Шипящих и свистящих звуков

Букаткина Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ»

Тишина

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стенки, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны негромко, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном перемещении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший обязан остановиться. Кто первым негромко дойдет до водящего, сам делается водящим.

Лес шумит

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели в том месте высокие деревья, у них зеленые вершины, листьев и веточек большое количество. Набежит ветерок и колышет вершины деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш…

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, в то время, когда на них дует ветер: ш-ш-ш…

Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, дабы они имели возможность вольно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, в один момент произнося ш-ш-ш. В случае если воспитательница сообщит: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще стремительнее машут руками.

Поезд

Цель. Автоматизация звука ш в словах и слогах.

Описание игры. Дети становятся приятель за втором, изображая поезд. в первых рядах поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп неспешно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место либо постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). После этого дается звонок, движение — и свисток возобновляется.

Примечание. Возможно ввести в игру семафор, продажу билетов. Возможно усложнить игру — дети будут изображать различные поезда, к примеру быстрый и товарный. Быстрый движется под звуки шу-шу-шу – (скоро), товарный — шшшу-шшшу (медлительно).

Тише, тише: Маша пишет!

Цель. Автоматизация звука ш в предложениях. Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят около Маши либо Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и негромко говорят: «Тише, тише: Маша пишет, отечественная Маша продолжительно пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».

По окончании этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, обязан придумать и сообщить слово со звуком ш. Позже выбирают новую Машу (либо Мишу).

Примечание. Педагогу необходимо смотреть за тем, дабы дети говорили неторопливо, четко, тихо. В случае если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему оказывают помощь дети либо педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, в то время, когда идешь гулять?»).

Машей либо Мишей выбираются самые ловкие дети.

Мелкие ножки бежали по дорожке

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем продемонстрировать собственные ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них мелкие, но бегают скоро. Дети бегут и приговаривают;

Мелкие ножки бежали по дорожке,

Мелкие ножки бежали по дорожке.

После этого воспитатель говорит, что у медведя ноги громадные и идет он медлительно:

Громадные ноги шли по дороге,

Громадные ноги шли по дороге.

Дети пара раз делают со словами ритмичные подражательные перемещения, то стремительные и легкие, то медленные и тяжелые.

По ровненькой дорожке

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. Дети сидят на скамьях либо траве. Педагог кличет их погулять. Дети идут шеренгой либо вольно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают отечественные ножки,

Раз, два, раз, два…

После этого дети и педагог начинают прыгать на двух ногах, легко продвигаясь вперед и приговаривая наряду с этим:

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

После этого педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, радостно приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Перемещения повторяются.

После этого текст изменяется

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали отечественные ножки,

Устали отечественные ножки.

Вот отечественный дом,

В том месте мы живем.

На слова «устали отечественные ножки» педагог, а за ним и дети легко замедляют перемещения и с окончанием текста останавливаются. После этого бегут к скамьям к себе и садятся на них.

Игру возможно повторить 3—4 раза.

Кот на крыше

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. На стуле либо скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети — мышки. Они негромко подходят к коту и, угрожая друг другу пальцем, говорят хором тихо:

Тише, мыши… Тише, мыши…

Кот сидит На отечественной крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

По окончании этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки удирают. Необходимо отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не имеет права забегать. Игру возможно проводить, пока все мышки, не считая одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сперва. Все мышки, которых поймали, должны сказать два-три слова с звуком ш. (Игру возможно совершить и для разделения звуков ш—с.)

Мухи в паутине

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж…, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, каковые опоздали выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра длится , пока все мухи не будут пойманы.

Пчелы и медвежата

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, вторая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (либо стульчики). Это улей. Медвежата скрываются за деревом (скамьёй). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, удирают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата сейчас перелезают через скамью и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата скоро выпрямляются и удирают.

При повторении игры дети изменяются ролями.

Пчелы

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Посредине площадки (помещения) отгораживают чертой либо стульями улей. Все дети —пчелы. Один ребенок — медведь. Он скрывается от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят;

Пчелы в улье сидят И в окошечко смотрят.

Полететь все захотели, Приятель за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, выпивают сок. Неожиданно появляется медведь, он пытается попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. В случае если пчелам это удается, то назначается новый медведь. В случае если медведь убежал от пчел, он выбирает себе ассистента, и игра возобновляется с двумя медведями.

Пчелки собирают мед

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на голову веночек из цветов (ромашки, васильки и т.п.). Вторая детская группа — пчелы, каковые собирают с цветов мед. Пчелки летают около цветка и жужжат: ж-ж-ж…

По сигналу педагога они летят в улей. После этого дети изменяются ролями.

Жуки

Цель. Автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры. Дети (жуки) сидят в собственных домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. В том месте они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… По сигналу «Ливень» жуки летят в домики (стулья).

Точильщики

Цель. Автоматизация звука ж раздельно и в словах.

Описание игры. Одна группа детей — точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!»

К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (либо ножницы)». Точильщики делают перемещения, как словно бы точат, и приговаривают: жжж…ж….ж…

Пирожок

Цель. Автоматизация звука ж в предложениях.

Описание игры. Играющие поднимаются приятель за втором в один последовательность, обхватив друг друга. Передний — булочник, все стоящие за ним — печь, не считая последнего, он пирожок.

Подходит водящий (клиент) и задаёт вопросы: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается подняться перед булочником так, дабы клиент опоздал его поймать. Булочник также старается оказать помощь пирожку. В случае если пирожок успеет подняться в начале цепи, он делается булочником, а вдруг его поймают — клиентом, а клиент — булочником.

Клиент опять приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто был в цепи последним. Задерживать клиента запрещено, и пирожку не разрешается удирать на большом растоянии от цепи.

Прогулка в лес

Цель. Разделение звуков ш—ж.

Описание игры. В одном углу помещения стоят дети, в другом — в два либо три последовательности стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, на данный момент мы отправимся на прогулку в лес. В том месте посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и негромко садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу негромко. Но вот налетел легкий ветерок и закачал вершины деревьев». Дети: ш-ш-ш… «Пролетел ветерок, и снова в лесу стало негромко. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж… Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули парни в лесу, собрали цветов и пошли к себе. По окончании прогулки педагог задаёт вопросы: «Кто не забывает, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш — «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж.

Жадный кот

Цель. Разделение звуков ш—ж.

Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я плохо жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и со страхом шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети два раза произносят эти слова. С окончательными словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, обязан сказать 5—10 раз слова «тише» и «ближе». После этого роль кота передается второму ребенку, и игра длится.

Поезд

Цель. Автоматизация звука ч в слогах.

Описаниеигры. Дети становятся приятель за втором – это вагоны. в первых рядах стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные перемещения, подражая перемещению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу…

Дав поезду мало проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет движение. На красный — поезд останавливается. После этого ведущий опять поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется пара раз.

Воробушки

Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.

Описаниеигры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и дремлют. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все поднимаются» дети раскрывают глаза, звучно поют:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!

Так радостно поют, Заканчивает педагог.

По окончании этих слов дети разбегаются по помещению. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на собственные места.

Колечко

Цель. Автоматизация звука ч во фразах.

Оборудование. Колечко.

Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как словно бы вкладывает колечко в руки. Наряду с этим он неторопливо говорит любой стишок. В то время, когда водящий всех детей обойдет, он обязан сообщить: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, обязан скоро подняться и отбежать от собственного места. Все дети пристально смотрят за действиями водящего и по окончании его конечных слов должны удержать обладателя колечка. В случае если ребенку с колечком удастся выбежать, он делается водящим.

Чай Танечке

Цель. Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование. Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, около которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам нежные имена». Дети их именуют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». После этого педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок собственные действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог задаёт вопросы вторых детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. После этого вызывается второй ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

Чижик

Цель. Автоматизация звука ч и разделение звуков ч—ж.

Описание игры. Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Вторая часть площадки свободна. Педагог (либо выбранный ребенок) говорит:

Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке звучно пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».

По окончании этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.

Появляется кошка, и чижики опять летят в собственную клетку. Кошка ловит чижиков.

Запрячу куклу Машу

Цель. Разделение звуков ш—ч в тексте.

Оборудование. Кукла.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша на данный момент спрячется, а кто-нибудь один из детей – будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую помещение, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:

Запрячем куклу Машу, Запрячем куклу отечественную. Валя к кукле подойдет, Валя куколку заберёт. С куклой Машей Валечка попляшет. Хлопнем в ладошки, Пускай попляшут ножки.

Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети рукоплещут в ладоши.

Палочка

Цель. Разделение звуков ш—ч в тексте.

Оборудование. Гимнастическая палка

Описание игры. Ребенок обязан держать в горизонтальном положении палку обеими руками перед собой и переступать то правой, то левой ногой, не производя палку из рук, перемещения выполняются в сопровождении слов, каковые произносит ведущий ребенок:

Ножку выше поднимай, Через палочку шагай.

Лягушки

Цель. Разделение звуков ш—ч в тексте.

Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них — кочки на болоте, вторая — лягушки. Кочки стоят громадным кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.

Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет собственного домика.

Водящий говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут в круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».

Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». По окончании этих слов все лягушки и водящий скрываются за кочки. Тот, кому не хватило кочки, делается водящим. Он говорит: «Имеется им больше неохота, прыг снова в собственный болото». Лягушки опять прыгают вовнутрь круга, и игра начинается сперва. Лишь дети изменяются ролями.

Разведчики

Цель. Автоматизация звука щ в фразах и словах.

Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играться в «разведчиков». Детям показывают предметы, каковые будут запрятаны. Их необходимо отыскать. Для поисков выделяют группу разведчиков, каковые должны отыскать предмет, принести его и назвать. Тот, кто нашёл и назвал предмет верно, приобретает значок разведчика. (По аналогии игра возможно, организована для автоматизации любого звука.)

ФОРМИРОВАНИЕ

СВИСТЯЩИХ

ЗВУКОВ

С, С’, З, З’, Ц

Насос

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы планируем поехать на велосипедах. Нужно проверить, прекрасно ли надуты шины. До тех пор пока велосипеды находились, шины мало спустили, нужно их накачать. Заберём насос и будем накачивать шину: «с-с-с… » Дети поднимаются и попеременно, а позже дружно накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

В случае если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно делает перемещения. Насос ремонтируется.

Мяч

Цель. Автоматизация звука с в предложениях и словах.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Играются в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Лиса

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась —

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела —

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, делается лисой.

Сова

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Перед тем как проводить игру, детям показывают картину с изображением совы, говорят об данной птице.

Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают около нее, после этого с опаской к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны смотрит,

Да внезапно как слетит…

На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, каковые от нее удирают. Пойманная птичка делается совой. Игра повторяется.

Ванька, поднимись-ка

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Дети делают перемещения: поднимаются на носки и возвращаются в исходное положение. После этого приседают, снова поднимаются на носки, приседают. Перемещения сопровождаются словами:

Ванька, поднимись-ка,

Ванька, поднимись-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не совладать с тобой.

Пильщики

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся приятель перед втором, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога перемещения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят сказать верно звук з. Педагог напоминает ребенку, как необходимо держать язычок при произнесении этого звука.

Метель

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети изображают метель. По сигналу педагога они начинают негромко произносить звук з, после этого неспешно усиливают его, а позже неспешно ослабляют. На начальных стадиях возможно проводить

эту игру перед зеркалом (длительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5—10 секундами).

пчёлки и Цветы

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (к примеру, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). После этого все разбегаются по помещению либо площадке. Когда раздается сигнал педагога (удар в бубен либо хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, поднимаются на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, наряду с этим они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети изменяются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

изюм и Зина

Цель. Автоматизация звуков з, з’ в предложениях и словах.

Оборудование. Резиновая кукла.

Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «Парни, это кукла Зина. Ее приобрели в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А после этого задаёт вопросы у ребят: «Как кличут куклу? Где ее приобрели? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, шнобель?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина обожает изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Забери, Зина, изюм». Так дети попеременно, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.

Назови картину

Цель. Автоматизация звуков з, з’ в предложениях и словах.

Оборудование. Картины на звук з, к примеру: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картин картинками вниз. У каждого ребенка такие же парные картины. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и требует его забрать из его стопки верхнюю картину, продемонстрировать ребятам и сообщить, какую картину он забрал. Тот, у кого имеется такая же картина, поднимается, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картине зайка». Дети кладут обе картины на стол. Игра длится до тех пор, пока не будут разобраны все картины со стола педагога. (По аналогии игру возможно проводить, применяя другие звуки.)

Коза рогатая

Цель Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»

Дети скрываются в дом, коза их ловит. Пойманные становятся ассистентами козы.

Кто внимательней?

Цель. Разделение звуков с—з.

Оборудование. Картины «Звонок» и «Свисток».

Описание игры. Педагог показывает детям картины и задаёт вопросы: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с…) А как звенит звонок? (Дети з-з-з…) А на данный момент я взгляну, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картину, а вы произносите то звук с, то звук з».

Сломанный телефон

Цель. Разделение звуков с—з.

Описание игры. Дети садятся в один ряд и друг другу передают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, сообщает соседу с и т.д. Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.

Не соверши ошибку

Цель. Разделение звуков с—з.

Оборудование. Картины «Звонок» и «Свисток».

Описание игры. Детям дают по две картины. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картину со свистком дети берут в левую руку, со звонком— в правую. Педагог показывает им и именует картины, в заглавии которых имеется звук с либо з, мало выделяя голосом эти звуки. В случае если в слове имеется звук с, то дети поднимают картину со свистком и говорят: с-с-с.,. а вдруг имеется звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з…. Повторяя игру, возможно вводить картины, в заглавии которых нет ни того, ни другого звука. При таких условиях дети не должны поднимать собственные картины.

лиса и Зайцы

Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки либо ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у собственных норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Около мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть…

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. После этого они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, заметив лису, которая медлено пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Зайка

Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры. Вариант 1. Дети становятся в круг, держась за руки. Посредине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь кроме того подняться, С нами совместно поплясать. Ты поднимайся, поднимайся, скачи! Вот морковку возьми, Возьми и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку.

Зайчик берет морковку и начинает плясать. А дети рукоплещут в ладоши. Позже выбирается второй зайка.

Вариант 2. Дети образуют круг. Один из играющих— заинька. Он стоит вне круга. Дети поют песенку и рукоплещут в ладоши:

Заинька, прыгни в садик.

Серенький, прыгни в садик.

Вот так прыгни в садик.

Вот так прыгни в садик.

Дети прыгают. (Заинька прыгает в круг.)

Заинька, поскачи. Серенький, поскачи. Вот так поскачи. Вот так поскачи.

Делают поскоки. (Заинька прыгает.)

Заинька, попляши. Серенький, попляши. Вот так попляши. Вот так попляши.

Кружатся, (Заинька пляшет.)

Заинька, уходи. Серенький, уходи, Вот так уходи. Вот так уходи. Нормально идут по кругу.

Заинька уходит из круга. Игра повторяется, выбирается второй заинька.

Что кому?

Цель. Автоматизация звука ц в словах.

Оборудование. Предметы, в заглавии которых имеется звук ц (огурец, пуговица, сахарница, ножницы, чернильница, яйцо, блюдце и т.п.).

Описание игры. Педагог раскладывает на столе предметы, в заглавии которых видится звук ц, и говорит: «на данный момент, парни, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Приводя к детям попеременно, он говорит: «Мальчику-школьнику подарим… (чернильницу)» либо «Портнихе для работы необходимы… (ножницы)». Вызванный ребенок угадывает, показывает и именует подходящий предмет. (Подобно игра может проводиться и на другие звуки.)

Что пропало?

Цель. Разделение звуков с, с’, з, з’, ц в словах.

Оборудование. Пара предметов, в заглавии которых находятся звуки с, с’ з, з’ ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо).

Описание игры. Педагог кладет предметы на стол. Ребенок запоминает их, позже ему предлагают отвернуться либо не обращать внимания. Сейчас педагог убирает один из продемонстрированных предметов. Ребенок обязан предугадать, что пропало.

Кот Васька

Цель. Разделение звуков с, с’, з, з’, ц в тексте.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках либо ковре, один ребенок — кот. Он идет на носочках, наблюдает то направо, то налево, мяукает.

дети и Педагог: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце помещения, и садится на него — засыпает.

Дети: Глазки закрываются — Спит иль притворяется? Зубы у кота — Острая игла.

Одна мышка говорит, что она отправится взглянет, спит ли котик. Взглянув, она машет руками, приглашая к себе вторых мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:

Лишь мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот поднимается и бежит за мышками, они удирают от него.

Два Мороза

Цель. Разделение звуков с, с’, з, з’, ц в тексте.

Описание игры. На различных финишах помещения ставят два дома (стульчики). Дети находятся около обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, каковые становятся посредине помещения, любой лицом к сноси команде. Педагог говорит: «Это Холод — Красным шнобель, и это Холод» — светло синий шнобель». Оба Мороза говорят:

Мы два братца юные,

Два Мороза удалые:

Я Холод — Красный шнобель,

Я Холод — светло синий шнобель.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают Морозам: Не опасаемся мы угроз, И не страшен нам холод.

Все играющие перебегают в дом на противоположный финиш помещения, а Морозы стараются заморозить детей, т.е. коснуться рукой, причем любой Холод обязан заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются в том месте, где их захватил Холод. Побеждает тот Холод, кто больше заморозил детей. Позже Морозы становятся лицом к собственной команде, и игра длится.

Разделение

ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Свистит – шипит

Цель. Разделение звуков с—ш.

Описание игры. Педагог кладет перед собой картины и говорит: «Я вам буду показывать картины и именовать их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картине». К примеру, педагог показывает детям свисток. Дети должны сказать с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т.д.

Возможно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении щ – вверху.

Прогулка на велосипедах

Цель. Разделение звуков с—ш.

Описание игры. Педагог говорит; «на данный момент мы отправимся кататься на велосипедах. Удостоверимся в надежности, прекрасно линадуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Прекрасно накачали шины, лишь слышим: воздушное пространство шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздушное пространство и выходит. Как выходит воздушное пространство из шины? (Дети ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…)

Вот сейчас возможно кататься на велосипедах. А кто не забывает, как воздушное пространство выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш…)!

Возможно обратить внимание детей, что в то время, когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздушное пространство был холодным, язык был внизу. В то время, когда воздушное пространство выходил из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык был вверху.

Мышеловка

Цель. Разделение звуков с—ш в тексте.

Описание игры. Вариант 1. Часть детей образовывает круг (мышеловку). Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети — мыши. Дети, стоящие в кругу, негромко говорят;

Все дремлют — Детки дремлют. Волк в лесу спит. Кукла Настя спит. Лишь мышки не дремлют, Они кушать желают, В мышеловку смотрят.

По окончании этих слов мышки начинают бегать, негромко пищать: сс… ссс, вбегать в круг и выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, аккорд на рояле, колокольчик) мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей оказывается пойманной. Дети изменяются ролями либо играются , пока все мышки не будут переловлены.

Вариант 2. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Ах, как мыши надоели, Развелось их легко страсть, Все погрызли и покушали, Везде лезут, вот напасть, Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас, Вот выстроим мышеловку И поймаем всех на данный момент.

В то время, когда слова кончаются, круг останавливается и дети поднимают руки. Мыши начинают пробегать через мышеловку (через круг). В то время, когда педагог сообщит: «Хлоп», дети опускают руки и мышеловка захлопывается. Кто опоздал убежать из круга, считается пойманным и выходит из игры.

Пчелы и комары

Цель. Разделение звуков з—ж.

Описание игры. Педагог предлагает детям поиграть: «на данный момент мы отправимся на прогулку в лес. Прекрасно в том месте, лишь комары мешают. Летают около и звенят: з-з-з… Как комары звенят?» Дети: з-з-з… «Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А в том месте много-много прекрасных цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж… Как пчелы жужжат?» Дети: ж-ж-ж… «А сейчас разделимся на две группы: одни будут комарами и жить тут (педагог показывает на стулья, стоящие в одном углу помещения); другие будут пчелами и жить тут (показывает на другой угол помещения). Слушайте пристально. В то время, когда я сообщу: «Комары полетели», то комары должны летать по помещению и звенеть: з-з-з… В то время, когда я сообщу: «Пчелы за медом полетели», то комары бегут на собственный место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж…»

дождик и Солнышко

Цель. Разделение звуков с – ш –ж в тексте и словах.

Описание игры. Дети присаживаются за спинками стульев и наблюдают в окно (в отверстие спинки стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Возможно идти гулять» (показывает солнце, вырезанное из картона и раскрашенное). Дети вольно ходят по помещению, делая перемещения со словами:

Солнышко светит (обводят руками круг), Птицы поют (подражают полету птиц), С песнею дети по саду идут.

На сигнал «Дождик! Скорее к себе» все стараются занять собственный домик и присаживаются за стульями; подымая и опуская руки, говорят: «Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь».

Педагог опять показывает солнышко и говорит» «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Солнечные зайчики

Цель. Разделение звуков с – з – ч в тексте.

Оборудование. Зеркало.

Описание игры. Один из детей пускает маленьким зеркалом солнечный зайчик на стене, и все говорят!

Солнечные зайчики Играются на стене. Помани их пальчиком – Пускай бегут к тебе!

После этого он предлагает: «Ловите зайчика!» Дети бегут и пробуют поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Мяч

Цель. Разделение звуков ц – ч в тексте.

Описание игры. Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую либо левую сторону и говорят:

Весь день я лечу, Весь день я скачу, Больше прыгать не могу, Ах, на данный момент я упаду!

На окончательном слове мяч ударяется об пол.

Кино

Цель. Разделение шипящих звуков и свистящих.

Оборудование. Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоса бумаги с наклеенными на нее картинами. На картинах изображены предметы, в заглавии которых имеется звуки с, з либо ж, ш (к примеру, сумка, лиса, весы, катушка, рубаха, мост, вишни, посуда, подушка, зонт, жук, еж).

Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «на данный момент я вам буду показывать кино, а вы пристально смотрите и рассказываете, что видите». Педагог передвигает через окошечко полосу бумаги с наклеенными на нее картинами. Дети именуют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с различными звуками.)

Отыщи собственный домик

Цель. Разделение шипящих звуков и свистящих.

Описание игры. Дети сидят по одну сторону помещения. По сигналу педагога «Отправимся гулять!» дети расходятся по помещению, кто куда желает. По сигналу педагога «К себе!» все бегут к стульям и занимают любой. После этого попеременно ищут собственный стул. Отыскав, обращаются к сидящему на стуле ребенку: «Это дом не твой, ты пришел в чужой. Тебе нужно будет встать и домик собственный искать». В то время, когда все окажутся на собственных местах, игра повторяется.

Коршун

Артикуляция шипящих и свистящих звуков


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: