Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора

Трудовые песнивозникли в ходе труда. Они задавали необходимый ритм в телодвижении трудящихся в группе людей, помогали повышать результативность труда. К примеру, песни бурлаков, забойщиков свай складываются из слов как отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают настроение трудящихся. В песнях тех кто тянет канат, находятся слова-пожелания, дабы дело было прибыльно; в песнях тех кто сооружает мост, желание заметить мост прекрасным и крепким, дабы он радовал и соединял сердца людей. В песнях молотящих хлеб либо отбивающих холст, мнущих кудель либо валяющих сукно раскрывается трудовой процесс: как выращивается хлеб, ткется полотно, шьется одежда. В этих песнях отражаются чаяния и мечты чуваш.

Обрядовые песни –песни глубокой древности. Они делятся на две группы: песни обрядов, проводимых каждый год и песни обрядов, проводимых каждый день. Эти песни развивались параллельно с обрядами: связаны с землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты суеверием, имели волшебное значение, им подчинялись, их проводили, их выполняли для облегчения жизнь. Обрядовые песни позднее потеряли собственный волшебное значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились ежегодно: рождество, масленица, сэрень (древний весенний праздник, первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения), троица, девичник стали толчком к появлению обрядовых песен.

Особенное место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания, крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др.

Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения поминания и обрядом свадеб усопших. В свадебных песнях большое место учуваш отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру; процессу венчания, подаркам, благословению и т.д. К примеру, в благословении, в плаче невесты звучат разные эмоции: грусть — тоска, шутки – хохот, радость, пожелания крепкого здоровья, рекомендации быть хорошими и трудолюбивыми. Сама свадьба учуваш – это прекрасно поставленная многоактная опера, содержащая искусное выполнение разного содержания народных песен, искрометных танцев, исполняемых в сопровождении разных народных музыкальных инструментов.

Частушки друзья возможно назвать импровизированной поэмой, высказывающей эзоповым (иносказательным) языком значение свадьбы, мечты и настроение людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам невесты и жениха. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, обычаи народа и успехи культуры. В них видятся и образы, напоминающие легенды и мифы, чудесные сказки, кроме этого в частушках активно применяются иносказания, загадки, считалки, прекрасные и выражения и образные обороты, диалоги и т.п.

Свадебные песни агитируют играться свадьбу прекрасно и радостно, подчеркивают громадное значение свадебного обряда для юный семьи, говорят о надеждах юный пары на радостную судьбу. В песнях поется о том, что юные должны быть здоровыми, высокими, прекрасными, трудолюбивыми. В песне друзья и друзей жениха жених неизменно прекрасный, трудолюбивый, хороший, он грезит разумно вести хозяйство. В песнях подруг невесты невеста – умелица (“В случае если возьмется, железо обломает; в случае если ударит ногой, может гору уничтожить; из трех зерен сшила рубаху”). В свадебных песнях высмеиваются жених и жители и невеста деревни: жених грезил о яркой и высокой невесте, а достается ему черненькая. В песнях подруг невесты жених ветхий и ленивый, неопрятный. Осуждали и вдовцов. Имеется в свадебных песнях и куплеты, характеризующие невесту неумехой (“Отправилась нарвать капустных листьев, а принесла лопух”). Этими озорными и шутливыми песнями народная мудрость учит молодых быть трудолюбивыми, жить в согласии и мире.

Плач невесты – самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано либо за нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом — матерью, сотчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а собственную жизнь в семье будущего мужа воображает горестной и тяжелой. Требует жениха почитать ее, уважать.

В поминальныхпеснях родственники горюют об усопшем, образно сравнивая явления живой и неживой природы, поют о неосуществимости возврата покойного родственника к живым (“Не возвратиться, алея, как утренняя заря, краснея как ясное солнышко, радостно щебеча, как ласточка”).

Песни о древнем укладе судьбы,о социальной несправедливости, частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями. Исходя из этого в них больше чувства красоты и народной философии, выразившиеся в мечтах о хорошей жизни и радостном будущем. Среди повседневных обрядовых песен самую многочисленную группу составляют лирические песни застолья, прекрасные, содержательные и идее. Песни, исполняемые на пирах, — это гимны труду земледельца, размышления о смысле судьбы. В них умение ходить за сохой, пахать, сеять считается стержнем и фундаментом судьбы, содержится совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи – продолжать это дело.

Гости славят ветхих: за то, что продолжительно живут, за то, что трудятся, за то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают молодым умное наставление беречь честь рода. Поют о собственной мечте вырастить детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство, приглашают к себе домой. Такое общение людей между собой помогало им преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить дружно.В песнях посиделок (улах) прекрасно отражается настроение молодежи. На посиделках парни и молодые девушки рукодельничали (девушки), радовались, смеялись, знакомились. Юноша в представлении девушки должен быть прекрасно одетым, хорошим, прекрасным. В случае если юноша хороший, то и женщина довольна. В то время, когда женщина в разлуке со своим юношей, то у нее душа горит, она не знает, как унять тоску. Девушкам не нравятся те юноши, каковые легкомысленно относятся к любви и жизни, неаккуратны и ленивы. Юноши также ищут себе в подруги прекрасных девушек, следят за ними на посиделках, грезят забрать их в жены.

Хороводные (игровые) песни весьма звучны и мелодичны, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа. В этих песнях молодежь радуется пробуждению природы, приходу прекрасной весенней поры, наступлению времени праздничных дней. По вечерам девушки выходили на улицу и вызывали особой подруг и песней друзей на игры и хороводные гуляния.

Так, рассмотренная нами характеристика и жанровая система чувашского музыкального фольклора разрешает заметить предназначенность его как для детей так и для взрослых. И в случае если взрослый фольклор на внеклассных праздниках и уроке музыки более всего будет предлагаться детям для слушания-восприятия, либо знакомства, то детский фольклор (рожденный самими детьми – игры, считалки, и т.д.; созданные для детей) мы будем применять в музыкально-исполнительской деятельности.

Детские песни, в большинстве случаев, связаны с играми, хороводами. Это необычные игры-состязания с танцевальными перемещениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного мастерства – это было в обычаях, в традициях народа. В них самый ярко отражены комплексность выражения и национальные особенности национального характера: слово, музыка, воздействие. С пед позиций сокровище игры в их коллективности, в том, что они восп чувство красоты, гордости за эту красоту.

Одним из броских праздничных дней не только для взрослых, но особенно для детей была свадьба как обряд, в котором песни, танцы, игры исп всеми. Дети выпрашивали в песнях выкуп за невесту, и, благ присутствию на свадьбе детей воздух была особой – торжественно-игровой, с шутками, потешками. Наряду с этим дети пели собственные песни, импровизируя на ходу действия. А взрослые подбадривали их, поощрмаленькподарками.

Сфера применения классического детского фольклора не исчерпывалось только детским окружением. с покон веков у чуваш была собственная народная совокупность музыкального воспитания, которая в первую очередь предполагала ранее приобщение детей к песенному достатку чувашского народа. Это закладывалось в семье, где, в большинстве случаев, все пели и песня была собственного рода нравственным началом становления человека.

Узнаваемые семь заповедей воспитания учуваш страно зафиксированы в народных песнях, каковые окружают детей с самого раннего возраста. Среди них те, что исполняются самими детьми, другими словами фактически детский фольклор да и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные педагогические действия, а в музыкальной форме. Тема трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Труд как деятельность довольно часто носил коллективный темперамент, исходя из этого его завершение и начало обставлялись празднично, с художественным оформлением (одежда, песня, драматургия). Зазывные песни «Нимене» («На оказать помощь») в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых, так и детей.

Большое количество песен о здоровье.Имеется много песен, в которых намерено говорится об уме, о нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, воображают материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.Основной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это разрешило человеку ощущать себя защищенным и одновременно сильным.

этнограф В.А. Мошков в собственных произведениях о населениях украины писал, что чуваши, как ему думается, — один из самых музыкальных народов. Изчуваш ему не доводилось встретить ни одного человека, что не пел бы собственных родных песен

Исходя из этого одним из основных художественных преимуществ чувашского народа являются народные песни, манера их выполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают много поколений, как культурную память народа. Песни собственной деревни, собственных своих родителей – это верное средство познания судьбы: они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но в один момент воздействуют на судьбу, изменяя ее, — это одна из основных линия народного мастерства по большому счету, мысль преображения мира. Эта функция музыки, осознаваемая еще с старейших времен, ее воспитательное значение и брались за базу в народной совокупности музыкального воспитания.

Песни, как уже было сообщено выше, — действенное средство эстетического действия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к прекрасным поступкам, нравственному поведению и т.п.В песне поэзия и ум ставятся рядом: «Не петь — так кровь свернется, не сказать – так язык станет тупым», — пели крестьяне. Песня поднимает бодрость духа. Ее питает и нар мудрость,.

Особенное место в воспитании подрастающего поколения занимают фактически молодежные песни – хороводные и плач невесты. Редко хороводные песни исполнялись в помещении, они пелись на лугу либо опушке леса, сопровождались танцами, плавными перемещениями. В народе всегда думали, что песни развивают голос, расширяют и усиливают легкие: «Дабы звучно петь, нужно иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь», т.е. сами слова песен, и условия, и темперамент их выполнения содействовали упрочнению здоровья, формированию трудолюбия.

В плаче чувашской невесты в обязательном порядке должно было быть собственный, сокровенное, высказывающее индивидуальные переживания исполнительницы. В течение многих часов женщина, не повторяясь, пела о собственной жизни. Данный плач на свадьбах слышали и дети, и он создавал на них незабываемое чувство. К такому независимому творчеству готовила женщина себя с малых лет, в юные годы – в играх (речитативы, игровые прелюдии, песенки), после этого – на посиделках, в хороводе и т.д.

При всем многообразии средств нар педагогики Песня занимает особенное место. Ее поют все от мелка до громадна. Каждому возрасту соответствуют собственные песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Влияя на эмоции человека, она в один момент воздействует на его поведение и сознание. Вот из-за чего ее с полным основанием возможно отнести к комбинированным средствам нар пед.

Чувство любви к почва, на которой живет человек, желание сделать ее значительно лучше и краше, чувство принадлежности к определенной группе людей, к собственному народу воспитывает народная музыка.чуваши не питали к людям вторых национальностей враждебных эмоций, не ставили собственный народ превыше др. Историческое прошлое чувашского народа, его активная роль в истории отражена в исторических песнях,

Пример еще одного жанра устного музыкально-поэтического творчества чуваш – частушек, убедительное подтверждение взаимовлияний в фольклоре различных народов.Частушка – импровизация на злобу дня, отражение мгновенных жизненных обстановок. Место выполнения, посиделки, нар праздничные дни. выполнения в движении (в танце), ритмического подыгрывания (на ударных инстр).: практически в любое время это четверостишие. «такмак» кроме этого параллелизм как неспециализированную линии в частушках различных нар, где, например, из 4-х строчков 1-2 – о природе, 3-4 – из судьбы; либо 1-2 строки – о предметах быта, 3-4 – из судьбы человека.

У детей на слуху были эти песни, не смотря на то, что они их не пели. Высокие нравственные примеры взаимоотношений старших к близким и родным были неизменно для детей облагорожены поэтическим содержанием песен Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными показателями которых есть забавность, ритмичность, увлекательность, … радостные, задорные, шуточные песни: народ кроме того в тяжелых условиях судьбы оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от социального зла и общественных бедствий» детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и муз-поэтические жанры, исполняемые взрослыми, предназначенные для детского слушания. Они исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные; игре и развлечении ребёнка с ним – потешки, прибаутки занимательные, стихи при приеме пищи; довольно много заимствований из фольклора взрослых, бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический репертуар; Но имеется еще творчество самих детей – считалки, дразнилки, заклички, приговорки и т.д. Все это образовывает их музыкальный репертуар, и исполняется, в большинстве случаев, лишь самими детьми.

чувашский детский фольклор делится на разные жанры:

— колыбельная поэзия предназначена для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют негромкое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся маленький напев, обусловленные практическим действием и покупают худ образность, которая сост эстетическую сокровище. Колыбельная предназначена младенцу, поет мать.Назначение колыбельных убаюкать, ребенка. Творцами колыбельных в основном являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.Большая часть раскрывает огромную силу материнской любви.одновр внушают любовь к детям всем, кто выполняет их в ходе ухода за ребенком, т.е. стимулируют самовоспитание; особенно это принципиально важно, в то время, когда за мелкими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, положенная в слова и мелодию пробуждает их сердце и душу, формирует благоприятные условия для воспитательных действий. Колыбельная — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей как раз в том возрасте, в то время, когда ребенок — еще беззащитное существо, требующее постоянного заботливого внимания, нежности и любви, без которых не выживет.Колыбпоткр ребенку мир. мать говорила о Отчизне, важности труда, в поэтической форме, без нравоучения Главное содержание колыбельных — любовь матери к собственному ребенку, ее грезы о его радостном будущем.

— пестушки и потешки.. стали называться от слова пестовать — нянчить, носить на руках. Это маленькие стихотворные припевы, которыми сопровождают перемещения ребенка при пестовании.радостной незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строчков, вызывает у ребенка бодрое, радостное настроение.Пестушки неспешно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка. В этих играх довольно часто присутствует и педагогическое — наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания мелких детей, занимательны не только тем, что рано пробуждает у них трудовой интерес. В них, упорно проводится идея о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самый мелкий ребенок обязан это осознавать. Мешать трудящемуся –недостойный поступок. В потешках в занимательной форме говорили детям о видах труда отбеливании холста, охоте и о мндр

— календарная поэзия. Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чуваш, поскольку с давних времен вычисляли, как раз детская чистота и невинность способны влиять на силу природы;

— заклички-приговорки. Самый популярный жанр детского фольклора. Заклички – стихотворное обращение детей к разлявл природы: солнцу, дождю, приговорки – животным и растениям.обусловило преобладание в напевах интонаций зова, клича. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность.

— повседневные стихи-песни предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и читали как на протяжении игр, так и вне детского коллектива;

— игровые.имели сообщение в подготовке молодого поколения к взрослой судьбе. Тут синтез слова, музыки и движения.содействовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения;

— дразнилки, шутилки. дети осуждают ленивых, нечистоплотных и жадных: Дети часто пользуются дразнилками. Это своебразная форма детской сатиры, в которой высмеив обидчик либо каприз ребенок, неподч правилам игры.Содерж забавное. дразнилки оформлялись несложен мел, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

-скороговорки. исп при помощи тяжело выговариваемых словосочетаний:

Чувашский д ф занимателен и доступен для юн возр. тесную сообщение с детпоэзии с обрядами взросл и молодежи, мн тексты имеют архаичную форму стиха – речитативную. Наследие, пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя на уровне детской игры.детский фольклор — своеобразная область нар творчества, объединяющий мир и мир детей взрослых, вкл ц совокупность жанров фольклора.

Некот категории песен рассч на конкр возраст гр, большая часть не смогут быстро разграничены по возр. имеют «любимый возраст»: девушки пятн-двадц л поют ст песен, сколько не спели до и не споют до конца.В песнях присутствует педагог мысль, образ-воспфункц. Исходя из этого обращение лишь о преимисполнтех в том либо ин возр. Отрочество -Мл дети поют песни раннего детства, ст — песни молодости. Особ увлекаются мальчики богатыр песнями солдат, повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют посиделочные и хоровод.и у подростков имеется собственная поэзия — жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, худож функция их — как раз в необычной игре словом и ритмом, для которых характерна красочность и бойкость. При выполнении считалок дети оформляют их несложной мелодией, а порою применяют мелодию известной детской песни.Во мн песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность.Среди подросткового возраста более всего распространены радостные, задорные, шуточные песни: народ кроме того в тяжелых условиях судьбы оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от социального зла и общественных бедствий, недоступных детскому сознанию.это не свидетельствует, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с важным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие сочувствия и чувство жалости, желание оказать помощь в беде, призывающие к борьбе за свободу и чел преимущество.Пед мысль в пес реп подростков более очевидно, нежели мелких и старших.сказалось познание нар педагогами трудностей подрост возраста как переходн.Сейчас исп чуваш муз фольклора на уроках довольно часто. Пение, родное слово, игра на муз инструментах, нац костюм, игровые и танц элементы — употребляется комплексно, обогащая кругозор детей.на данный момент в Чувашии много фольклколл. в сёлах и городах, в местах с сохрместн пес трад

ЕГЭ по Литературе 2019. Фольклор. Жанры фольклора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: