Социальная цена монопольной власти

Социальная цена монопольной власти — это убытки либо утраты для общества в целом от монопольной власти.

Сравним количество предложения и цену продукции на рынках совершенной конкуренции и чистой монополии при других равных условиях.

На конкурентном рынке P = MC. Заштрихованный треугольник А — это излишек потребителя, а заштрихованный треугольник В — это выигрыш продавца. Так, неспециализированный выигрыш равен А + В.

На рынке чистой монополии P MC . Выигрыш клиента — А, выигрыш продавца — В. Совокупный выигрыш равен А + В. Из рисунка видно, что совокупный выигрыш значительно уменьшается на величину, равную площади заштрихованного треугольника С.

В этом и имеется сущность неэффективности монопольного рынка. Монопольное ценообразование есть препятствием для осуществления взаимовыгодной торговли. Эти утраты подобны утратам при введении налога. И налоги, и монопольная цена вбивают клин между готовностью заплатить и издержками производства. Отличие же тут в том, что налоги приобретает бюджет, а монопольную прибыль — компания.

Негативные последствия монопольной власти следующие:

  • Q m Q k — создаёт меньший количество продукции.
  • Р m Р k — назначает более большую цену.
  • Потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет неэффективность и — место.
  • Чистая монополия не пытается к понижению издержек. Имея монопольную власть, такая компания идет по легкому пути, избегает нередкой и глубокой модификации продукции, отдельные изобретения часто придерживаются и внедряются лишь при конкуренции. Исходя из этого с громадным бизнесом связана тенденция к сдерживанию НТП и бюрократизации производства.
  • Преграды сдерживают эффективность применения ресурсов.
  • Деятельность монополий усиливает разделение доходов, что угрожает социальными конфликтами.

Национальное регулирование рынка чистой монополии

Методы сокращения монопольной власти:

1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления компаниями страшной для общества монопольной власти.

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое либо косвенное). Разглядим модель регулируемой естественной монополии.

Из-за громадных постоянных издержек кривая D пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще понижаются.

Нерегулируемый монополист выбрал бы количество производства Q m и назначил бы цену P m . Тут он имел бы экономическую прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

При идеальной конкуренции Р = МС; такая цена (P2) оптимальна с позиций общества, т.к. снабжает самоё эффективное распределение ресурсов. В случае если государство установит эту цену на продукт монополиста, то компания будет нести убытки. Регулирующие агентства смогут дать добро компании честную прибыль, установив цену P 1 на уровне средних издержек. Не смотря на то, что такая цена ведет к сокращению Q если сравнивать с оптимальным случаем (Q1 Qm).

3) Формирование гос собственности, т.е. вместо того, дабы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство делается хозяином монополии. Но, как продемонстрировала практика, рвение к прибыли – более надежная гарантия опытного управления компанией, чем кабинка для голосования.

Социальные нормы электропотребления: что планируют власти? 60 мин. от 23.01.19


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: