Социализация личности. механизмы социализации. школа как институт социализации

Социализация — это процесс формирования человека посредствомобучения, воспитания, образования, адаптации и защиты. Процесс, в этом случае, — это последовательность действий, из-за которых из появившегося существа формируется человек. В то время, когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называетсямеханизмом — в этом случае механизмом социализации.

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, другие науки и антропология, обращая внимание на различные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на воспитание и обучение. Так, Т. Парсонс вычисляет социализациюобучением(1) ролевому поведению; (2) ценностям и мотивам: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия совокупности обоюдных ролевых ожиданий».

Обучение — это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (наряжаться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, разбирать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, ценности и нормы которого человек может и не осознавать. Обучение происходит в основном в семье.

Воспитание — это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а иначе, — нравственных, эстетических, мировоззренческих сокровищ, убеждений, вер, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

Образование — это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле судьбы и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. темперамент и происходит в вузе и школе.

Защита — это психологические и практические процессы, при помощи которых люди преодолевают внутренние конфликты: между разными потребностями, ценностями и интересами и внутри их (но вертикали) в ходе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация — это психологические и практические процессы, при помощи которых человек справляется с напряженностью в собственных отношениях с обстановкой, частью которой являются идругие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу утратить предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации появившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ошибки и ролевые пробы в ходе собственной деятельности; (3) язык, обращение, познание (чувственное и мыслительное). В жизни эти методы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый метод социализации основан на генетически присущей человеку способностизапоминать ивоспроизводить разные типы поведения. Сначала он сознает их яркую пользу, после этого начинает осознавать скрытый моральный и мировоззренческий суть, что сопровождается развитием мышления.

Второй метод социализации предполагает применение имеющихся навыков поведения в новой обстановке. Он связан с обобщением взятого навыка и переносом его в новую обстановку. При хорошем результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и основной) метод социализации — это научение становящегося человека речи и языку как методам передачи, хранения и понимания информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование синтеза (и мышления анализа, выдвижения и обобщения догадок и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика),изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в второй контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: выяснять, осознавать и толковать его. Для формированиятворческого мышления и восприятия (что образовывает наиболее значимую задачу социализации) необходимо ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять значительное от несущественного, случайное от нужного, обстоятельство от следствия и т. д., т. е. решатьмыслительные задачи.

В следствии ответа теоретических задач индивид видит предмет с различных сторон, переходит от одного его определения к второму, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — этоне запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитиюпамяти, а научениеанализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. К примеру, для западной ментально- сти «социализм» довольно часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший публичный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это относится и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При однообразном уровне мышления возможно иметь различный по смыслу менталитет.

С социологической стороны социализация является процессом формирования системыстатусов — ролей, образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя в первую очередь формирование совокупностимотиваций: интересов и потребностей, когнитивных и оценочных свойств. Помимо этого, в нее входит формирование сокровищ, убеждений и верований, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование свойства согласовывать ценности и мотивы людей, их личные и публичные потребности.

В мире происходят процессыдифференциации и интеграции людской деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся специалистами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (зависимостью и непониманием) от общества и жизнедеятельности других сфер людей. Опытную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных сокровищ, формирование неспециализированной ментальности обитателей Земли.

Привязанность к людям, появляющаяся в ходе социализации, есть базой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ееуниверсализма — от ближних к дальним. Ему противостоят другиеценности и нормы: к примеру, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от классического общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Исходя из этого социализация обязана включать в себя и усвоение все более ценностей и универсальных норм, сочетать как освобождение от некоторых ценностей и норм классического общества, так и сохранение некоторых из них.

Школа: университет социализации либо образования?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: