Схемы сертификации услуг

Тема №23 Сертификация одолжений

Лабораторно – практическое занятие №19

Сертификация одолжений

Вопросы:

Правила функционирования совокупности необязательной сертификации одолжений

Особенности сертификации отдельных видов одолжений

Правила функционирования совокупности необязательной

Сертификации одолжений

Услуги проходят только необязательную сертификацию. В рамках Совокупности сертификации ГОСТ Р действуют Правила функционирования совокупности необязательной сертификации одолжений (потом — Совокупность).

Сертификация одолжений в Совокупности проводится аккредитованным ОС по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.

Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке, определенном Положением о Совокупности сертификации ГОСТ Р.

Организационную структуру Совокупности образуют:

— руководящий орган Совокупности — консультационно-внедренческая компания «Интерстандарт» (КВФ «Интерстандарт»);

— научно-методический центр Совокупности — Всероссийский НИИ сертификации (ВНИИС);

— центральные органы необязательной сертификации однородных видов одолжений;

— органы по сертификации одолжений;

— испытательные лаборатории (центры).

Руководящий орган Совокупности (КВФ «Интерстандарт») делает следующие функции:

а) определяет центральные органы;

б) утверждает организационно-методические документы необязательной сертификации однородных видов одолжений;

в) организует, т.е. координирует и осуществляет контроль деятельность участников Совокупности;

г) организует и участвует в работах по инспекционному контролю и аккредитации за ОС и ИЛ.

ВНИИС как научно-методический центр Совокупности выполняет следующие функции:

а) осуществляет методическое руководство Совокупностью — разрабатывает предложения по совернаправляться Совокупности, оказывает методическую помощь участникам Совокупности, проводит экспертизу документов добровольной сертификации однородных видов одолжений;

б) разрабатывает проекты основополагающих организационно-изменений и методических документов Системы к ним.

Центральный орган необязательной сертификации однородных видов одолжений делает следующие функции:

а) организует и координирует работу ОС и ИЛ;

б) разрабатывает методические документы;

в) проводит анализ и сбор информации о итогах деятельности по сертификации однородных видов одолжений;

г)разглядывает апелляции заявителей по поводу действующих ОС и ИЛ.

Функции, делаемые ОС и ИЛ, выяснены Правилами по проведению сертификации в Русском Федерации.

В приложении 3 (И.М. Лифиц, «СМ и ПС» — 2009) как пример представлен Перечень главных черт и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация одолжений розничной торговли.

Кроме классических НД (ГОСТ, ГОСТ Р) при сертификации одолжений, вошедших в Список, применяют федеральные правила исполнения отдельных оказания и видов работ отдельных видов одолжений, утвержденные преимущественно распоряжениями Правительства РФ, к примеру: Правила оказания услуг общепита, Главные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности чиновниковов по обеспечению безопасности дорожного перемещения, Правила продажи отдельных видов товаров.

Сертификация одолжений осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает семь этапов:

1) подача заявки на сертификацию;

2) принятие и рассмотрение ответа по заявке;

3) выбор схемы сертификации;

4) оценка соответствия одолжений установленным требованиям;

5) принятие ответа о возможности выдачи сертификата;

6) выдача сертификата;

7) инспекционный контроль сертифицированных одолжений. Сравнивая содержание сертификации сертификации работ и этапов продукции (одолжений), нужно обратить внимание на сущность этапа 4 (оценка услуг и соответствия работ установленным требованиям). В общем виде он включает: оказания выполнения услуг и оценку работ; диагностику, испытания услуг и результатов работ. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах опробований.

При услуг и сертификации работ применяют пять схем (табл. 1), в то время как по продукции — 10 главных и шесть дополнительных схем.

Поясним использование отдельных схем, обратив особенное внимание на специфичные схемы 1, 2, 4.

Схему 1 используют для одолжений, безопасность и качество которых обусловлены мастерством исполнителя (к примеру, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства используют, в первую очередь, специфичеочень плохо вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.

Таблица 1

Схемы сертификации одолжений

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие параметры:

— актуализацию и полноту (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);

— метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и второе обеспечение процесса оказания услуг;

— стабильность и безопасность процесса;

— профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.

Схему 3 используют при сертификации производственных одолжений.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя услуг и работ на соответствие установленным требованиям национальных стандартов. Наряду с этим оценивают не только процесс оказания услуг по параметрам схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана либо бара), применяя второй своеобразный вид стандарта на услугу — классификацию фирм. По данной схеме выполняют кроме этого аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется использовать при сертификации больших фирм сферы одолжений.

Схему 5 рекомендуется использовать при сертификации самые опасных одолжений (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка совокупности качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000 специалистами по сертификации совокупностей качества.

Как и при сертификации продукции, во всех схемах смогут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь заходит о итогах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах опробований продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, инспекционному контролю и проверке услуг и работ.

При проверке услуг и результатов работ самый широко употребляются (в порядке убывания значимости) регистрационные, органолептические, социологические и экспертные способы.

Регистрационные способы используются для оценки безопасности одолжений, например, при проверке наличия документальных свидетельств различных видов безопасности: пожарной безопасности помещений (согласно мнению органов Госпожарнадзора); санитарной безопасности помещений (по заключению работ Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по санитарным паспортам); безопасности персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обеспечения процесса обслуживания (по свидетельствам о поверке либо оттискам клейма на СИ — весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персонала (по документам о опытном образовании, книге предложений и отзывов); своевременности и точности услуг (по итогам проверки соблюдения режима общественного предприятия питания и работы торговли).

Органолептические способы применяют для оценки санитарного состояния общественного предприятий питания и помещений торговли и прилегающей к ним территории.

Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии общепита используется социологический способ, в частности опрос визитёров. На ремонтных фирмах посредством книги заказов, содержащей фамилии и телефоны клиентов, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве обслуживания и ремонта.

Экспертные способы нужны для тех случаев, когда квалифицированная оценка услуг и результатов работ неосуществима без участия группы умелых экспертов-специалистов: дегустация кулинарных изделий и блюд на предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; уровень знаний и качество занятий в сфере образования.

Для оценки материальных одолжений (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата автомобиля) активно применяются инструментальные способы.

Одна из изюминок услуг сертификации и системы работ — в структуре совокупности сертификации нематериальных одолжений и отдельных материальных одолжений (допустим, одолжений розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, потому, что проверка результатов может не предусматривать опробование. В нужных случаях ОС может завлекать аккредитованные ИЛ.

Список продукции, подлежащей необходимой сертификации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: