватель отвечал: Я ничего не знаю, иди дальше. Заберите узнаваемый пример с Марпой-лоцавой. какое количество трудов он перенес, пока, наконец, Наропа не начал его учить мало-помалу! До этого он вынудил Марпу большое количество трудиться, дабы снискать добродетели. И лишь затем начал открывать ему Учение. Мне думается, что, проявляя так собственный сострадание, индийские преподаватели демонстрировали весьма умный способ, и необходимо применять его и по сей день. Исходя из этого, в то время, когда я на данный момент буду говорить, прошу вас, не вычисляйте это чем-то, что валяется на дороге. Прошу вас, относитесь к этим учениям как к вещам очень полезным. Прекрасно?

Для преодоления неточностей существует восемь противоядий. Первые четыре из них относятся к первой неточности — лени. Ее весьма тяжело устранить. Но в случае если у вас имеется противоядие, то устранить лень легко.

Первое из противоядий — размышление о пользе, которую может принести достижение шаматхи; — вера. Чем больше вы станете думать о преимуществах шаматхи, тем посильнее станет убежденность, что вам нужно ее культивировать. А в то время, когда имеется убеждённость и вера в преимуществах шаматхи, то тогда естественным образом появляется воодушевление к практике.

Это воодушевление и есть вторым противоядием. Оно происходит из веры в преимущества шаматхи. Чем лучше вы осознаёте, что шаматха — это замечательно, тем посильнее желание стремиться к ее достижению. А в то время, когда появляется воодушевление, то возрастает и энтузиазм.

Энтузиазмом, третьим противоядием, в этом случае мы именуем удовольствие, наслаждение от занятий данной практикой. Те, кто не обожает футбол, не уверены в том, что игра в футбол серьёзна. Если бы их вынудили играться, они посчитали бы это за наказание. Необходимо бегать, кто-то может ударить тебя ногой, поранить, это же мучение! А вдруг мальчишке поведать о том, как здорово мочь играться в футбол? Возможно сообщить ему: Ты будешь играться, как Марадона! И он преисполнится энтузиазма и будет гонять мяч, несмотря ни на усталость, ни на травмы. А вдруг расцарапается, он этого кроме того не увидит и сообщит: Я наслаждаюсь!

Мелких детей время от времени тяжело вынудить делать то, чего они не желают. Но в случае если заразить их энтузиазмом, они начнут делать это дело с наслаждением. Кроме этого и мы, в случае если будем сравнивать достижение самадхи с достижением вторых целей, к примеру, богатства либо славы, сможем осознать, что миллион долларов либо слава создают для нас массу неприятностей, что шаматха если сравнивать с этими проблемами — как золото если сравнивать с остальными металлами. И в случае если мы вкладываем силы в достижение мирских целей, то необходимо поразмыслить: из-за чего бы не положить силы в достижение значительно более полезного приобретения — шаматхи? Исходя из этого я и говорю об этом так детально. Мы, возможно, и израсходуем большое количество времени, но это очень важная вещь, и мне хотелось бы донести ее до каждого.

Я сам был весьма ленивым мальчишкой. Мама меня подгоняла, в то время, когда я должен был заниматься. Я не обожал никакой работы, меня необходимо было все время заставлять. Я большое количество ел и дремал. Но как раз благодаря применению противоядия, в то время, когда у меня появился энтузиазм, я ушел медитировать в горы. Если бы у меня не появилось энтузиазма из-за применения противоядия, я бы через три дня спустился с горы. Что мне было бы в том месте делать! В горах так как мне приходилось идти полчаса, дабы воды. В других условиях человеку может показаться мучительным столько времени ходить за водой. Но это — как игра в футбол: в случае если у вас имеется энтузиазм, вы с наслаждением это делаете, не подмечая ссадин и царапин. Так и я наслаждался . Все зависит от психологии, от вашего отношения к тому, что вы делаете.

Эти инструкции очень практичны как раз для отечественного уровня. Вот представьте, к примеру, что вы захотите что-то приобрести тут, в Санкт-Петербурге. Тогда вам растолкуют, что и как тут возможно приобрести. Одновременно с этим вам смогут растолковывать, что возможно приобрести в Москве либо где-нибудь в Индии. Это также возможно весьма интересно, но не относится к данному моменту. Исходя из этого вы предпочтете послушать, что возможно приобрести тут, а позже уже в том месте.

Четвертым противоядием против лени есть самоуспокоение ума. Благодаря вере мы развиваем в себе воодушевление, а благодаря воодушевлению появляется энтузиазм. В то время, когда энтузиазм заставляет нас продолжать и продолжать медитацию, мы развиваем шаматху ход за шагом, проходим стадию за стадией, пока, наконец, не достигаем полного спокойствия ума, безмятежности. И тогда практика приносит нам удовольствие большее, чем что-либо в данной жизни. Это — четыре противоядия против первой неточности.

Сейчас поболтаем о пятом противоядии — против второй неточности. Это внимательность. Внимательность есть противоядием против забывания объекта медитации. В случае если внимания не хватает, вы забываете объект медитации. А развивая внимательность, вы сможете удерживать его в собственном внимании.

В то время, когда мы развиваем шаматху, в первую очередь необходимо удалить лень. Во-вторых, необходимо удалить забывание объекта медитации. Развитие внимания есть для этого самая существенной практикой. Внимание, которое вы развиваете, очень полезно и в простой судьбе. Чтобы развить внимание, не требуется садиться в медитативную позу. Легко каждый день смотрите за своим телом, речью, мыслью: как вы действуете, как вы общаетесь с другими людьми, о чем вы думаете. И при помощи этого вы сможете развить внимание.

После этого, третья неточность, это пара: умственная притупленность и умственное возбуждение. Противоядием (косвенным) против этого есть развитие бдительности. Благодаря бдительности мы подмечаем, что возбуждение либо притупленность появляются в отечественном сознании. Другими словами она похожа на шпиона, что дает нам данные о том, что происходит. Для того же, дабы устранить возбужденность, необходимо светло понимать ее обстоятельства. Обстоятельством возбужденности сознания есть излишняя напряженность в созерцании. Чтобы устранить излишнюю напряженность, рекомендуется объект медитации поместить немного ниже. Тогда мы расслабляем поток сознания, и это оказывает помощь расслабиться. Либо возможно пара ослабить свечение фигуры Будды и так пара расслабить собственную внимательность.

Тупость, вялость сознания появляется по причине того, что у нас теряется интенсивность созерцания, и объект созерцания также пара опускается, а свечение ослабляется. Тогда нам необходимо выполнить противоположное — пара немного поднять объект созерцания и усилить его свечение. Использование этих противоядий очень принципиально важно для притуплённости и устранения возбуждённости в медитации, по причине того, что их нереально рукой.

Четвертая неточность — это неприменение противоядия тогда, в то время, когда его нужно использовать. И тут необходимо противоядие.

А пятая неточность — это использование противоядия, в то время, когда оно уже не нужно. В этом случае необходимо , ослабить ум, разрешить ему пребывать в равновесии.

Вы видите, что из этих пяти неточностей три устраняются достаточно тяжело. В то время, когда эти три устранены, то пятая и четвёртая устраняются несложнее благодаря освоенности медитации, знакомству с ней. Исходя из этого в ходе развития шаматхи на первых стадиях в действительности тяжело проявиться. В будущем по мере продвижения все неспешно делается более несложным.

Сейчас я растолкую девять стадий развития шаматхи в соответствии с данной картиной. Вы видите монаха. Это — фактически мы сами. И до тех пор пока мы еще не тут, мы лишь должны достигнуть данной первой стадии. Потом тут всего девять изображений монаха. Другими словами, методом практики он развивает собственную медитацию и достигает девятой стадии, где изображен верхом. Начиная с девятой стадии, он обретает физический покой, счастье, умиротворение. Второй рисунок, где он едет на слоне, говорит о том, что он достигает блаженства духовного. И рисунок наверху, где монах держит клинок в руке, сидя на слоне, показывает единство шаматхи — умиротворения и випашьяны — постижения пустоты, — их соединение.

В этом состоянии благодаря покорению слона отечественного ума и достижению соединения шаматхи и випашьяны, т.е. постижения и безмятежности Пустоты, он достигает Освобождения от страдания — Нирваны. Данный наибольший уровень, достижение блаженства и истинного счастья, изображен как раз тут, в верхней части картины. И мы, люди, в действительности владеем свойством достигнуть не просто преходящего, а настоящего высшего счастья. Исходя из этого отечественная настоящая цель в этом ходе развития — не просто достижение шаматхи, а достижение высшей цели, т.е. Освобождения.

Я поведаю на данный момент, что, фактически, все это указывает. Вот посмотрите, в руках у монаха лассо и крюк. Лассо свидетельствует внимательность, осознанность. А крюк свидетельствует бдительность. Слон — это отечественное сознание, психика. Черный цвет слона показывает состояние возбужденности, омраченности. Мартышка свидетельствует блуждание ума. А черный цвет мартышки говорит о возбуждённости. Посмотрите, на первом этапе отечественное сознание совсем тёмное, и мартышка также совсем тёмная. Что же нужно сделать, дабы обратить тёмное в белое? Петля нужна чтобы поймать этого слона: набросить на него петлю внимательности, привязать его и поймать; зацепить крюком и без того вести к Освобождению.

Сейчас мы будем говорить о стадиях развития медитации. Крайне важно развивать шаматху последовательно, от одной стадии к второй, а для этого нужно знать все стадии. В противном случае мы не будем знать, где находимся, не будем подмечать, каков отечественный прогресс.

При развитии шаматхи существует два периода практики. Это практика самой медитации и период между сеансами. Что же делается на протяжении самой медитации? Этот период делится на приготовление, завершение и медитацию. В то время, когда мы подготавливаемся к долгой медитации, нужно предварительно подготовить большое количество различных вещей; это и дом, и еда, и проч. Но самое нужное — это знание того, что делать на протяжении медитации. Если вы вправду планируете заниматься медитацией и достигнуть каких-то удач, такие изготовление нужны. Исходя из этого не торопитесь с медитацией. Сперва нужно готовиться, обеспечить себя всем для успеха, и тогда вы станете наслаждаться , удовлетворение от этого. В то время, когда мы начинаем практику шаматхи, то должны подготовить в себе верную мотивацию. После этого, сидение, как упоминалось ранее, эргономичное, не наклонное, — вы понимаете, как сидеть в верной позе медитации.

Первое, что мы делаем, это делаем медитацию на дыхании. Имеется два вида данной медитации — простая и необыкновенная. Имеете возможность делать любую, но не требуется через чур много времени уделять дыханию. В то время, когда вы проделываете медитацию на дыхании, принципиально важно расслабиться. Если вы весьма без шуток относитесь к медитации, к позе на протяжении медитации и напрягаетесь, то кроме того ваше тело примет напряженную позу. Это не дает ничего хорошего. Нужно расслабить тело и сознание, они должны быть свободны. В случае если время от времени в плечах появляется напряжение, его также направляться скинуть. Сейчас начинаем фактически медитацию. Берем статуэтку Будды и наблюдаем на нее, причем принципиально важно иметь статуэтку не мелкую и не громадную. Сперва наблюдаем на нее и стараемся воссоздать мысленным взглядом перед собой. По окончании того, как вы разглядели и начинаете воспроизводить данный образ, проходит четыре стадии: отыскивание объекта медитации, обнаружение, пребывание и удержание на объекте.

В то время, когда вы нашли объект и начинаете его удерживать, то через маленький временной отрезок вы теряете его, ум уходит в сторону. Тогда вы снова возвращаете ум к этому объекту, обнаруживаете, удерживаете, останавливаетесь, пребываете на объекте медитации. Скоро ум снова утрачивает объект, теряется внимательность. Мы снова возвращаем ум. — Так мы прогрессируем.

Геше Эрдэм. О шаматхе. Лекция 4


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: