Социализация личности. механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И в случае если биологические изюминки передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в ходе социализации.

Социализациюможно выяснить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей и социальных норм, нужных для его успешного функционирования в данном обществе.

Так, в ходе социализации человек получает качества, нужные для исполнения им социальных ролей.

Процесс социализации есть двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду собственного опыта, а иначе, это процесс усвоения индивидом публичного опыта.

В социологической науке принято выделять два главных типа социализации:

1) первичная – усвоение ценностей и норм ребенком;

2) вторичная – усвоение ценностей и новых норм взрослым человеком.

Социализация является совокупностью институтов и агентов, формирующих, направляющих, стимулирующих либо ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации– это конкретные люди, важные за обучение социальным ценностям и культурным нормам. Университеты социализации – учреждения, воздействующие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и институты социализации и вторичные агенты.

Агенты первичной социализации– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, приятели, учителя, фавориты молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что образовывает яркое и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная обрисовывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее ответственное действие на человека.

Первичные университеты социализации– это семья, школа, несколько сверстников и т. д.Вторичные университеты– это государство, его органы, университеты, церковь, СМИ и т. д.

Процесс социализации имеет несколько стадий и этапов.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На данной стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации есть подражание.

2. Появление жажды выделить себя среди вторых – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить или благополучно, или неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На данной стадии происходит воспроизведение социального опыта, действие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Эта стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека влияют те либо иные факторы, соотношение которых на различных стадиях различно.

В целом возможно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) личный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», каковые после этого разнообразными методами преобразуются в личностные чертей. Как раз благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение занимает важное место в формировании личности, поскольку огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества кроме этого оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один либо пара личностных типов, каковые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, владеющую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается чаще всего видящийся тип личности, владеющий некоторыми изюминками, свойственными культуре общества в целом.

Групповой и персональный опыт кроме этого включены в процесс социализации.

Любой человек, в соответствии с Ч. Кули, сооружает собственный «я» на базе воспринятых им реакций вторых людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: отечественное восприятие того, как мы наблюдаем на вторых; отечественное восприятие их мнения; отечественные эмоции по поводу этого мнения. Любой личностный опыт неповторим, по причине того, что его нереально повторить в точности.

Картина личного опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Так, возможно заявить, что на процесс социализации влияют две наиболее значимые окружающие человека среды: природная и социальная.

Потому, что социальная среда есть объективным условием социализации, составляющие ее элементы кроме этого оказывают определенное влияние на данный процесс. Такие элементы общества именуются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это учреждения и люди, которые связаны с ней и важные за ее результаты.

Главными агентами социализации являются семья, разного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Любая сфера социальной судьбе (материальная и духовная) участвует в ходе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, самый интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту успехи личностью собственного профессионально-должностного статуса процесс социализации, в большинстве случаев, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это в основном изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети лишь усваивать их). Социализация взрослых имеет собственной целью оказать помощь человеку овладеть определенными навыками. К примеру, овладеть новой социальной ролью по окончании ухода на пенсию, смены профессии либо социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых содержится в том, что взрослые неспешно отказываются от наивных детских представлений (к примеру, о непоколебимости авторитетов, об безотносительной справедливости и т. д.), от представления, что существует лишь белое и тёмное.

Серьёзным процессом социализации есть процесс идентификации.

Идентификация– это процесс усвоения индивидом норм, качеств и ценностей той социальной группы, к которой он в собственности или хотел бы принадлежать.

Выводы:

Так, социология личности в условиях развития классических развитых государств занимает определенное место в совокупности особых социологических теорий. Проблематика человека постоянно является центральной в любой социогуманитарной науке. Но в социологии антропологические неприятности в теоретических концепциях тесно связаны с ее социальной практикой — социология нынешнего времени конкретно занимается поиском дорог ответа самые сложных неприятностей социальной судьбе современного человека.

Социология разглядывает человека как очень пластичного существа, способного к большим социальным адаптациям, но одновременно с этим выделяет в человеке социальнотипичные характеристики — черты, которыми наделены определенные типы людей. Социологию интересует участие человека-личности в развитии и изменениях социальных взаимоотношений. Она исследует связи социального сообщества и личности, общества и личности, саморегуляцию и регуляцию социального поведения.

Понятие личность отображает конкретное выражение сущности того либо другого человека, интеграцию у него социально значимых линия и социальных взаимоотношений общества. Социологический подход к личности делает упор именно на принадлежности индивида к определенному социальному сообществу, которое накладывает на него собственный отпечаток, воздействует на его мировоззрение, совершенства, ценности, нормы.

Обществознание 8 класс: Агенты социализации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: