Сказка о весёлом язычке.

Жил-был Радостный Язычок в собственном домике. Додумайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые животные.

Обожают зверюшки

плюшки и Конфеты.

Додумались? Данный домик рот. Двери в домике то раскрываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он довольно часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше ливень (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), позже котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот обширно открыт). Язычок взглянуть на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в ухмылке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне дремать», — поразмыслил Язычок.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Птенцы» («Домик раскрывается) (обучиться нормально открывать и закрывать рот, расслабляя мускулы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении)

Описание: Легко улыбнуться, медлительно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медлительно закрыть.

Ротик обширно открыт,

Язычок нормально спит.

«Блинчик» («Лопаточка») Сделать язык широким (Производить умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении).

Описание. Улыбнуться, немного открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Поперек ухмылки лег –

Отдыхает язычок.

«Лошадка» (упрочнение мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медлительно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, трудится лишь язык. Следить, дабы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.
Весьма цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им оказывает помощь.

«Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая перемещения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы радуются, верхние и нижние зубы видны. Следить, дабы кончик языка не высовывался, не загибался вовнутрь, а был у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, трудится лишь язык.

Рот окрою я самую малость,

Губы сделаю «окном».

Зубы верхние — наблюдай:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Трубочка»

Описание: Рот закрыт, губы сомкнуты. Рот немного открыть, губы легко вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Грибок» (производить верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, продемонстрировать зубы, немного открыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, обширно открыть рот. Тогда язык будет напоминать узкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, дабы губы радовались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково хорошо – ни одна добрая половина не должна опускаться. При повторении упражнения нужно шире открывать рот.

Вырос гриб громадной в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне нужно удержать

«Маятник». (усиливать мускулы языка, отрабатывать его подвижность).

Описание: Открываем рот, растягиваем губы в ухмылку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Внимание:Следим, дабы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, дабы не качалась нижняя челюсть. Делаем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку лжём я для расслабления и отдыха, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Змейка»

Описание: Рот обширно открыт. Узкий язык очень сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Змейка под кустом шипит,
Она высунет язык
Раз, два, три, четыре, пять —
Уберет язык снова.

«Вкусное варенье» (производить перемещение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука [ш], [ж]).

Описание: Легко немного открыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая перемещение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, возможно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. В случае если упражнение не получается, необходимо возвратиться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык возможно шпателем немного поднять на верхнюю губу.

Мы сейчас ели
Вкусное варенье,
А сейчас по кругу
Мы оближем губы.

«Чашечка» (производить верную форму языка для произношения звуков [ш], [ж]).

Описание: Улыбнуться, немного открыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), немного поднять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, дабы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек тёплый
Будем выпивать на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

«Качели»

Описание: Обширно открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, опять поднимаем на верхнюю. Вы полняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для расслабления и отдыха, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А сообщите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

«Иголочка» (« Стрелочка», «Жало»).

Описание: Обширно открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед узкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для расслабления и отдыха, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик весьма колкий
И узкий, острый, как иголка.
Посмотри-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.

«Горка», «Киска злится» (обучиться удерживать язык в положении нужном для верного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, немного открыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык немного поднять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, дабы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. В случае если сходу не получается, попросите сказать звук И с открытым ртом – язык примет верное положение.

Горка долгая у нас!
Мы прокатимся на данный момент.
Ты на горке удержись,
Медлено, медлительно катись.

«Маляр»(отработать подъём языка вверх и его подвижность.)

Описание: Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад-

Отечественный маляр работе рад!

«Футбол», «Спрячь конфетку»

Описание: При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Делаем 6—8 раз. После этого даем ребенку время для расслабления и отдыха, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Гармошка» (развивать подвижность языка, усиливать кончик языка. Отрабатывать подъем языка).

Описание: Улыбнуться, немного открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Наряду с этим растягивается подъязычная связка. Неспешно нужно раскрывать рот всё шире и продолжительнее удерживать язык в верхнем положении.

Присосу язык на нёбо,

А сейчас смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее таковой круиз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

«Ухмылка»

Описание: Растянуть губы в ухмылке, зубы наряду с этим не видны.

«Трубочка»(вырабатывается и закрепляется перемещение губ вперед).

Описание: Вытягивание губ вперед долгой трубочкой.

Мои губы — трубочка-

Превратились в дудочку.
Звучно я дудеть могу:

Ду-ду-ду-ду, Ду-ду-ду

«Заборчик»

Описание: Губы в ухмылке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик приобретаем…

А на данный момент раздвинем губы —

Посчитаем отечественные зубы

«Бублик» («Рупор») (развитие артикуляционной моторики).

Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, дабы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Чередование положений губ : «Заборчик» — «Бублик»; «Ухмылка» — «Трубочка»

«Заяц».

Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа немного поднята и обнажает верхние резцы.

Мой мелкий заяц

Смеётся до колик,
И в дикой петрушке
Торчат на опушке
То хвостик, то ушки.

УПРАЖНЕНИЯ Для создания ВЕРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Ж], [Ш].

«Наказать непослушный язык».(Производить умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении).

Описание. Мало немного открыть рот, нормально положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Внимание. 1. Нижнюю губу не нужно подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами нужно пара раз на одном выдохе. Следить, дабы ребенок не задерживал наряду с этим выдыхаемый воздушное пространство.

Провинился язычок,
Ничего сообщить не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем

«Приклеить конфетку»

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, дабы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Делать медлительно.

«Фокус»(учить направлять воздушную струю посредине языка).

Описание: Улыбнуться, немного открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, дабы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздушное пространство наряду с этим обязан идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Кто дальше загонит мяч?» (Выработать плавную, постоянную воздушную струю, идущую посредине языка)

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Внимание:Следить, дабы ребенок не надувал щеки и произносил звук [Ф], а не [X].

«Грибок» (производить верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, продемонстрировать зубы, немного открыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, обширно открыть рот. Тогда язык будет напоминать узкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, дабы губы радовались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково хорошо – ни одна добрая половина не должна опускаться. При повторении упражнения нужно шире открывать рот.

Вырос гриб громадной в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне нужно удержать

«Вкусное варенье» (производить перемещение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука [ш], [ж]).

Описание: Легко немного открыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая перемещение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, возможно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. В случае если упражнение не получается, необходимо возвратиться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык возможно шпателем немного поднять на верхнюю губу.

Мы сейчас ели
Вкусное варенье,
А сейчас по кругу
Мы оближем губы.

«Гармошка» (развивать подвижность языка, усиливать кончик языка. Отрабатывать подъем языка).

Описание: Улыбнуться, немного открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Наряду с этим растягивается подъязычная связка. Неспешно нужно раскрывать рот всё шире и продолжительнее удерживать язык в верхнем положении.

Присосу язык на нёбо,

А сейчас смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее таковой круиз.

«Бублик» («Рупор») (развитие артикуляционной моторики).

Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, дабы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Сказка о радостном язычке


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: