Социальная диагностика проблем лиц и групп в трудной жизненной ситуации

Диагностика как социальная практика взяла распространение и признание в конце Х1Х-ХХ вв., неспешно поменяв ранее существовавшие способы анализа и обобщения информации о социальной действительности. Характерной изюминкой периода становления социальной диагностики было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный темперамент; ее источниками, в большинстве случаев, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие методы личного накопления социальных знаний, информации и опыта об объекте изучения. Исходя из этого результаты диагностики были неконкретны и оставляли большой простор для авторской интерпретации.

Термин «социальная диагностика» взял распространение в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. На данный момент «социальная диагностика» утвердилась как наиболее значимое направление в социальной работе.

Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого — распознание, определение) заимствован из медицины.

Как мы знаем, медицинский диагноз является определением причин и характера соматической либо психологической заболевании на основании всестороннего изучения больного. Наряду с этим многие психологические болезни результат сложных сотрудничеств между больным, коллективами и другими лицами. Заключения же, в особенности психологических болезней, не всегда учитывают влияние окружения и социокультурные аспекты больного, и появляющиеся вследствие этого неприятности. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку характерно не столько устойчивое состояние, сколько процесс развития и постоянного изменения.

Диагностика (греч. diagnostikos — талантливый распознавать) — неспециализированный метод получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте либо ходе.

Значение диагностики в области социальных процессов и отношений подобно обнаружению характера заболевания в медицине: в случае если своевременно и верно выяснены причины и признаки происхождения заболевания, то возможно сохранять надежду на успешный положительные результаты и ход лечения. Неверный диагноз не только обесценивает упрочнения докторов, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.

Как мы знаем, что в научно-практическом замысле социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, исходя из этого сущность социальной диагностики сводится к получению точных знаний об изучаемом объекте либо социальном ходе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские нюансы.

Сущность социального диагноза содержится в правильном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями судьбы клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и об условиях их жизнедеятельности, и ее анализ для разработки программ социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и об окружающей его среде, прогнозирование его влияния и возможных изменений на другие социальные объекты, и выработка рекомендаций для принятия организационных ответов, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка социального диагноза – это процесс творческий, но имеющий определенный метод действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, трудившиеся в самых разных областях науки, имели собственные творческие, личные подходы к выяснению и постановке истины. Самый последовательно охарактеризовал технологичность диагноза проблем и творческого анализа социального развития В. И. Вернадский.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Довольно часто задача пребывает в том, дабы дать клиенту целостную чёрта с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как мы знаем, человек является единством биологического, духовного и социального во всей сложности их взаимоотношений и связей, в рамках единого целого.

Среди разных разработок социальной работы ответственное место отводится социальной диагностике. При организации социальной диагностики выделяют три этапа ее проведения.

На начальной стадии происходит процесс сравнения поставленной задачи:

— с результатами деятельности (особенностями и т. д.) вторых (мы бы сообщили «чужих»). Это разрешает распознать социальную соотносительную норму;

— с прошлыми результатами деятельности (особенностями и т. д.). В случае если разработчик проекта представлен в одном лице, то для для того чтобы исследовательского результата подойдет наименование «личная соотносительная норма»; для сложившейся, более либо менее устойчивой группы разработчиков – «групповая соотносительная норма»;

— с поставленными целями (параметрами). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ взятых измерений, итогом которого делается классификация по интересующим показателям, цель которой — определение причинно-следственных связей.

Третий этап образовывает интерпретация (синтез) взятой разнородной информации.

Социальная диагностика – это методологический инструмент, дающий управленческим органам нужные знания, на базе которых разрабатываются разные проекты и социальные прогнозы, изучается публичное вывод и морально-психотерапевтический климат в обществе. Она занимает важное место в развитии и формировании разработок как социальной работы, так и всех сфер социальной судьбе.

В Русском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс изучения социального явления с целью обнаружения, изучения и распознавания причинно-отношений и следственных связей, характеризующих его тенденции и состояние предстоящего развития.

Социальный диагноз как научное заключение о состоянии «социального здоровья» разглядываемого объекта либо социального явления основан на всестороннем и изучении и систематическом наблюдении, предполагающем не только обнаружение причинно-побудительных мотивов и следственных связей поведения объектов либо явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, что не склонен к стандартизации. Однако неспециализированная схема методики осуществления диагностики сложилась и ее возможно разглядывать в качестве исходной базисной модели. Она включает в себя последовательность этапов:

— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение точного представления о предмете изучения, определение его сильных и не сильный сторон, совершенствования и возможных направлений изменения;

— проведение неспециализированной диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых обстановок, определение эталонных (нормативных) параметров обстановок, выбор способов диагностирования;

— проведение особой диагностики по каждой из забранных для углубленного изучения неприятностей, анализ и измерение всех нужных показателей;

— построение выводов, на базе которых делается заключение.

Распознанные на протяжении неспециализированной и особой диагностики неприятности и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка взятых результатов может осуществляться методом совместной работы с практическими работниками, занятыми в той либо другой социальной сфере. Определение диагноза — последний этап социальной диагностики, потом начинается разработка конкретных решений и программ национальных либо публичных организаций по преодолению, поддержанию либо формированию распознанных тенденций и процессов в изученном социальном объекте либо явлении.

Социальная диагностика основывается на последовательности правил:

— Объективность содержится в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем каждые искажения действительности в чьих-то заинтересованностях, потому что лишь беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют настоящую научную и практическую значимость.

— Причинность обусловлена взаимодействием и универсальной связью всех процессов и явлений в реальности, что разрешает в ходе изучения не ограничиваться описанием отдельных фактов либо явлений, а узнать закономерности их функционирования и возникновения.

— Комплексный подход в изучении социальных явлений разъясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных людских поступков, взаимоотношений, действий в самых разных формах их проявления, и выделение отдельных вероятно только условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные эти неизменно необходимо увязывать со всем комплексом неприятностей.

— Научная обоснованность и подтверждаемость особенно ответственны, потому что за каждым ответом, принятым на базе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Социальная диагностика — сверхсложный и важный вид деятельности экспертов социальной работы. Она требует соответствующего опытного мастерства, потому, что затрагивает судьбы людей, разных социальных групп. На базе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той либо другой социальной помощи. Вследствие этого социальный работник обязан выполнять последовательность социально-этических требований — правил диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом изучения. В случае если это дети, то на разглашение результатов обследования в обязательном порядке требуется согласие своих родителей либо заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть как минимум валидными (точными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни за что не должны быть использованы во вред человеку, что подвергся изучению.

Принцип объективности. Выводы изучения должны делаться на базе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит изучение либо пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не нужно предлагать человеку такие советы, каковые по результатам диагноза для него ненужны, смогут привести к нежелательным либо непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика — наиболее значимый компонент социальной разработке и сфера деятельности практического социального работника. Разработка социальной диагностики включает в себя правила, метод способов и процедур проверки разных способов изучения социальных процессов. В базе диагностики лежит обобщения факторов и проблема анализа, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Фактически социальная диагностика употребляется в самых деятельности людей и разных областях жизни. Эксперт социальной работы есть автором либо участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в ответе социальных неприятностей, реабилитацией и коррекцией, методами и формами терапевтического действия и т. д. Но значительно чаще в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, в полной мере независимой сферы деятельности.

Полноценная социальная работа включает разработку точного прогноза предстоящего развития (в кратковременном и долговременном замыслах) исследуемых социальных процессов, предвидит возможности их будущего состояния.

Социальный диагноз может осуществляться:

— на уровне общества в целом, для обнаружения неспециализированных тенденций в области экономики, социальной политики, духовной судьбы и т. д.;

— уровне социальной группы либо территориальной общности, к примеру, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

— личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при обнаружении неприятностей жизнедеятельности.

Сейчас в социальную диагностику стали включать такие способы:

— зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии инфраструктуры и домовладения, численности, динамике и составе местных жителей и т. д.;

— социально-исторические обследования, а также освоения истории и изучение заселения данной территории, изменения состава и процессов складывания местного его занятий и населения, религиозных и бытовых традиций местных обитателей, обстоятельств смены населения и т. д.;

— информативно-целевой анализ разных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, жалоб и писем граждан в массмедиа, власти и т. д.;

— социальное картографирование, т. е. показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, значимость качества судьбы от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и настоящую сокровище. Социальная карта есть действенным инструментом для обнаружения пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т. п.

С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на умения и профессиональные знания, которые связаны с использованием на практике определенных процедур, методов и приёмов.

При проведении диагностических обследований определенная разработка освобождает исследователя от субъективного подхода, отражает уровень компетентности эксперта и адекватно высказывает конкретную социальную обстановку.

Социальная диагностика решает обычные для нее задачи, к каким относятся:

1) обнаружение своеобразных социальных качеств, поведения клиента и особенностей развития;

2) определение степени развитости разных особенностей, их выраженности в количественных и качественных показателях;

3) описание диагностируемых изюминок клиента, в то время, когда это нужно;

4) ранжирование своеобразных особенностей клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют последовательность процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых обстановок, параметров обстановки, выбор главных показателей либо параметров;

— анализ и измерение показателей;

— оформление и формулирование выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика есть нужным звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Будучи серьёзным технологическим инструментом, она в первую очередь обогащает кадры социальных работ теоретическими и эмпирическими знаниями, оказывает помощь глубже осознать перспективы и социальные проблемы их развития.

Разработка диагноза определяет опытную своеобразную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Тут решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в опытной подготовке кадров. Они включают в себя:

— определение опытных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;

— установление списка знаний, умений, навыков и нравственных качеств, которыми он обязан владеть чтобы удачно справляться со своей работой;

— выяснение минимума практических условий, соблюдение которых есть гарантией того, что социальный работник вправду удачно и профессионально овладел тем либо иным способом диагностики;

— разработку программ, методов и средств практической подготовки социального работника в области диагностики, и оценки его компетентности в данной области;

— поиск согласия между клиентом и практическим работником. Он носит двусторонний темперамент: клиент в праве и обязан деятельно принимать участие в этом ходе.

Чтобы быть экспертом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник обязан основательно овладеть как научными, так и практическими базами диагностики. Знание только научных баз методики либо методики без понимания и научного ее обоснования не гарантирует большого уровня профессионализма в данной области.

Базой применения любой диагностической технологии есть освоение теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить важные неточности в анализе, интерпретации и выводах из результатов изучения. Так, к примеру, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапевтической и других направлений и психологических теорий предполагаются модели технологии и различные варианты диагностики в социальной работе.

К примеру, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует применения многих источников информации, включая яркое наблюдение индивида, его окружения. Вероятно кроме этого моделирование настоящих условий судьбы. Смогут быть применены кроме этого психотерапевтические нюансы самоотчёта и самоконтроля, в которых формируется цепочка форм поведения, эмоций, мыслей, желаний и проблем.

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы:

1) формулирование цели ответа имеющихся неприятностей;

2) сбор и систематизацию информации о формах поведения клиента;

3) среды ресурсов и изучение личности, каковые смогут быть использованы с целью достижения поставленных целей;

4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых нужно вовлечь в работу, и замысел их вовлечения;

5) определение способов действия с целью достижения желаемых результатов;

6) выбор параметров прогресса для оценки результатов;

7) обнаружение препятствий и помех и разработка замысла их преодоления.

Диагностические способы, каковые находят использование на практике в деятельности социального работника, требуют особого рассмотрения.

Среди неспециализированных требований, которым должны отвечать способы социальной диагностики, направляться назвать валидность, надежность, точность и однозначность. Имеется последовательность и дополнительных, особых требований, предъявляемых к выбору диагностических способов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен способ самая простой из всех вероятных и наименее трудоемкий из тех, что разрешают взять требуемый итог. Несложная опросная методика время от времени возможно результативнее сложного теста.

Во-вторых, способ должен быть дешёвым не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психотерапевтических условий, нужных для его проведения.

В-третьих, разработка применения способов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она обязана настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее происхождение побочных мотивов, талантливых отрицательно оказать влияние на результаты.

В-четвертых, условия и обстановка проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

В зависимости от специфики диагностируемой неприятности либо явления смогут употребляться разные способы изучения, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, самый востребованной и апробированной на данный момент, сложились три группы способов, каковые возможно советовать к применению и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее анализ и обработка, определение приоритетов неприятности.

К первой группе способов возможно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.

Интервью есть самым универсальным способом поиска и сбора информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его дают предупреждение о запланированном беседе, и к исследователю, что обязан предусмотреть для себя схему, определяющую, какую данные, в каком количестве и от кого он может и обязан взять.

Анкетирование предназначено для обнаружения конкретных фактов при помощи громадного круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет является тестированием . Использование тестов требует особых знаний и, в большинстве случаев, трудятся с ними социальные психологи и психологи, специализирующиеся в данной области. Перед составлением анкеты направляться уточнить, какая как раз нужна информация, как она будет употребляться, как возможно классифицировать и обобщать ответы.

Способ анализа и обработки информации включает: анализ неприятностей, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ обоюдного влияния этих факторов, сравнение разной информации и др.

Сравнение есть неотъемлемым элементом диагностики на всех ее этапах. Для сравнения употребляются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Неприятность появляется при отклонения от существующего стандарта. На протяжении проведения диагностики принципиально важно выделить такие сравнения, каковые окажут помощь выяснить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических дорог ответа социальных неприятностей.

В ходе диагностики требуется выяснить степень важности тех либо иных неприятностей и порядок срочности их решения. Для этого создан последовательность способов. Широкое распространение взял способ ранжирования альтернатив, в ходе которого специалист упорядочивает все имеющиеся варианты ответа исследуемых социальных неприятностей по определенному рангу, как наименее либо самые предпочтительные. Такая группировка других вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно условиям и возможностям.

Способ дерева целей исходит из того, что любая глобальная цель делится на подцели, каковые стоят на пути успехи основной, пока не будет достигнут уровень так конкретных целей с позиций интересующих нас задач, что предстоящее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные способы не исчерпывают всего многообразия методических приёмов и способов осуществления социальной диагностики. Принципиально важно лишь подчернуть, что их верное применение открывает много возможностей для большого увеличения объективности, эффективности и достоверности данной технологической процедуры.

Существует множество способов диагностики, каковые используются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т. д., и имеют социальную направленность. Социальный работник постоянно стоит перед выбором: какому способу дать предпочтение в конкретной обстановке? Выбор зависит от многих событий и от того, задачи и какие цели преследуются, какой контингент есть объектом диагностики, каков темперамент клиента и т. д.

Неприятности, каковые нужно решать социальному работнику вместе с клиентом либо группой, бывают время от времени тупиковыми; смогут появляться обстоятельства и неожиданные ситуации, становящиеся преградой на пути успехи целей.

В случае если социальный работник желает осознать поступки клиента, он начинает с обнаружения обстоятельств соответствующих действий, т. е. мотивов поведения, в базе которых значительно чаще лежат потребности.

Среди способов диагностирования личности направляться выделить следующие.

Наблюдение — способ, что употребляется при изучении наиболее значимых проявлений поведения человека, по которым возможно составить представление о нем.

Беседа в социальной диагностике — корректировки информации и метод получения на базе вербальной коммуникации.

Анкетирование — способ сбора статистического материала методом формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник — личностный) — совокупность способов приемов для оценки и изучения отдельных проявлений и свойств личности.

Способ экспертной оценки. Это опрос специалистов методом анкетирования и интервьюирования. Время от времени социальная неприятность испытывает недостаток в оценке компетентных лиц — специалистов, имеющих глубокие знания о предмете либо об объекте изучения.

Социометрия — это алгоритм и метод опроса для математической обработки первичных измерений. Сущность ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг-это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, анализ и оценка социальных обстановок в фокусе их измерения, с прогнозированием этих трансформаций на определенную возможность.

Способы тестирования. Особенно обширно распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по последовательности показателей: личные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, неспециализированные и особые и др.

10 КАК отыскать выход из безнадёжной обстановки –Как отыскать выход из тупика либо тяжёлой жизненной ситуации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: