Шлока 35. капалабхати — техника очищения передней части мозга

Скоро делайте выдохи и вдохи подобно (кузнечным) мехам. Это именуется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью.

Последней из шести шаткарм есть капалабхати. В трактате «Гхеранд Самхита» она известна как бхалабхати. Бхала и капал означают «череп» либо «лоб». Слово «бхати» свидетельствует «свет» либо «блеск, великолепие», и «знание и восприятие». Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает спящие центры, важные за узкое восприятие. В английском она именуется техникой «очищения передней части мозга». Она подобна практике бхастрика пранаямы, за исключением того, что выдох есть более выраженным, а вдох результат давления воздуха снаружи. В простом дыхании вдох есть активным, а выдох — пассивным. В данной практике все делается напротив: выдох делается активным, а вдох — пассивным.

Как написано в шлоке, процесс дыхания обязан напоминать работу кузнечных мехов. В то время, когда меха сжимаются, воздушное пространство выталкивается, а в то время, когда они раскрываются, воздушное пространство всасывается в них благодаря появляющемуся в них вакууму. Подобным образом, в то время, когда вы вдыхаете в капалабхати, это должно быть реакцией на принудительный выдох. В бхастрике вдох и выдох равны, но в капалабхати это не верно.

В соответствии с «Гхеранд Самхите» существуют три формы капалабхати: ваткрама, вьюткрама и шиткрама. «Хатха-йога Прадипика» обрисовывает ваткраму. Вата свидетельствует «ветер» либо «воздушное пространство».

Техника (ваткрама капалабхати)

Сядьте в эргономичную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и готовьтесь как к медитации.

Закройте глаза и расслабьтесь, позвоночник держите прямо.

Поместите кисти рук в джняна мудру либо в чин мудру. Практикуйте кайя стхайрьям, другими словами неподвижность тела. Глубоко вдохните и сделайте пятьдесят стремительных циклов вдох-выдох через обе ноздри, делая больший упор на выдох. Вдох должен быть маленьким.

По окончании последнего выдоха глубоко вдохните через шнобель и скоро выдохните через рот, легко сморщив губы. Пребывав в кумбхаке, выполните джаландхара бандху, мула бандху и уддияна бандху — как раз в этом порядке, но практически в один момент.

Сохраняйте кумбхаку и бандхи столько времени, сколько это вероятно; для учета длительности можно считать. Перед вдохом расслабьте мула бандху, уддияна бандху, а после этого джаландхара бандху — как раз в этом порядке. В то время, когда голова поднята, медлительно вдохните через шнобель. Практикуйте три цикла по пятьдесят вдохов-выдохов. В то время, когда вы достигнете совершенства, число циклов возможно довести до пяти.

Вы имеете возможность додавать по десять вдохов-выдохов каждую семь дней так, дабы по окончании 35 дней вы практиковали по сто вдохов-выдохов за один цикл.

По окончании завершения практики сконцентрируйтесь на месте, расположенном перед закрытыми глазами.

В капалабхати возможно выполнено большее число вдохов-выдохов, чем в бхастрика пранаяме, потому, что в ней нет гипервентиляции. За месяц практики возможно дойти до двухсот вдохов-выдохов, в случае если лишь ваш гуру не даст совет что-либо второе. Капалабхати обязана выполняться по окончании асаны либо нети, но перед концентрацией либо медитацией.

В случае если на протяжении практики вы испытываете головокружение, то это указывает, что вы дышите со через чур громадным упрочнением. Прекратите практику и посидите нормально. В то время, когда вы опять начнете практиковать, делайте это с громадным осознаванием и с меньшим упрочнением. Вдох должен быть самопроизвольным и неконтролируемым, а выдох не должен быть таким, дабы вы ощущали, что вам не достаточно воздуха — до самого финиша цикла. Это принципиально важно. У вас должно быть чувство, что вы имеете возможность продолжать таким же образом и за пределами много вдохов-выдохов.

Результаты от исполнения капалабхати и бхастрики подобны, но благодаря более долгого и сильного выдоха капалабхати по-второму воздействует на мозг. Андре ван Лайсбет писал о следующем физиологическом явлении: на протяжении обычного вдоха жидкость, расположенная около мозга, сжимается, и мозг кроме этого легко сжимается. При выдохе сжатие данной спинномозговой жидкости значительно уменьшается, имеет место декомпрессия, и мозг легко расширяется. Это механическое действие процесса дыхания на структуру мозга. Принудительный выдох в капалабхати увеличивает массирующее действие на мозг за счет повышения декомпрессии при каждом выдохе.

В среднем мы делаем пятнадцать вдохов-выдохов в 60 секунд, что свидетельствует, что мозг подвергается компрессии/декомпрессии как раз с таковой частотой, но тут мы делаем вдохи-выдохи от пятидесяти до ста раз, стимулируя мозг в три — семь раз более довольно часто, чем при простом дыхании. Капалабхати изгоняет из клеток и из легких больше двуокиси углерода и других вредных газов, чем это имеет место при обычном дыхании.

В книге «Гхеранд Самхита» описывается пара другой способ исполнения ваткрама капалабхати. Вместо того, дабы скоро дышать через обе ноздри, вы вдыхаете через левую ноздрю, а выдыхаете через правую, либо вдыхаете через правую, а выдыхаете через левую; это напоминает нади шодхана пранаяму, за исключением того, что выдохи и вдохи выполняются более скоро.

«Хатхаратнавали» вносит ясность в описание этих двух процессов. В том месте говорится: «Стремительные чередования дыхания слева направо (справа налево) либо вдохи и выдохи через обе ноздри совместно известны как капалабхати». Так что обе эти совокупности являются верными. Но ускорять дыхание, делая выдохи и попеременные вдохи через разные ноздри, весьма тяжело.

Техника (вьюткрама капалабхати)

Вторая практика капалабхати, вьюткрама, подобна джала нети и время от времени дается как часть нети.

Вьюткрама свидетельствует «совокупность удаления».

Для исполнения данной практики вам нужна чаша с горячей соленой водой.

Наклонитесь вперед, зачерпните воду ладонью и втяните ее через ноздри.

Пускай вода стекает в рот, откуда сплевывайте ее. Выполните это пара раз. На протяжении втягивания воды принципиально важно расслабиться. Не должно быть полностью никакого страха. В случае если на протяжении исполнения практики в носу ощущается боль, то это указывает, что в воде либо через чур мало, либо через чур много соли.

Техника (шиткрама капалабхати)

Третья практика, шиткрама, в некоем смысле противоположна вьюткраме. Шит свидетельствует «холодный» либо «пассивный».

В данной практике вы набираете полный рот горячей соленой воды, проталкиваете ее вверх, в шнобель, а после этого разрешаете ей вытекать из носа. Помните все время оставаться расслабленными.

И вьюткраму, и шиткраму лучше делать стоя, а не сидя на корточках. По окончании исполнения практики попытайтесь удалить всю воду из носа, как это обрисовано для джала нети, либо выполните практику ваткрама капалабхати.

«Гхеранд Самхита» говорит, что эти практики не только избавляют синусные пазухи от ветхой слизи, но и делают человека более привлекательным и предотвращают процесс старения. Капалабхати оказывает помощь расслабить мускулы лица и нервную совокупность. Она омолаживает утомившиеся нервы и клетки, делает лицо более молодым, сияющим и без морщин. Последствия исполнения вьюткрамы и шиткрамы такие же, как при исполнении джала нети. В духовном замысле они оказывают помощь пробудить аджна чакру.

Капалабхати — \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: