Схема 3. интеллектуальная сфера культуры.

Гуманитарная культура v Совокупный исторический количество знания философии, религиоведения, культурологии, юриспруденции, этики, искусствоведения и других гуманитарных наук; v Систематизирующие сокровища: гуманизм, познание смысла бытия, совершенства красоты, совершенства, любви, демократической свободы и т. п.
Социально-экономическая культура v Совокупный экономики и знания исторический объём социологии, политологии, финансов и кредитов, планирования и бизнеса, торговли и рынков, менеджмента, коммерции и предпринимательства, рекламы, корпоративной культуры и PR; v Систематизирующие сокровища: институциональная экономика, социальное равенство, социальная этика, социокультурная рыночная экономика, национально-корпоративная экономика.
Естественнонаучная культура v Совокупный исторический количество знания естественных наук о микро-, макро- и мегамирах, о сотрудничестве бытия с природой, о законах ноогенеза – превращения биосферы в ноосферу; v Систематизирующие сокровища: целостность теории, практики и эксперимента, хорошая, неклассическая и эволюционно-синергетическая стратегии бытия и научного познания природы, конструктивно — теоретические модели естествознания.
Технологическая культура v Совокупный количество знания о ремеслах, автомобилях, аппаратах и приборах, о физических, химических, геологических, биологических и информационных разработках, об эволюционно-технологической модернизации всех сфер экономики; v Систематизирующие сокровища: материальный и информационный базис комфортных условий «и» культуры существования техногенной цивилизации, практический итог применения моделей естествознания.

В постиндустриальной цивилизации в условиях глобализации быстро усилилась роль информационо-коммуникативной культуры, которая наровне с увеличением роли языкознания, информатики и прикладной математики все в основном взаимодействует со всеми вышеприведенными (см. схему 3) сегментами культуры, усиливая их роль не только в образовании, но и повседневном опытном учете социально-эколого-экономических факторов природопользования, как глобального преодоления не только экономических, но и катастроф и экологических кризисов. Соответствующее сотрудничество информационно-коммуникативной культуры с другими сегментами интеллектуальной сферы культуры приведено в схеме 4.

Схема 4. Структура интеллектуальной сферы культуры.

Хороший а также неклассический совершенства рациональности опирались на доминирование с XVII в. и до практически финиша XX в. физико-математического идеала научности в рамках фундаменталистской парадигмы физического знания. Параллельно развивался гуманитарный идеал научности, в центре внимания которого активная роль субъекта в познавательном ходе. Особенную роль он купил в переходном ходе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации.

Гуманитарно-художественная культура в первую очередь в хорошем и частично на базе принципа соответствия Н. Бора и в неклассическом идеале рациональности, в широком смысле отличается от естественнонаучной культуры, во-первых, субъективностью знания, во-вторых, образностью (нестрогостью) применяемого языка, в-третьих, выделением (акцентированием) личных (субъективных) действительностей изучаемых явлений и объектов, в-четвертых, сложностью либо кроме того невозможностью верификации либо фальсификации.

Научный способ познания

Терминологическое определение науки практически свидетельствует знание. Наука- исторически сложившаяся форма людской деятельности, направленная на преобразование и познание действительности. Итак, наука- это производство знаний и их предметно-практическое применение в производсвенно-практической деятельности человека.

Первым периодом становления научных знаний была «пранаука» древних цивилизаций Востока, что разрешило возможность формировать знания в новой, димифологизированной форме на базе особенной терминологии и системы обозначений, применяемой и в школьном обучении (около 3000 г. до н.э.), к примеру, шумерской письменности (сперва иероглифы, после этого клинопись).

Древняя цивилизация (VI в. до н.э.- II в. н.э.) стала первым этапом второго периода становления научных знаний и обусловила переход от «пранауки» в стадию «протонауки». главное и Первое различие между ними в том, что знание в «протонауке» базируется на доказательстве. Верховная цель познания- познание логоса, мудрости, единства мира. Оформляется математический идеал научности, содействующий поиску истинности знания, и наука о законах и доказательствах мышления- логика и вводится классификация наук. вершиной и Осью древней «протонауки» стала не только логика и классификация наук Аристотеля, но и выдвижение им концепции рационального (разумного), не смотря на то, что и чисто умозрительного познания действительности.

Второй этап в развитии «протонауки» связан с эрой средневековья с V по XV вв., в которой оформляется требование полного подчинения науки мировым религиям. В теории познания появляются новые правила: 1) креационизм (учение о сотворении мира Всевышним); 2) принцип богооткровенности (Всевышний даёт знания через откровения хорошим); 3) провиденциализм (учение о подчинении человека сверхъестественной судьбе-провидению); 4) эсхатология (учение о финише мира). Средневековье сыграло особенную роль в развитии абстрактного мышления в отыскивании отношения неспециализированного к единичному и породило, в первую очередь, в христианской религии представление об безотносительной, божественной, объективной истине, дешёвой знанию через концепцию амурного (эмпирического) познания мира, сотворенного Всевышним.

В эру Средневековья зарождается элитная университетская наука, а наровне с ней появляется низкая ремесленная наука. В обществе увеличивается социальная значимость и престижность практических знаний. Третий этап протонауки относят к XIV –XVI вв., в то время, когда появляются предпосылки превращения познания в умелое научное знание. Обусловлено это было тем, что именно в Средневековье развитие разработки опережало научное познание. Были созданы книгопечатание и плуг, и такие технические инновации, как производство пороха и разные механические устройства, и новые технологии и материалы в строительных работах и устремленный ввысь архитектурный стиль «готика». Особенное место в совокупности знаний занимают астрология и алхимия. С одной сторону, они не совместимы с христианством, а с другой — имели кое-какие точки соприкосновения с рациональными формами знаний.

На пути к хорошей науке происходит разделение трех главных ветвей всемирный культуры – религии, науки и философии. Завершая эру «протонауки» и создавая условия для становления фактически науки, XVI в. играется особенную роль в становлении физико-математических и естественных наук. Обозначилась философская модель науки, которая в значительной мере, пройдя периоды хорошей (XVII –XVIII вв.) и неклассической (финиш XIX в.-XXв.) и став постнеклассической наукой (XXIв.) сохраняет главные функции и свои тенденции. Основаниями для таковой модели являются следующие методологические положения:

1. Наука — это саморазвивающияся процесс, где средой самодвижения выступает культура (вторая природа), а содержанием и целью выступает первая природа.

2. Наука формирует научную действительность, имеющую определенный физический суть. По содержанию она выступает как картина объективной действительности, будучи по форме условной и исторически ограниченной моделью.

3. высшей ценностью и Целью науки есть поиск истины о закономерностях и явлениях окружающего нас мира живой и неживой природы, о роли и предопределении человека на Земле и в Космосе. Истина неизменно относительна, поскольку отечественные знания объективно обусловлены пределами реального эксперимента и субъективного мышления. Истина как следствие деятельности людской мышления объективна по содержанию, но субъективна и конкретна по форме. Более того, И. Пригожин назвал переход от объективного рассмотрения изучаемых явлений, объектов, событий и процессов мира природы со стороны к некоему субъективистскому воззрению исследователя, находящегося в неравновесной открытой совокупности окружающего мира, расцветом происходящей на данный момент научной революции.

4. Наука имеется возведение сущего в идею. Идеи постоянно существуют в паре, в виде альтернатив. Состояния науки в которых появляется потребность выбора между идеями, смогут быть представлены как точки бифуркации (критического состояния) флуктуаций, а процесс выбора обрисован в терминах синергетики – науки о самоорганизации, как процесс преодоления неопределенности.

5. Усиление математизации науки, а также не только естественных, но и гуманитарных и социально-экономических наук, оперирование информационно-математическими кодами как объектами.

Итак, методологические положения философской модели науки обуславливают обобщенное определение науки как особенного рационального метода познания мира, основанного на эмпирической проверке либо математическом доказательстве.

Выделяют три главные ипостаси науки: отрасль культуры, метод познания мира, социальный университет.

Научный способ познания мира опирается на модели науки и основные функции. Под «функцией» будем осознавать метод действия, проявление активности совокупности, неспециализированный тип решаемых задач.

Многообразие наук проявляется в системном многообразии их функций и в нелинейной функциональной их взаимозависимости, обуславливающей разделение наук. Одновременно с этим очевидна необходимость эволюционно-синергетического «сотрудничества» наук, т.е. интеграции наук на базе правил системного подхода, глобального эволюционизма и кооперативного взаимодействия.

Б.М. Кедров все функции науки выделил в три группы соответственно трем сторонам познавательной деятельности субъекта: эмпирической (от греч. emperia — опыт), теоретической (от греч. theoria — изучение) и предметно-практической. К эмпирической группе относятся следующие функции: собирательная (установление фактов, их накопление), описательная (изложение фактов), систематизаторская (первичная группировка умелого материала, приведение его в определенный порядок). Теоретическая несколько включает в себя объяснительную функцию, функцию обобщения (с целью проникновения законов и раскрытия науки в сущность изучаемых явлений), функцию прогнозирования (разведывательную функцию) и др. Предметно-практическая несколько функций отражает производственно-практическую деятельность человека.

Пренебрегая нелинейной взаимозависимостью функций науки, выделяют эмпирические и теоретические способы. Одновременно с этим сохраняется определенное своеобразие эмпирических и теоретических способов конкретных наук. Мы будем опираться на систематизацию официальных способов в обобщенной методике науки.

Помимо этого эмпирические и теоретические способы обычно пересекаются, например, в индуктивном и гипотетико-дедуктивном способах познания. В.Г. Разумовский, обобщая высказывания таких выдающихся ученых, как А. Эйнштейн, М. Планк, М. Борн и др., представил гипотетико-дедуктивный способ в циклической связи следующих процедур: обобщение фактов a построение и выдвижение гипотезы абстрактной модели a вывод теоретических следствий a экспериментальная проверка этих следствий.

Догадка – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.

Пересечение эмпирических и теоретических способов научного познания стало причиной выделению универсальных общенаучных (общелогических) способов, и особых эмпирических и особых теоретических способов. Мы дадим определения способов познания, исходя из основания всякой действительности – связи элементов (см. схему 5).

Лекция для ФСБ. культуры мышления и Развитие миропонимания.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: