См. солсо р.л. когнитивная психология / пер. с англ. 6-е изд. – спб.: питер, 2011. – 589 с.

Тема 2. Сознание и его психотерапевтические характеристики. Проблематика

Когнитивной психологии

Сознание – наиболее значимый объект современной психологии, особенное образование психики, несущее ответственность за получение, обработку, использование и хранение информации о действительности, построение поведенческих моделей, применение языка и других символических совокупностей. Особенной чёртом сознания есть своеобразное переживание его носителем собственной субъективности, уникальности и индивидуальности, особенное а также парадоксальное противопоставление сознания и всего остального мира. В определенном отношении сознание есть синонимом отечественного разума, отечественной ментальности, мышления, отечественного Я, нас самих. Лишь сознательное существо возможно признано равным человеку и лишь сознательный человек есть для нас полноценным носителем самой человечности, талантливым нести ответственность за собственные поступки. Ведутся давешние и малопродуктивные споры о том, владеют ли сознанием животные и смогут ли технические устройства владеть сознанием. Это делает вопрос о сознательности и критериях сознания, и проблему субъективности, самосознания, бессознательного.

Сознание традиционно рассматривалось в философии как ответственная черта человека, а со времени Р. Декарта, как его субстанциональное свойство, как разумности и синоним рациональности. Этот подход (картезианство) всегда подвергается критике, делаются попытки редуцировать сознание к некоторым биологическим, социальным, поведенческим структурам, а сейчас – к комплекту информационных программ и методам по аналогии с отечественными электронными совокупностями.

Дополнительно: Дж. Р. Сёрл о моделировании сознания, о теории мягкого либо не сильный ИИ и строгого либо сильного ИИ.

Тест Тьюринга. Алан Тьюринг (1912-1954). Возражения против теста. «Китайская помещение» (Сёрл), «Мозги в бочке» (Х. Патнэм).

Очень: о недостаточности отечественного словаря для описания ментальных состояний.

Неприятность «Я». «Я-концепция».

Поменянные состояния сознания: рассеянное внимание, медитация, сновидение, галлюцинация. Неприятность достоверности сознаваемого. Порог сознания. Время осознания – 0,1 мс

Современная когнитивная психология о сознании (Р. Солсо)

см. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 589 с.

Солсо Роберт – современный американский психолог, доктор наук, создатель трудов по разным проблемам когнитивной психологии, а также обобщающих управлений по психологии познания.

Когнитивная психология изучает то, как люди приобретают данные о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания воздействуют на поведение и наше внимание. Когнитивная психология охватывает целый диапазон психотерапевтических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, процессов и эмоций развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Объяснение природы сознания посредством метафор:

  1. Метафора новизны. Сознание как «антипривычка». Сознание предпочитает «новости». Повторные, предсказуемый, ветхие стимулы имеют тенденцию исчезать из сознания независимо от их сенсорной модальности, степени абстрактности либо физической интен-сивности. Метафора новизны обрисовывает одну из центральных функций сознания – его свойство направить собственные ресурсы для адаптации к значимым событиям и новым. Недочёты данной догадки: мы все-таки поймём простую данные, если она почему-либо серьёзна для нас (потребность в еде, к примеру).
  2. Метафора администратора. Фиксирует наличия «Я-совокупности», управляющей всеми психи-ческими процессами.
  3. Метафора прожектора. Сознание направляется на интересующие нас предметы. Метафора растолковывает наличие потока и избирательность сознания сознательной информации из облас-ти памяти, восприятия, воображения, действий и мышления. Но многие вопросы остаются без ответа: как выбирается своеобразный фокус? Из-за чего выбирается это содер-жание, а не второе? Что происходит с информацией, в то время, когда она попадает в фокус сознания?
  4. Метафора интеграции (театра). Сравнивает сознательный опыт с ярко освещенной сценой в затемненном зале. Это некая суперметафора, пробующая объединить все другие и устра-нить их недочёты. Имеется режиссер (администратор), сцена, на которой происходит дейст-вие, привлекательность и новизна самого действия. Возможно добавить зрителей, если бы мы осознавали, о ком либо о чем идет обращение.

С последней метафорой связана и одна из самый перспективный моделей сознания – «Теория неспециализированного рабочего пространства Баарса» (Бернард Баарс, «В театре сознания: рабочее несложен-ранство разума», «In the theatre of Consciousness: The Workspace of the Mind», 1983, 1988).

Рис. 1

(3) Контексты

Режиссер Диспетчер внимания Местные контексты

Информация, попадающая в неспециализированное рабочее пространство

Внутренние чувства и-Внешние виды:Идеи – абстрактное умственное

ти: зрение, слух, осязание, вкус, Зрительное воображение содержание: интуиция,

обоняние. Внутренняя обращение мнимые идеи

Субмодальности: температура, Сновидения вербализуемые идеи

вибрация, давление и пр. Мнимые эмоции пограничное сознание и пр.

(2) Общее рабочее

пространствоПограничная область

Сознательный опыт

Интерпретация осознава-Мотивация: оценка умест- Автоматизмы: память на Долгосрочная память:

емых событий: узнавание ности личных целей, эмо- навыки, подробности языка, лексика, семантические

объектов, лиц и событий, циональные реакции, зрительной интерпрета- сети, автобиографичес-

интерпретация, речи и возбуждение вегетатив- ции, мультимодальные кая память, декларатив-

образов; синтаксический ной нервной совокупности, модели, речь и действие, ная память (убеждения)

анализ, пространствен- выражения лица обнаружение неточностей, имплицитное знание о

ный анализ, индивидуальные умо- произвольный контр.речи мире, себе и людях

заключения упр-е конфликтами целей

(1) Подсознательные специальные процессы («специалисты»)

В модели Баарса имеются три теоретических конструкта: 1) процессы-специалисты; 2) общее рабочее пространство; 3) контексты.

  1. Процессы-специалисты – специальный, ничего не осознающий процессор, либо «специалист». Существуют практически много таких специалистов, трудящихся в мозге. Это смогут быть отдельные клетки типа корковых детекторов особенностей, и системы нейронов и целые сети: корковые колонны, функциональные территории Брока либо Вернике и пр. Трудясь совместно, они снабжают управление и широкий контроль перцептивными процесса-ми, образами, мыслительными операциями либо внутренней речью.
  2. Общее рабочее пространство – архитектурная свойство к распространению информации и системной интеграции. Собственного рода сцена либо подиум для борьбы среди специалистов. Включает в себя содержание сознания – сознательный опыт.
  3. Контекст – функциональные структуры, каковые ограничивают сознательное содержание, не будучи сами осознаваемыми. Собственного рода заблаговременно установленные коалиции специалистов, каковые вызывают, формулируют и направляют неспециализированные сообщения, не попадая в неспециализированное рабочее пространство. К примеру, контексты воздействуют на познание языковых выражений.

Функции сознания (по Р. Солсо):

  1. Определение контекста и значения. Связывая неспециализированную входящую данные с ее контекс-том, совокупность, лежащая в базе сознания, определяет значение стимула и ликвидирует неясность его понимания и восприятия.
  2. научение и Адаптация. Чем больше новой информации, к которой обязана приспособиться нервная совокупность, тем большее участие сознания требуется для решения проблемы и успешного научения.
  3. Контроль доступа и приоритетов к информации.
  4. контроль и Выбор умственных и физических действий.
  5. исполнение и Принятие решений. В то время, когда автоматические совокупности не смогут решить в каждой точке выбора в потоке действий, сознательный выбор оказывает помощь задейст-вовать источники знания, талантливые оказать помощь принять надлежащее ответ.
  6. редактирование и Обнаружение ошибок. [Хотя мы довольно часто поймём собственные неточности, детальное описание того, что делает неточность неточностью, практически в любое время не осознаваемо.]
  7. самоконтроль и Рефлексия. Через сознательную воображение и внутреннюю речь мы можем думать над отечественными осознанными и неосознанными действиями и до некото-рой степени руководить ими.
  8. Оптимизация баланса между автоматизмами (стереотипами) и гибкостью. Автоматические реакции очень адаптивны в предсказуемых обстановках. Но при столкновении с непредсказуемыми обстановками задействуется свойство сознания завлекать источники особых знаний. Сознание есть главным методом, благодаря которому нервная совокупность адаптируется к новым, сложным и информативным явлениям окружающего мира.

Когнитивная психология #1. Введение в предмет и курс когнитивной психологии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: