Сложность музыкального языка

Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная черта самого музыкального материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для конкретного слушателя. Но не нужно быстро противопоставлять объектив и субъективностьность как абстрактные противоположности. Обе в полной мере диалектичны. В случае если трудность перестает быть чёртом индивидуального восприятия, неспециализированным критерием, проявляющимся в многочисленных случаях восприятия, возможно сказать о сложности

122______________________________Бочкарев А. Л.

музыкального произведения. Психологи установили: сложность связана с числом информации, содержащейся в материале. Причем, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации (в среднем) несет любой его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в материале закономерностей. Другими словами, чем их больше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для осмысления и восприятия. Большая часть музыкантов вычисляет: хорошая музыка легче воспринимается и запоминается. Закономерности интонационно-мелодического, ладо-гармонического развития в музыке классического стиля более предсказуемы. Хорошее музыкальное мастерство организовало и правила, облегчающие слушателю предугадывание предстоящего развития музыкальной мысли, к примеру, вышеупомянутые правила эксрепрезентативности и позиционности. Причиной, облегчающим восприятие хорошей музыки, есть ее ладовая организация. Как отмечалось, ладовое чувство имеет эмоциональную природу, эмоционально окрашенная информация более ярко воспринимается и запоминается. Эмоционально-ясные изюминки музыки оказывают огромное влияние на темперамент пред слышания. Высокая степень предслышания и эмоционального предвосхищения наблюдается при восприятии народной музыки, канонических форм (культового пения), стиля венских классиков. Меньше шансов для эмоционального предслышания предоставляют слушателю ярко индивидуализированные стили: барокко, романтизм, экспрессионизм, музыка новых средств. Разбирая музыкальное мышление с информационной точки зрения, А. Моль [195] продемонстрировал, что любое «музыкальное сообщение» несет в один момент данные двух видов: семантическую и эстетическую, связанную с процессом исполнения и восприятия. Человек может воспринять только среднюю норму в один момент поступающей информации. В случае если эта норма превышается (к примеру, мелодия либо гармония через чур сложна, весьма изысканные либо через чур стремительные изменяющиеся тембры), слушатель не сможет адекватно воспринять музыку. Наличие слушательского опыта оказывает помощь разобраться в музыке, оценить с эстетической точки зрения произведение и его интерпретацию. Слушательский опыт включает в себя знание некоего комплекта «стереотипов», «методов», каковые по-

Музыкально-слуховая деятельность_________________123

могают лучше осознать логику мелодического перемещения, интонационного развития, предвидеть трансформации в ладогармониче-ской организации произведения. На базе для того чтобы предвидения строятся интонационно-гармонические догадки слушателя — вероятностные по собственной природе. Посредством внутренних перцептивных действий, связанных с анализом, синтезом, прогнозированием, обобщением, слушатель превращает интонационно-гармонические догадки в целостное адекватное представление о процессуально разворачивающейся музыкальной структуре. Значительный показатель степени адекватности музыкального восприятия, согласно данным А. Г. Костюка, — уровень качества слышания тематического строения произведения. У испытуемых с низким уровнем музыкальной культуры оценка тематического содержания сводится только к его сопоставлению с популярными песенными и танцевальными мотивами, к нахождению привычных ритмоинтонаций. Слушатель не ориентируется на тематические «зерна», их сопоставления, анализ носит весьма приблизительный темперамент, исходя из этого появляется противоречие между познавательными возможностями для того чтобы восприятия и закономерностями образно-эмоционального развития в музыке. Испытуемые с низким уровнем культуры тяготеют к зрительным ассоциациям, угадыванию сюжетно-предметного содержания. При возрастании перцептивной культуры слушателя язык музыки, наоборот, не требует дополнительного перевода, фрагментарное восприятие преобразовывается в восприятие структурно-целостное. Так, сложность нельзя рассматривать изолированно от прошлого опыта принимающего субъекта: чем выше подготовленность слушателя до знакомства с музыкальным произведением, тем оно оказывается более дешёвым для него.

ГОВОРЮ НА 10 ЯЗЫКАХ | 10 ЯЗЫКОВ ЧЕЛЛЕНДЖ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: