Слово в день памяти преп. симеона юродивого и спостника его иоанна

Святой против христиан.

21.07/3.08.2008

Преподобный Симеон, Христа для юродивый, считается основателем служения юродивых; первые византийские юродивые были не в таком количестве, в каком они показались позже в Киевской Руси, но юродствовали они значительно посильнее; по внешнему поведению св. Симеон походил то ли на хулигана, то ли на сумасшедшего; неспешно обитатели города выясняли о высокой духовной судьбы св. Симеона и начинали принимать его, само собой разумеется, как нужное искушение от Всевышнего чтобы обучаться христианству; св. Симеон старался не жить с людьми так, чтобы его не били; имеется такие виды служения — столпничество, юродство и еще пустынножительство — на каковые простой человек не должен дерзать, но если он имеет какой-то призыв от Всевышнего довольно себя лично, то тогда он и обязан ему направляться; все последующие юродивые, в особенности византийские, ориентировались на св. Симеона; христианские представления смогут совпадать с какими-то людскими суждениями о разумном, о хорошем, о добром, но эти совпадения, сколь бы они ни были нередкими, во внутреннем смысле являются случайными; страшно впасть в руки Всевышнего живаго — эту сторону Всевышнего, которая страшна, и которую нереально восприять, юродивые, в особенности византийские, начиная со св.Симеона, нам показывают и приучают нас с ней жить.

Во Сына и имя Отца и Святаго Духа!

Сейчас мы совершаем память преподобного Симеона, Христа для юродивого, и спостника его Иоанна. Данный святой жил в шестом веке, но правильные годы его жизни малоизвестны, остались противоречивые информацию об этом. Он считается основателем служения юродивых. Само собой разумеется, до него были уже святые, каковые юродствовали, были монахи в монастырях, каковые себя необычно вели, но все-таки они не были юродивыми в полном смысле этого слова. Юродство начинается с Симеона.

Он жил в сирийском городе Эмесе и своим совсем необыкновенным подвигом, что происходил прямо на глазах многих людей в центре громадного города, всех поражал и приводил в самые смешанные эмоции.

Мы на данный момент привыкли, что в Киевской Руси было довольно много Христа для юродивых. В случае если задать вопрос в какой стране, в какой Церкви было больше всего Христа для юродивых?, то нужно ответить, что в русской. Но в случае если задать вопрос где больше всего было юродства?, то тогда нужно заявить, что в Византии, не смотря на то, что и неясно, как его измерять. Первые византийские юродивые были не в таком количестве, в каком они показались позже в Киевской Руси, но юродствовали они значительно посильнее.

Мы привыкли искать суть в каждом конкретном поступке русского юродивого. К примеру, если он делает что-то нехристианское, то это должно обличить кого-то, тут находящегося. Василий Блаженный как-то вошел в один дом, не говоря плохого слова, забрал в том месте младенца и разбил его об пол. Агиограф растолковывает, что блаженный провидел, что из этого младенца ничего хорошего не вырастет. В этом случае видна (хотя бы лишь агиографу) взаимосвязь между их смыслом и действиями юродивого. Но в случае если мы взглянуть на византийских юродивых, то далеко не всегда ее сможем найти.

К примеру, св. Симеон частенько ходил на рынок. Само собой разумеется, кто его знал и почитал, были счастливы всему, что бы он в том месте ни сделал. Но он их и не трогал, а обожал прийти к ничего не подозревающим людям и начать в том месте все опрокидывать, совсем наряду с этим ничем их не обличая. Его агиограф ничего не пишет о том, дабы он что-то в том месте обличал — снаружи это было совсем обычное хулиганство.

Появлялась естественная реакция, другими словами его начинали бить. Фактически, для этого Симеон все это и делал: он удирал, за ним бежала масса людей всех тех торговцев, которым он, само собой разумеется, уже нанес ущерб, по причине того, что успевал довольно много лавок опрокинуть. Догнав, они начинали его бить, оставляя его любой раз полуживого. Вот так Симеон и смотрелся — то ли хулиганом, то ли безумным.

Само собой разумеется, медлено начала распространяться о нем и вторая слава, по причине того, что в те времена, в то время, когда его никто не должен был бить, пребывали те, как постоянно бывает в таких случаях, кто за ним подглядывал. Так показался его спостник Иоанн, что поведал о настоящем его житии, видя его высокие духовные состояния, возможно, и молитвы в нетварном Свете. Все это было весьма необычно для людей. А для чего же он юродствовал?

Не всегда возможно заявить, что юродство чтобы кого-то обличить. Для чего он опрокидывал столы торговцев, каковые торговали не в храме, а на рынке? Это вовсе не безнравственное занятие, и прп. Симеон вовсе не желал заявить, что на рынке не нужно торговать. Возможно, он желал их научить какому-то хладнокровию и реагировать по-христиански на то, что тебе наносят обиды. Но из его жития возможно сделать заключение, что он все-таки желал другого.

Это был необычный метод аскезы за счет ближнего, в то время, когда тебя бьют как направляться, причем, вправду, за дело, а не просто так, а ты это терпишь. Но это было только элементом юродства св. Симеона, само оно простиралось значительно дальше и доходило до совсем немыслимых вещей.

К примеру, случалось ему прелюдно на открытых площадях города испражняться. Ничего в этом, само собой разумеется, эстетического и хорошего не было. Само собой разумеется, это было эпатажное поведение, он в громаднейшей степени намерено провоцировал людей на то, дабы они реагировали на что-то самый запрещенное.

Само собой разумеется, на все возможно отреагировать по-христиански, в случае если осознавать, а также пребывали уже такие люди, пускай и единицы, каковые так реагировали, но, в большинстве случаев, действия людей были совсем иными. По мере того, как обитатели города выясняли о его высокой духовной судьбы, то начинали принимать его, само собой разумеется, как нужное искушение от Всевышнего чтобы обучаться христианству. Но в массе собственной люди не могли этого делать, а также знать о его духовной судьбы ничего не могли.

Еще у прп. Симеона был таковой, возможно сообщить, фирменный метод юродства — он время от времени ходил в баню. Очевидно, в женскую. Причем, уже по улице шел в том направлении обнажённым. Этим он, само собой разумеется, показывал, и со стороны это было видно, собственный полное хладнокровие, по причине того, что ему лично было по большому счету все равно. Ему было все равно, мыться либо не мыться, ходить обнажённым либо одетым. Обнажёнными ходили и русские юродивые, в особенности зимний период, но у русских юродивых не было традиции ходить в женскую баню, а у него было и это.

Житие, написанное со слов Иоанна-спостника, дает время от времени такие весьма индивидуальные интонации. Иоанн как-то по неосторожности внес предложение Симеону пойти в баню, а тот весьма был рад и, само собой разумеется, сходу дал согласие. Иоанн почувствовал, что сообщил что-то не то, и начал ожидать чего-то весьма тяжелого для его психики. Так оно и выяснилось.
Конечно, в бане его снова бьют, также помой-му и за дело. С одной стороны, как растолковывает агиограф со слов Иоанна, помой-му и хладнокровие показывает данный случай. В этом он, вправду, добился значительных успехов — такие рассказы о нем передавались больше всего, по причине того, что запоминается все острое. Но иначе, тут была та же самая аскеза, дабы его все время били, другими словами он старался не жить с людьми так, чтобы его не били.

Обычные люди так как не нападают просто так, в случае если лишь это не хулиганы. Они так как не будут все время нападать, а нужно, чтобы все время. Что Симеон для этого делал? Он все для этого делал и достигал результата. Через это он спасался сам, но так же, само собой разумеется, и сильно поразил окружающих.

Юродство, как и столпничество, которое также в этом веке особенно распространилось, но зародилось в пятом веке, — это таковой подвиг христианской судьбе, на что простой человек дерзать не должен. Тем более, что по большому счету юродивых как таковых, другими словами тех, кого в старину именовали дураками, а мы бы на данный момент имели возможность по-различному назвать, в большинстве случаев вторым каким-то словом, были многие тысячи. Это больные люди, на данный момент такие также довольно часто при громадных ветхих монастырях находятся, каковые, что именуется юродивые, но не во Христе.

Таким юродивым весьма легко стать, в особенности, в случае если начнутся, вправду, какие-то патологические трансформации в психике. А для юродства во Христе не имеет значение, что сообщит доктор. Принципиально важно, что человек по свободной воле выбирает такое поведение, а не вследствие того что он в противном случае не имеет возможности в силу собственной болезни. Снаружи такое поведение ничем не отличается от поведения больного. Если он это терпит, и наряду с этим не впадает в красоту, не впадает, предположим, в гордость из-за для того чтобы собственного плохого состояния, ну и, тем более, не отпадает от Церкви, то это, само собой разумеется, великое служение, но оно очень мало кому доступно.
Повторю, имеется такое служение — столпничество, юродство и еще пустынножительство, не смотря на то, что оно для большего числа людей приемлемо, — на которое простой человек не должен дерзать в случае если лишь он не имеет какой-то призыв от Всевышнего довольно себя лично, дабы жить таковой особой судьбой. Тогда он и обязан ему направляться. Но, потому, что весьма многим людям думается, что у них имеется данный призыв, а в действительности у них совсем не то, а просто какая-то патология собственной гордости либо психопатология, то, в случае если кроме того таковой призыв имеется в действительности, нужно его испытывать и не сходу ему направляться. Это должно быть результатом духовного рассуждения, что тут нужно особенно использовать.

Для большинства из нас подвиги таких святых не являются примером для подражания, не смотря на то, что Симеон для многих в свое время и в последующие времена являлся предметом для подражания. Все последующие юродивые, в особенности византийские, ориентировались на него. Да и русские также. Его житие было переведено на славянский язык и замечательно было известно славянам, в том числе и в Старой Руси. Это весьма пространное и занимательное житие, из которого возможно определить довольно много о христианстве с неожиданной стороны.

Итак, практически всем из нас, не обращая внимания на то, что многие подражали этому святому, практически подражать тут совсем нечему, но имеется что-то второе: мы должны научаться примером таких святых как поменять собственную судьбу, которая не есть судьбой юродивых, отшельников и столпников. В этом нам более ясно показывают пример такие святые, в особенности как раз юродивые, чем кроме того святоотеческое поучение. В святоотеческих поучениях также все верно, но в то время, когда нам показывают на примере, тогда, вправду, видна сущность христианской аскетики.

Самая основная истина, в случае если уж нужно выделить одну из всех других, каковые показывают нам юродивые, — это то, что христианство никаким образом не соприкасается с мирскими людскими представлениями. Правильнее говоря, частенько, и никто с этим не спорит, кроме того юродивые, христианские представления смогут совпадать с какими-то людскими суждениями о разумном, о хорошем, о добром, верном и без того потом, но эти совпадения, сколь бы они ни были нередкими, во внутреннем смысле являются случайными.

В действительности имеется лишь один критерий — воля Божья, которая может в неожиданный момент пойти совсем вопреки всем людским представлениям. А юродивые — это такие святые, через которых воля Божья, в большинстве случаев, идет вопреки людским представлениям, исходя из этого они и выглядят безумными, что и значит слово юродивый. Помимо этого, они в собственных поступках ведут себя не просто довольно глупо и ненормально, а нарушают какие-то главные табу людской общества.

Мы должны осознавать, что юродивые не заявляют нам, что какие-то очень важные для отечественного общества социальные требования нужно отменить. Они должны быть, но мы обязаны знать, что они не заменяют христианства. Христианство пребывает в чем-то втором — не в том, дабы быть хорошим человеком. Юродивый, в большинстве случаев, не был хорошим человеком. В случае если еще с русскими юродивыми, в особенности позднего времени, возможно что-то возразить — блаженная Ксения воспринималась как хороший человек, средневековые русские юродивые воспринимались по различному, в то время, когда как, — то византийские юродивые значительно чаще не воспринимались как хорошие люди. Но они приносили в мир что-то значительно более серьёзное — то, что по настоящему хорошие люди не смогут принести, то, что сам Господь Всевышний лишь может так сделать.

Господь Всевышний, мы знаем, не редкость, требует что-то совсем ожесточённое. Я не буду ссылаться на бессчётные примеры в Ветхом Завете, пологаю, что кроме того в случае если кто-то не просматривал Ветхий Завет, то хоть что-то о нем знает и сам отыщет, что отыскать в памяти, но достаточно взглянуть легко нашу жизнь. В ней столько жестокости, что нереально их все до конца оправдать.

Само собой разумеется, о многих обстановках в нашей жизни мы можем заявить, что вот это было чтобы была такая-то и такая-то польза. Время от времени мы что-то понимаем, возможно, кроме того верно понимаем, но то, что в богословии и западной философии именуют теодицеей (оправданием Всевышнего), то в отечественном восточном православном богословии имеется задача неосуществимая, по причине того, что постоянно останется что-то, причем довольно много чего останется, что людской умом по большому счету никак не оправдать.

Мы не можем осознать волю Божью, в то время, когда совершаются совсем ужасные вещи, причем, мы не можем их вычислять хорошими, кроме того с позиций того, чему учит христианство. Мы не можем осознать, как это Всевышний разрешает, и довольно много таких вопросов, на каковые мы не сможем ответить. Не нужно делать хорошую мину при нехорошей игре.
Воля Божья для нас по сути собственной непознаваема. Отечественный разум не имеет возможности ее трактовать кроме того бледно. Довольно много обстановок, в то время, когда легко лучше промолчать, по причине того, что кроме того каких-то мало-мальских правдоподобных намеков на ответ мы предложить не можем.

Вправду, имеется такая тайная. По-человечески она для нас страшна, не зря в выражении ужас Божий упоминается слово ужас. Всевышний не имеет возможности не быть ужасным. Страшно впасть в руки Всевышнего живаго, — говорится в Священном Писании. Вот эту сторону Всевышнего, которая страшна, и которую нереально восприять, юродивые, в особенности византийские, начиная со св.Симеона, нам показывают и приучают нас с ней жить. Они нам ее не растолковывают, по причине того, что мы не можем это осознать в принципе: не вследствие того что мы еще как-то не натренировались — кроме того в то время, когда мы натренируемся, мы это осознать не сможем.

Нельзя объяснить то, что принципиально нереально осознать. Но нам возможно и необходимо обучиться с этим как-то жить, по причине того, что так, не впихивая Его в собственный разум, мы обучимся жить с Всевышним, а не с какими-то отечественными представлениями о Всевышнем, обычаями пускай кроме того и церковного происхождения, каковые сами по себе к Всевышнему нас не приблизят. Лишь в то время, когда мы сами будем думать о Всевышнем, а не об обрядах, каковые с ним связаны, мы сможем стать чуть ближе к Всевышнему. Весьма не легко и не очень приятно, тяжело и страшно так жить, по причине того, что довольно много в жизни того, что мы не вмещаем. Это нужно все время преодолевать, а для этого необходимы жизненные примеры.

Само собой разумеется, весьма многие святые в той либо другой степени, тем либо иным образом дают нам таковой пример, но юродивые — это особые святые, в случае если возможно так сообщить, каковые, фактически, и юродствовали лишь живя с нами (в пустыне юродствовать нереально, по причине того, что в том месте хоть как себя ни веди — никто не определит, никто тебя юродивым не сочтет) чтобы продемонстрировать нам вот это неосуществимое и непостижимое. Чтобы люди, каковые не думают о христианстве, либо каковые формальные христиане, обрядоверы, становились по-настоящему верующими людьми.

Аминь.

Жития святых Преподобные Симеон,Христа для Иоанн и юродивый,спостник его


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: