Шесть миров сансарного бытия

В соответствии с учениям, существуют шесть миров бытия * (лок *), в которых обитают все пребывающие в заблуждении существа. Это миры всевышних, полубогов, людей, животных, голодных духов и жителей ада. В сущности, эти шесть миров имеется шесть измерений сознания, шесть измерений вероятных переживаний. В каждом из нас они проявляются как шесть отрицательных чувств: бешенство, жадность, неведение, ревность, блаженная и гордость рассеянность (блаженная рассеянность — это эмоциональное состояние, в котором пять остальных чувств присутствуют в равной мере, пребывая в гармоничном равновесии). Очевидно, эти шесть миров — не только разновидности эмоционального переживания, но и настоящие миры, в которых существа рождаются, как мы появились в мире людей, а лев — в мире животных.

Любой мир возможно разглядывать как спектр переживаний. Так, к примеру, диапазон мира ада охватывает как внутренние эмоциональный ненависти и переживания гнева, так и поведение, коренящееся в бешенстве, — войны и раздоры, — и учреждения, предубеждения и предрассудки, основанные на бешенстве, — армии, нетерпимость и расовая ненависть, — и настоящий мир, в котором живут существа. Все измерение переживания в целом, от людских чувств до настоящего мира, именуется “преисподняя”.

Эти миры, как и сны, имеется проявления кармических следов, но, в то время, когда речь заходит о мирах, кармические следы бывают коллективными, а не личными. Потому, что карма тут — коллективная, существа каждого измерения обитают в одном и том же мире и имеют однообразные переживания, как мы с вами имеем однообразные переживания с другими людьми. Благодаря коллективной карме создаются тела, эмоции и умственные свойства, каковые разрешают существам дробить разновидности переживаний и общие возможности, делая другие виды переживаний недоступными. К примеру, все псы смогут слышать звуки, недоступные человеку, а люди знают обращение, что недоступно собаке.

Не смотря на то, что эти миры выглядят так же четко и конкретно, как видится нам отечественный мир, в действительности они призрачны и невещественны. Они пронизывают друг друга, и мы связаны с каждым из них. Мы несем в себе семена перерождения в других мирах, и, испытывая разные чувства, приобщаемся к страданиям и качествам, преобладающим в других мирах. К примеру, в то время, когда нас охватывает себялюбивая гордость либо злая зависть, мы испытываем переживание, характерное для мира полубогов.

В натуре некоторых людей преобладает уровень качества какого-либо одного измерения: животных, голодных духов, всевышних либо полубогов. Оно есть главной чертой характера, и его возможно определить по тому, как эти люди говорят, ходят, общаются. Среди отечественных привычных смогут быть люди, каковые кажутся вечными пленниками мира голодных духов: им неизменно мало, они постоянно жаждут большего — от друзей, от окружающих, от судьбы, — но ни при каких обстоятельствах не насыщаются. Либо, возможно, нам знаком человек, похожий на жителя ада: не добрый, вспыльчивый, неистовый, мятежный. Но чаще людям характерно сочетать в характере черты всех измерений сходу.

В то время, когда эти измерения сознания проявляются в чувствах, делается разумеется, как они универсальны. К примеру, ревность известна любой культуре. Снаружи ревность может выражаться по-различному, потому, что проявление чувств — это средство общения, язык жестов, определяемый как биологией, так и культурой, а культура тяготеет к переменным размерам. Но чувство ревности везде одинаково. В бонском и буддийском учениях эту универсальность растолковывают и соотносят с действительностью шести миров.

Не нужно думать, что перечень чувств исчерпывается шестью отрицательными чувствами. Безтолку обсуждать, к какому миру возможно отнести страх и печаль. Ужас может находиться в любом из миров, равно как и скорбь либо бешенство, ревность либо любовь. Не смотря на то, что отрицательные чувства — это эмоциональные переживания, каковые мы испытываем, и эмоциональные переживания, характерные для того либо иного мира, они еще и главные слова, высказывающие все измерение переживания, целый спектр, от личного эмоционального переживания до настоящих миров. И каждое из этих измерений охватывает много возможностей переживаний, а также разнообразных эмоциональных переживаний.

Эти шесть качеств сознания именуют дорогами, по причине того, что они куда-то ведут: они приводят нас в том направлении, где мы родимся опять, а также в различные миры переживаний данной жизни. В случае если существо отождествляет себя с одной из отрицательных чувств либо одержимо ею, это влечет за собой конкретные результаты. Как раз так в большинстве случаев действует карма. К примеру, дабы появиться человеком, нужно в прошедшей судьбе строго выполнять правила нравственности. Кроме того в массовой культуре по этому поводу имеется вывод, что “настоящий человек” — тот, кто созрел для любви к заботе и ближним о них.

В случае если нашей жизни характерны такие отрицательные чувства, как неприязнь либо злоба, мы возьмём другой итог: рождение в аду. Это может случиться и в буквальном смысле — другими словами существо родится в измерении ада, — ив психотерапевтическом. Сообщение с измерением неприязни порождает переживания, каковые мы кроме того в данной судьбы именуем адскими.

Очевидно, это не означает, что все люди стараются избегать таких переживаний. Карма может так упорно вести человека в измерение того либо иного переживания, что отрицательная чувство делается привлекательной. В случае если принимать неприязнь, убийства и войну как “потеху”, возможно почувствовать вкус ко всему этому. Мы говорим “война — это преисподняя”, однако, многих война притягивает.

Помимо этого, отечественная предрасположенность к тому либо иному измерению может определяться культурой. К примеру, в случае если в отечественном обществе безжалостный солдат считается храбрецом, подобная романтика может нас увлечь. Это пример неведения, обусловленного культурой, о котором упоминалось выше.

Не смотря на то, что западному человеку может показаться, что шесть миров принадлежат к области фантастики, их проявления возможно подметить в отечественных переживаниях, снах и яви, а также в жизни окружающих нас людей. Скажем, иногда мы чувствуем растерянность. Нам удается справляться с заведенным распорядком судьбы, но суть ее от нас ускользает. Суть провалился сквозь землю не вследствие того что мы освободились, а вследствие того что нам недостает понимания. Нам снится, что мы попали в грязь, в чёрное помещение либо на улицу, где нет указателей. Мы оказываемся в помещении, из которой нет выхода, либо не уверены, в каком направлении необходимо идти. Такие сны смогут быть проявлениями неведения, мира животных (оно отличается от врожденного неведения и является тупостью , недочёт ума).

Предаваясь блаженной рассеянности, переживая счастья и призрачные периоды неги, мы чувствуем проблески мира всевышних. Но такое время неизбежно заканчивается. А до тех пор пока оно продолжается, отечественное осознавание постоянно бывает сужено. Мы вынуждены скользить по поверхности, избегая через чур глубоко попадать в то, что происходит около, избегая осознавать окружающее нас страдание. Прекрасно наслаждаться радостными временами, но в случае если мы не практикуем, если не продолжаем освобождаться от ошибочной и ограничивающей нас привычки отождествлять себя с тем, чем мы не являемся, то в итоге минуем период счастья и попадем в значительно более тяжёлое положение, к которому окажемся не готовы и где, вероятнее, станем добычей страдания. Так, возвратившись к себе по окончании вечеринки либо весьма приятного дня, мы обычно испытываем эмоциональный спад либо подавленность. Либо, не редкость, выйдя на работу по окончании успешного уик-энда, мы чувствуем разочарование.

У всех у нас бывают периоды, в то время, когда мы переживаем состояния разных миров: отдыхая либо прогуливаясь с приятелями — счастье всевышних; видя то, что нам хотелось бы заполучить, — приступ жадности; а время от времени — страдания уязвленной гордости, муки ревности, ненависти и адские терзания злобы, растерянность и тупость неведения. Мы довольно часто и легко перемещаемся между переживаниями, характерными разным мирам. Всем нам привычны ощущения счастья, сопутствующие миру всевышних: солнце сияет, люди кажутся прекрасными, мы нравимся себе. Позже мы определим нехорошую новость либо приятель говорит нам что-то обидное. И внезапно сам мир делается вторым. Хохот думается безлюдным, небо — холодным и равнодушным, окружающие уже не выглядят привлекательными, и мы перестаем себе нравиться. Мы перешли в второе измерение переживания, и мир изменился вместе с нами. Так и существа вторых миров неизменно связаны со всеми мирам: и кот, и полубог смогут проявлять бешенство, ревность, эмоциональный голод и т. д.

Пребывая в снах, мы также испытываем переживания шести миров. Шесть отрицательных чувств не только определяют темперамент переживаний наяву, но и порождают содержание и настроение сновидений. Сны смогут быть вечно различными, но все кармические сны связаны с одним из шести измерений либо с несколькими.

Приведу краткое описание каждого из шести миров. Традиционно они выглядят как существ и описания мест, каковые их населяют. К примеру, существует восемнадцать адов: девять тёплых и девять холодных. Все подробности классических описаний имеют собственный суть, но мы сосредоточимся на том, какие конкретно переживания соответствуют каждому миру тут, в данной жизни. Сообщение с каждым измерением переживания происходит на уровне энергии и осуществляется через энергетические центры (чакры *) тела. Их расположения даны ниже. Чакры играются ключевую роль во многих практиках, например, в йоге сновидений.

Мир ада

Коренная чувство мира ада — бешенство. В то время, когда проявляются кармические следы бешенства, они смогут выражаться по-различному. Это возможно неприязнь, напряженность, отвращение, осуждение, ссора, принуждение. Бешенство — обстоятельство многих разрушительных войн, из-за него ежедневно умирает множество людей. Однако, бешенство ни при каких обстоятельствах не решает неприятностей. В то время, когда нас одолевает бешенство, мы теряем самосознание и самоконтроль. В то время, когда мы одержимы либо ослеплены неприязнью, злобой и насилием, то пребываем в мире ада.

Энергетические центры бешенства находятся на подошвах. Противоядие бешенству — чистая, ничем не обусловленная любовь, которая появляется от ничем не обусловленного “я”.

Традиционно уверены в том, что ады делятся на девять тёплых и девять холодных. Их жители испытывают безграничные страдания: они умирают от мук и сразу же возвращаются к судьбе. И все это повторяется опять и опять.

Мир Главная чувство Чакра
Всевышних (дэв) Блаженная рассеянность Головная
Полубогов (асур) Зависть Горловая
Людей Ревность Сердечная
Животных Неведение Пупочная
Голодных духов (прет) Жадность Половых органов
Ада Неприязнь На подошвах

Мир голодных духов

Коренная чувство мира голодных духов (прет) — жадность. Жадность появляется как чувство неумеренного голода, что нереально насытить. Пробовать утолить жадность — все равно что выпивать соленую воду, в то время, когда мучает жажда. Одержимые жадностью, мы ищем удовлетворение вовне, а не внутри, но ни при каких обстоятельствах не можем заполнить вакуум, от которой стремимся избавиться. Подлинная сущность жажды, которая нас терзает, — жажда постичь собственную подлинную природу.

Жадность связана с плотским жаждой: ее энергетический центр — чакра, расположенная сзади половых органов. Щедрость, умение от души отдавать то, что нужно вторым, развязывает тугой узел жадности.

Традиция изображает прет как существ с огромным, всегда безлюдным брюхом, маленьким ртом и весьма узким горлом. Одни обитают в иссохшей местности, где много лет никто кроме того не слышал о воде, другие смогут обнаружить питье и пищу, но стоит маленькому рту проглотить хоть каплю, как пища воспламеняется в желудке, причиняя ожесточённую боль. Прет терзают различные муки, и все они — следствие препятствования и скупости щедрости вторых.

Мир животных

Корень мира животных — неведение. Оно переживается как чувство растерянности, тупости, неуверенности либо непонимания. Многие люди чувствуют печаль и мрак, источник которых — подобное неведение; они испытывают какую-то потребность, но кроме того не знают, чего желают либо что делать, для получения удовлетворения. На Западе человека довольно часто вычисляют радостным, если он неизменно занят делами, но кроме того самый деловой человек может оставаться во власти неведения, если он не знает собственной подлинной природы.

Чакра, которая связана с неведением, находится на уровне пупка. Противоядие от неведения — знание, которое мы обретаем, обращаясь вовнутрь и постигая собственный подлинное “я”.

Жители мира животных окутаны тьмой неведения. Животные живут в страхе, по причине того, что им всегда угрожают их люди и собратья. Кроме того больших зверей мучают насекомые, каковые прогрызают ходы под кожей и питаются их плотью. Домашних животных доят, кастрируют, навьючивают, продевают им в ноздри металлические кольца, ездят на них верхом и держат в неволе. Животным привычны удовольствия и чувства страдания, но ими обладает неведение, мешающее заметить за событиями подлинную природу.

Мир людей

Коренная чувство мира людей — ревность. В то время, когда нами обладает ревность, мы желаем удержать и не дать никому то, что имеем: идею, вещь, сообщение. Мы видим источник счастья в чем-то внешнем, и от этого все больше возрастает отечественная привязанность к объекту жажды.

Ревность соотносится с сердечным центром. Противоядие от ревности — полная открытость сердца, появляющаяся по окончании того, как мы обратимся к собственной подлинной природе.

Заметить страдания собственного собственного мира нетрудно. Отечественный удел — рождение, болезни и смерть. Из-за постоянных изменений нас преследуют потери. Заполучив предмет собственных жажд, мы стараемся его удержать, но наконец-то обязательно теряем. Вместо того дабы радоваться счастью вторых, мы довольно часто становимся добычей ревности и зависти. Не обращая внимания на то, что рождение в мире людей считается величайшей успехом, потому, что у нас имеется шанс слушать и практиковать учения, лишь мизерной части людской рода удается отыскать эту великую возможность и воспользоваться ею.

Мир полубогов

Основная беда мира полубогов (асур) — гордость. Гордость — это чувство, которое связано с достижением, а обычно кроме этого с территорией. Одна из обстоятельств войн — как раз гордость народов и людей, каковые уверенны, что смогут урегулировать вопросы вторых. Скрытая разновидность гордости проявляется и в тех случаях, в то время, когда мы думаем, что в чем то — это возможно свойство либо черта характера — уступаем вторым. Такое вывернутое наизнанку себялюбие отдаляет нас от окружающих.

Гордость соотносится с горловой чакрой. Она довольно часто проявляется в злобных выходках, а противоядие от нее — смирение и полный покой, каковые появляются, в то время, когда мы пребываем в собственной подлинной природе.

Асуры наслаждаются богатством и счастьем, но склонны к зависти и гневу. Они всегда сражаются между собой, но самые громадные страдания обрушиваются на них, в то время, когда они объявляют солдату всевышним, чье достаток еще больше. Всевышние посильнее асур, и убить их весьма тяжело. В войнах они постоянно побеждают, в то время как асурам остается мучиться от мук уязвленной зависти и гордости. В итоге они чувствуют себя ущемленными, и это заставляет их опять и опять затевать тщетные войны.

Мир всевышних

Корень мира всевышних — блаженная рассеянность. В этом измерении пять отрицательных чувств присутствуют в равной мере — они уравновешены, как пять гармоничных голосов в хоре. Всевышние загружены в дурман ленивой себялюбивого блаженства и неги. Их жизнь, которая продолжается целую кальпу, полна изобилия и безмятежна. Все их потребности удовлетворены, а жажды выполнены. Как и кое-какие целые и люди страны, всевышние поглощены погоней и наслаждениями за удовольствиями. Их переживания не опираются на эмоцию действительности. Предаваясь удовольствиям и бессмысленным развлечениям, они пребывают в рассеянности и не ступают на путь к освобождению.

Но в итоге кармические обстоятельства судьбы в мире всевышних исчерпываются, а вместе с ними изменяется и обстановка. В то время, когда приближается смерть, приятели и друзья покидают умирающего всевышнего, потому что не в силах вынести свидетельство собственной бренности. Некогда идеальное тело стареет и увядает. Период счастья подходит к концу. Божественным зрением всевышний может заметить обстановку мира страдания, в котором он обречен появиться, исходя из этого страдания будущей судьбе начинаются еще перед смертью.

Мир всевышних соотносится с головной чакрой. Противоядие себялюбивому счастью всевышних — безграничное сострадание, которое самопроизвольно появляется при осознании действительности, лежащей в базе собственного “я” и окружающего мира.

Кунделинг Ринпоче — Шесть миров сансары — 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: