Соц журн-ки как науч дисциплина: объект, предмет, цели.

Соц и журн. Формы, направления сотрудничества.

Социология – совокупность познавательных практик, изучающих общество. Начала складываться с 1840-х годов в европейской традиции. Огюст Конт 1842 год – «Курс хорошей философии».

Обстоятельства происхождения направления:

— Определенный кризис метафизической философии. Необходимо учение, привязанное к жизненной практике.

— Глубокие трансформации в материальной сфере (промышленные революции).

— Развитие демократических институтов и идей.

Задача социологии: ответить на вопрос: что такое общество, и как оно вероятно.

журналистика и Социология тяготеют друг к другу на следующих уровнях:

— уровень объекта изхучения. У социологии – массово-статистические факты, явления, процессы. У журналистики – социологически освенная социальная действительность.

— уровень предмета изучения. У социологии – законы, тенденции, параметры, характеристики публичных процессов и событий. У журналистики – проявление этих тенденций и законов в социальной практике.

— уровень целеполагания. Социология исследует прошлое, будущее и настоящее социальных общностей на базе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на базе эмоционально-образного отражения.

Что объединяет журналистику и социологию:

1). Познание социальности как фундаментального свойства людской рода.

Социальность – неразрывное единство фрагментированных единиц коллективных форм и человеческого бытия их существования.

2). Познание системного характера социальной действительности. Любой социальный объект воспринимается как составная часть совокупности более большого порядка – социума. Элементы совокупности находятся в постоянном и продуктивном сотрудничестве.

3). Представление о исторической обусловленности и закономерности социальных процессов. К примеру, зависимость СМИ от производственных, социальных институтов и экономических отношений.

4). Верность настоящим фактам. (Пятирим Сорокин «Человек, цивилизация, общество).

5). Эти сферы руководствуются неспециализированными правилами:

— гуманистическая направленность

— социальная ответственность

— гражданская заинтересованность

— рвение к получению надежной и точной информации.

6) Как социология ориентирована на формирование и изучение публичного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими университетами.

7) Взаимодополняя друг друга, журналистика и социология создают полную картину мира, в которой статистические закономерности и значимые факты сочетаются с отражением личных форм жизнидеятельности общества.

принципы и Специфика социол подхода в журн-ке.

1). Рассмотрение каждого явления в социальном контексте, т.е с учетом конкретной объективной действительности.

В последние 10 лет в Российской Федерации начинается явление асоциальности СМИ:

— журналистика порою отворачивается от общества и конструирует вторую информационную действительность. СМИ строят ее по своим субъективным основаниям, наряду с этим СМИ демонстрируют собственную равновеликость обществу а также господство над ним (Корконосенко).

— замкнутость СМИ на собственных ценностях и корпоративных интересах, имеющих значение для ограниченного круга людей. Появляется квазиэлитарная журналистика. Искажается картина мира. Думается, что СМИ играются в трикстера, оборотня.

— русские журналисты бездумно повторяют тезис о СМИ как о четвертой власти, вкладывая собственные волюнтаристские представления («что желаю, то и говорю»).

— преимущественная ориентация на отображение вторичной, а не первичной действительности. Журналисты комментируют события и факты, о которых определили из вторых источников. Мнимая объективность.

— русские журналисты повторяют тезис западных журналистов о том, что «СМИ – четвертая власть», но вкладывают в него собственные вольюнтаристские понятия.

2) Рассмотрение каждого явления во связи с обществом и его отдельными элементами.

3) Обнаружение в социальных публикациях не единичного и конкретного, а социально значимого, обычного, закономерно производного от общих заинтересованностей.

4) Журналистика обязана отражать общество в двух измерениях: субъективном (мнения, отношения, интересы) и объективном (поведения и факты).

Соц журн-ки как науч дисциплина: объект, предмет, цели.

Предмет социологии журналистики определяется в зависимости от:

— типа изучения (3 уровня)

— конкретными задачами данного изучения.

Предмет (по Прохорову) – процесс динамического функционирования журналистики, ее настоящая судьба как целостного организма в достатке конкретных факторов и условий

Объект –современное общество и его структурные компоненты, взятые в субъективном проявлении и объективном измерении.

Цель социологии журналистики неоднозначная:

— изучение социальной обусловленности массово-коммуникационных процессов в массмедиа

— изучение социальных последствий функционирования СМИ (эффектов МК)

Урок 14. Определяем предмет и объект


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: