Социальная дифференциация

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:«История Средних столетий»

Наименование темы: «Отражение культуры индейцев Мексики в мемуарах конкистадора Берналя Диаса»

направление и Код: работы 44.03.05 Историческое и экономическое образование

Начальник к.и.н., ст.преп., Егорова Юлия Сергеевна

Выполнил (а) студент Трудов Владислав Юрьевич

Несколько, курс ПИЭ – 21, II курс

Дата сдачи _____________________

Дата защиты _____________________

Оценка по защите _____________________

(подпись учителя)

Вологда

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРЫ СУДЬБЫ ИНДЕЙЦЕВ.. 7

1.1. Хозяйство. 7

1.2. Социальная разделение. 14

1.3. верования и Религия. 16

Вывод по первой главе. 20

ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА СУДЬБЫ ИНДЕЙЦЕВ.. 22

1.1. Структура управления. 22

1.2. Военное дело. 26

1.3. Дворец тлатоани: быт, хозяйство и церемониал. 30

Вывод по второй главе. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ.. 38

ВВЕДЕНИЕ

12 октября 1492 г. экспедиция Христофора Колумба, ища более эргономичный путь в Индию, открыла новую почву – Америку. Спустя маленький временной отрезок на островах Карибского моря начинают оказаться первые колонии, каковые станут отправной точкой для экспедиций и прибежищем авантюристов из Ветхого света. Одной из самых больших экспедиций, которая положила началу завоевания Мексики, была возглавлена конкистадором Эрнаном Кортесом. Данное событие оставило нам разные мемуары, письма, ежедневники участников экспедиции, по которым мы можем изучать историю завоевания Мексики: обстоятельства, движение, итоги, участники, темперамент процесса освоения новых территорий и т.д. Также, перечисленные источники содержат данные о культурах различных индейских племен: об их экономических, социальных и политических отношениях.

Актуальность изучения конкисты обуславливается масштабностью самого процесса и его итогов. Так, к примеру, в следствии серебра и большого поступления золота из Нового Света в Европе случилось его обесценивание(«революция стоимостей»), что выяснило предстоящее развитие Европы(содействовало складыванию капиталистических взаимоотношений). Также, конкиста содействовала формированию гуманистической мысли. По окончании завоевания Мексики среди пресвященных европейцев начались споры о сущности индейцев – вычислять их людьми либо нет?

Так же важность изучения данной темы связанна с нерешенностью последовательности вопросов: Конкиста – завоевание либо слияние цивилизаций? Какие конкретно мотивы двигали конкистадорами при завоевании Мексики? Как повлияла конкиста и конкистадоры на образование новой мексиканской культуры?

Объект изучения – мемуары Берналя Диаса как источник по истории культуры индейцев Центральной Америки.

Предмет изучения – изюминки описания элементов культуры индейцев Мексики в «Правдивой истории завоевания Новой Испании».

При изучении создатель курсовой работы будет пользоваться следующим источником – мемуарами Берналя Диаса «Правдивая история завоевания Новой Испании». Так как источник написан на испанском языке, нам нужно будет пользоваться переводом Д. Ф. Егорова.

Дальше стоит дать краткую внешнюю критику этого источника и поведать об его авторе. Как уже было сообщено автором данного произведения есть Берналь Диас. Но, не все историки уверены в том, что оно в собственности Диасу. Так, Кристиан Дюверже в труде «его двойник и Кортес: расследование одной мистификации»(2013 г.) обосновывает, что настоящим автором есть сам Кортес. Отсутствие перевода данной книги и какой-либо информации об этом «доказательстве» заставляет автора курсовой думать, что оно не отыскало помощи среди большинства историков. Следовательно, мы решили покинуть авторство за Берналем Диасом.

Появился он в Медина дель Кампо в знатной, но небогатой семье в 1495 г. В 1514 году отправляется в Новый свет, где принимает участие в 3 экспедициях, а также, и в экспедиции Эрнана Кортеса. За армейские заслуги два раза приобретал владения в Мексике, но эти пожалования были формальными. В 1551 г. был назначен губернатором города Сантьяго де лос Кабальерос. В 1584 г. погиб на собственной новой отчизне, в Гватемале.

Считается, что вдохновившись «Общее историей Индий» де Гомары, Берналь Диас в 1557 г. решил начать писать собственную историю завоевания Мексики. Окончил он собственную работу в 1575 г. Местом ее создания была Гватемала. Из-за цензуры данный труд был опубликован не сходу. Исходя из этого первое его издание вышло в Мадриде в 1632 г.

Выяснить степень сохранности источника, к сожалению, не удалось из-за неосуществимости им воспользоваться, поскольку находится он в Испании, а электронной копии не удалось найти.

Изучением конкисты занимался достаточно широкий круг исследователей. Первые работы, сделанные еще современниками Кортеса, носили по большей части повествовательный темперамент. Одним из них был персональный духовник Кортеса — Франсиско Лопес де Гомара. В его работе находились негативные оценки действий конкистадоров, почему его работа практически сразу после издания была запрещена. Запрет данный продержался до 1808 г. Вторым современником, что разглядывал данное событие с хорошей точки зрения, был Берналь Диас. Он оправдывал действия завоевателей необходимостью приобщения индейцев к христианству для спасения их от «вредных» вер. Единственным, чем был обижен создатель, то это то, что он как участник был обделен призом(почвами, золотом и т.д.). Не считая этих авторов в XVI в. про конкисту писали довольно много грамотных людей: Франсиско Сервантес де Салазар, Суареса Перальта, Торибио де Бенавенте и др. Последний в собственной работе отражал точку зрения индейцев на завоевания испанцев. Но, все равно он, как и Берналь Диас, оправдывал действия конкистадоров религиозными мотивами.

В последующие столетия впредь до XIX в. темой конкисты практически никто не занимался. Достаточно большой работой посвященной конкисте стала «История завоевания Мексики» американского историка Уильяма Прескотта, созданная в 1843 г. В ней У. Прескотт дает новую оценку конкисте и личности Кортеса. Он, будучи приверженцем позитивистской историографии, пробовал представить итоги событий конкисты как моральный урок. Прескотт в первый раз продемонстрировал обстоятельства победы испанцев не только в техническом, но и в моральном и интеллектуальном превосходстве над неприятелем. Кортеса ученый обрисовывает как эталон европейца: ожесточённый, но прагматичный рационалист, могущий скоро принимать решения.

В XX в. интерес к конкистадорам и конкисте не затухает. В 1949 г. выходит книга Г. Паркса «История Мексики», где одна из глав посвящена испанскому завоеванию. В собственной работе он показывает жестокость политики испанцев по отношению к коренному населению, но наряду с этим дробит конкистадоров на «хороших» и «нехороших». Кортеса он сравнивает «с Александром и Цезарем Македонским и изображает в сочувственных тонах…»[1]. Кроме этого положительно отзывается о роли католического духовенства, которое, согласно его точке зрения, выручало индейцев от произвола воинов. На позиции негативной оценки завоевания решительно стоят мексиканские историки. Так, к примеру, Э. Гусман изучив письма Кортеса Карлу V доказала недостоверность их сведений об главных событиях конкисты.

В отечественной историографии кроме этого имеется последовательность работ посвященных данной проблеме. Одна из них – «По следам конкистадоров» В. И. Гуляева 1976 г. Он, как и другие историки-марксисты, критически относится к событиям завоевания Мексики. В данном труде В. И. Гуляев детально разглядывает наиболее значимые, согласно его точке зрения, моменты конкисты совершает вывод, что сведения Кортеса и Берналя Диаса не правильны и спорны.

В XXI в. большими исследователями данной темы являются А. Ф, Кофман, Хемминг Джон, Кристиан Дюверже и д. р. А. Ф. Кофман в труде «Испанский конкистадор. От текста к реконструкции типа личности»(2012 г.), изучая личности конкистадоров, приходит к выводу, что «эра Конкисты и мировосприятие конкистадора весьма глубоко вошли в «генетический код» будущей культуры и выяснили многие ее своеобразные черты, темы и образы»[2]. Французский историк Кристиан Дюверже также уделяет громадное внимание изучение личности конкистадоров, в частности – Кортеса.

В ходе работы употреблялись следующие способы изучения:

1) Логические способы: индукция, сравнение(для составления выводов);

2) Исторические способы: историко-типологический(для разделения материала по параграфам и главам), историко-сравнительный(сопоставление содержания различных источников);

3) Междисциплинарные способы: контент-анализ(для количества и изучения содержания отдельных слов в тексте источника).

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРЫ СУДЬБЫ ИНДЕЙЦЕВ

Хозяйство

В работе Берналя возможно выделить, по большей части, три составляющие хозяйства индейцев: сельское хозяйство, ремесло, торговля.

Сельское хозяйство индейцев у него представлено в весьма скромном виде. Обычно, чтобы выяснить, что Б. Диас пишет о нем, приходится практически по крупинкам собирать данные из текста. В мемуарах он упоминает различные сельскохозяйственные культуры, виды домашних животных, сады, и один раз отмечет, какие конкретно культуры «свойственны» для определенного района(Чолула).

Сельскохозяйственные культуры в тексте видятся следующие: какао, маис(кукуруза), агава, хлопок, фасоль, чию(злак), табак, вишня, фиги. Значительно чаще у него мы можем встретить упоминание маиса. Это ясно, поскольку эта культура была самой распространённой среди индейцев Центральной Америки.

Говоря о городе Чолула и его окрестностях, Б. Диас информирует об главных культурах, согласно его точке зрения, свойственных этому району: маис, перец, агава. Но, свойственны ли они лишь для района Чолулы? В случае если обратиться к научной литературе, то возможно заметить, что эти культуры распространены в большинстве районах и исходя из этого осознавать слова Берналя как описание изюминок земледелия Чолулы не нужно.

Берналю характерно не подмечать кроме того снаружи увлекательные стороны аграрной судьбе индейцев. Так, Берналь не обрисовывает достаточно необыкновенную ирригационную совокупность как чинампы — «сплетенных из прутьев и ветвей, укрепленных растущими в грунте кустарниками и деревьями и засыпанных плодородным слоем почвы неестественных островков, на которых выращивали разные культуры.»(еще к чинампам были привязаны жилые дома)[3]. Нет никаких сомнений, что он видел их – в то время, в то время, когда конкистадоры добрались до Теночтитлана, он был целый окружен чинампами[4]. К тому же, в то время, когда испанцы входят в Теночтитлан либо наблюдают на город с вершины храма, Берналь говорит о зданиях, каковые находятся на воде, но вот не известно почему ничего не может сказать об обрабатываемой рядом почва. Но, вправду ли он увидел те самые чинампы? Возможно, да, поскольку большинство домов рядовых граждан размешались тогда на воде. Возможно еще привести пример аналогичного случая — Берналь не подмечает и террасированные участки. Как нам думается, любого европейца должны были бы привлечь такие необыкновенные поля(в Европе террасирования не знали либо не применяли).

Говоря о домашних животных, Берналь именует куриц, индеек, собачек(Ксолоитцкуинтли). Само собой разумеется, он именует далеко не всех домашних животных, но, нам весьма интересно кое-что второе. Как видно, Б. Диас среди них отмечает курицу. Дело в том, что куры в первый раз показались в Новой Свете, в то время, когда на Кубу прибыл Х. Колумб. Возможно высказать предположение, что их имели возможность перевезти с Кубы в Мексику. Но, у индейцев не было морской торговли, а Мексика была открыта незадолго до завоевания ее Кортесом и, следовательно, кур в том месте не могло быть. Кроме этого доводом есть то, что в научной литературе среди домашних животных курица не указывается. Предположение, что индейка и курица у Берналя синонимы не будет верным, поскольку, перечисляя перечень блюд Монтесумы в одном их эпизодов, он именует через индеек и запятую кур: «каждый день ему готовили блюда из кур, индеек, фазанов, куропаток …»[5]. Быть может, он к курицам приписывает индейку-самку, поскольку по внешним параметрам она весьма похожа на нее.

Кроме этого, стоит заявить, что Берналя ни капли не смущает отсутствие у индейцев небольшого либо крупного рогатого скота.

Особенное внимание Б. Диас уделяет садам. Создатель курсовой работы не желает заявить, что Диас детально обрисовывает их. Опять-таки он ничего не информирует об организации садоводства и мало что о его содержании. Но, это, предположительно, единственное, что вызывает у него восторг, говоря об аграрной судьбе ацтеков. Искать глубокие обстоятельства в восторге садами, как нам думается, ненужно, поскольку это, возможно, связанно с красивым видом индейских садов[6].

Достаточно большое количество и с куда громадным интересом конкистадор говорит о ремесле. Б. Диас информирует заглавия разных видов ремесел, дает описание ремесленных изделий, говорит о специализации районов по некоторым из ремесел.

Главная часть его описаний является перечислением ремесленных изделий, каковые он видит, в то время, когда конкистадорам дарят подарки, выплачивают дань. Берналь обрисовывает золотые и серебренные вещицы, драгоценные камни, ткани(в большинстве случаев именует какое количество тюков «узкой материи» им дали). Кроме этого он обожает давать им финансовую оценку.

Складывается чувство, что Берналь помешан на других драгоценностях и золоте. Быть может, это так, поскольку Берналя нельзя назвать беспристрастным к золоту человеком. Он не единожды жалуется, что его обделили при дележе сокровищ, тогда как на момент написания собственных мемуаров он являлся губернатором города. Но, тут стоит оговориться. Подробное описание подарков он дает лишь тогда, в то время, когда ацтеки в первый раз их подносят конкистадорам и в то время, когда они приобретали их в Теночтитлане. В остальных же случаях Берналь именует полученные подношения обобщающими словами: «сокровищами», «красивыми изделиями», «золото» и т.д. Да и финансовую оценку он дает, возможно, дабы читатель воображал себе эту массу золота. Исходя из этого, как нам думается, утверждать, что он делал это лишь из-за собственного пристрастия к золоту не совсем будет верно. Если бы это было так, то для чего ему сказать о самих ремесленниках?

О них он информирует раздельно, а не разбрасывает сведения по главам. Содержание является перечнем искусных мастеров: резчиков по камню, золотых дел мастеров, ювелиров, живописцев, скульпторов, ткачих. Для чего же Б. Диас перечисляет последовательность ремесленных профессий? Отвечая на вопрос, направляться учесть один момент – Берналь затрагивает ремесленников в главе «Мотекусома», где говорит о личности правителя, о дворце и т.п. Все это он преподносит в ключе величия тлатоани(правителя). Очень примечательна на данный счет последний абзац: «Но, всего не перескажешь!.. светло, как могуч и велик был Мотекусома!»[7]. Так, по всей видимости, обстоятельством могло быть рвение показать его правителя государства и мощь ацтеков, показывая уровень развития индейцев. Но единственная ли это обстоятельство?

Примечательно, что Берналь очень отмечает «золотых дел мастеров», ткачих и ювелиров. Говоря о первых двух профессиях, он информирует об их организации(они жили совместно), о технике обработке металла(литье, ковка) и драгоценных камней(шлифовка), именует город, где пребывали самые искусные «золотых дел мастера». О ткачестве он говорит меньше, но подмечает, что этим ремесло занимались не только дамы(не смотря на то, что, напрямую об этом не говорит) – «вышивками и Ткачеством занимались более дамы…»[8]. Кроме этого информирует, что ткачеством занимались и некие «монахини» да и то, что производство несложных тканей пребывало в Коташтле.

Такие подробные сведения демонстрируют, что Берналю и, быть может, вторым конкистадорам приходилось взаимодействовать с этими ремесленниками. Так, в то время, когда им нужно было переплавить золотые украшения в слитки, они обращаются к «золотым дел мастерам» города Аскапоцалько. Само собой разумеется, Берналю имели возможность передать сведения о ремеслах устно, но это маловероятно, поскольку он в большинстве случаев говорит о том, что видел сам.

К тому же, он выделяет как раз этих ремесленников еще, возможно, вследствие того что эти ремесленные профессии были самыми респектабельными среди вторых(У. Брей)[9], а Берналю, как мы заметим дальше, характерно концентрировать внимание на «респектабельных» вещах.

Обрисовывая рынок, Берналь перечисляет, из каких сплавов были сделаны топоры, совершает неточность, поскольку одним из названных сплавов была латунь, которой в действительности не было у ацтеков. По крайней мере, В. Е. Баглай не приводит латунь в перечне сплавов, каковые были известны местному населению. Вероятнее, он спутал латунь с другим сплавом.

Торговле Берналь также уделяет большое внимание. Конкистадор информирует нам о рынке Теночтитлана, представленных меновых средствах и товарах. Стоит подчернуть, что как при и с ремесленниками Б. Диас раздельно говорит о рынке.

Из-за чего он обратил внимание на рынок? Рынок Теночтитлана был большим и находился в историческом центре города, исходя из этого, как нам думается, про него было сложно промолчать, обрисовывая город. Но, это не может быть единственной обстоятельством, поскольку нам как мы знаем, что Берналь в полной мере может пропустить вещи, каковые сложно не подметить(отыщем в памяти о чинампах). Второй обстоятельством, возможно, есть его родной город. Медина дель Кампа была в то время большим торговым городом, где проходили ярмарки. Берналю очевидно было любопытно взглянуть, как устроен местный рынок и по возможности сравнить их. Отличий он не находит, но отмечает сходство: «…так продавались все те виды имевшихся товаров во всей Новой Испании, совершенно верно таким же образом, как и в моем краю, в Медине дель Кампо, при проведении ярмарок каждый товар находится в собственных торговых последовательностях»[10].

Берналь Диас перечисляет достаточно большое количество различных товаров. Делает он это, возможно, дабы читатель осознал, каким большим был рынок Теночтитлана. Первым, что ему попадается на глаза это ткани и драгоценности. Из-за чего? Само собой разумеется, он говорит, что они пребывали на первых последовательностях, и это само собой отвечало бы на вопрос. Но, как мы уже увидели, Берналю характерно заострять внимание на этих вещах и связанных с ними ремеслах.

Не считая многочисленности товара, удивляется Б. Диас и порядку что царил на рынке: «изумлялись множеству товаров и народа, каковые на ней пребывали, великому порядку и организованности во всем»[11]. Б. Диас отмечает, что они не ожидали заметить это. Отчего же порядок так серьёзен для Берналя? Вероятнее, это связанно с его профессией воина, поскольку в армии очень уделяют внимание порядку. В войске Кортес он без сомнений был – Берналь неоднократно приводит примеры того, в то время, когда главноком наказывал нарушивших порядок подчиненных.

Второе, что показалось необыкновенным для конкистадора это то, что в Теночтитлане «нет ничего, что пропадало и все считалось товаром»[12]. Дальше он приводит пример с людскими отбросами: «человеческие отбросы планировали и перевозились куда необходимо, потому что употреблялись в производстве, к примеру, кожевенном.»[13] Данный момент кроме этого отмечает и В. Е. Баглай, а У. Брей додаёт: «Продавалось все, что лишь возможно было вообразить…»[14]. Так, нам не следует сомневаться в словах Берналя. Но, из-за чего он обращает на это внимание? Возможно, Берналь желает так показать многочисленность товаров. Но, как нам думается, при таких условиях он имел возможность «все считалось товаром» и не додавать «нет ничего, что пропадало». Это «нет ничего, что пропадало», быть может, показывает, что Берналя кроме этого удивляло рациональность применения ресурсов у индейцев.

Берналь раздельно информирует о местных меновых средствах. Среди них он именует стержни перьев с золотом, какао-накидки и бобы. Возможно, он определил о них из рассказов «экскурсоводов», каковые сопровождали конкистадоров на рынке.

Стоит заявить, что у индейцев важное место занимали охота и собирательство. Но, Берналь практически ничего не информирует нам об этих сферах хозяйства. О существовании у собирательства и индейцев охоты мы определим из описания рынка. В том месте Б. Диас именует шкуры зверей, травы и дичь. Кроме этого в мемуарах имеется эпизод, где Монтесума охотится.

Так, Берналь, по большей части, обращает внимание на те сферы хозяйства индейцев, каковые больше всего связанны с производством респектабельных благ. Ясно, что ко мне не входят ни сельское хозяйство, ни охота, ни собирательство. Но, утверждать, что это единственный критерий, по которому он выбирает о чем писать, мы не будем, поскольку имеется моменты, которыми Берналь интересуется из удивления, быть может, личного интереса(к примеру, рынок). Большая часть описаний он делает на базе того, что сам заметил, но, имеется моменты, о которых ему очевидно сказали. Он кроме этого отмечает хорошие черты хозяйства индейцев: порядок, рациональность, большой уровень развития ремесла. Стоит подчернуть, что в описании хозяйства не обошлось и без неточностей(курица, латунь).

Социальная разделение

Намерено о социальной дифференциации Б. Диас не информирует. Среди населения индейцев Берналь отмечает: касиков/сеньоров, военных(полководцев), знатных, жрецов, несложный народ и рабов. Как видно, разделения подверглись лишь «верхние» слои общества. Обстоятельством тому может послужить нередкие встречи с ними. Они встречают конкистадоров в городах, ездят к ним на переговоры, а в Теночтитлане испанцы по большому счету «окружены» ими.

Заметно, что деление «верхнего» слоя общества не четкое, поскольку касики, армейские, и кое-какие жрецы относятся к слою знатных. Ясно, что знатными он вычисляет тех, кто богато одет – это неспециализированная черта всех знатных. Касиков он имел возможность выделять по оказываемым им почестям. Также, Берналь точно слышал беседы представителей городов и иных поселений(касиков и др.) с Кортесом, где, возможно, знатные индейцы, приветствуя, именовали должности и свои титулы(либо за них это делали их слуги). Полководцев Б. Диас имел возможность выяснить по армейским символам, оружию. Но, как говорят исследователи, полководцами в большинстве случаев были сами касики городов и поселений. Наверное, Берналь не знал об этом, исходя из этого и разделяет их.

Жрецов не сложно было выделить Берналю. Они также имели особенные одежды, прическу и другие внешние особенные характеристики. В. Е. Баглай в собственной работе пишет, что были жрецы как знатные, так и нет[15]. А к какому слою общества относит их Б. Диас? Возможно, Берналь осознавал под жрецами особенное сословие, поскольку он постоянно выделяет их среди вторых лиц. К примеру, обрисовывая прибывших индейских послов, не отождествляет жрецов и знатных: «к нам вышла депутация знатных людей и papas [(жрецов)]…»[16].

О несложном народе говорит лишь тогда, в то время, когда обрисовывает толпу, которая их встречает практически любой раз как они входит в тот либо другой город. Возможно, он делает это, дабы продемонстрировать с каким удивлением принимали их индейцы. В тексте неоднократно возможно встретить строки аналогичного содержания: «Толкотня была немыслимая; сверху и снизу, с улиц, с плоских крыш, балконов, плотов и лодок впились в нас тысячи тысяч глаз мужчин, детей и женщин.»[17]. Не пробует дифференцировать несложных граждан, быть может, из-за сложности – разграничить обитателей городов по внешним показателям, как это он имел возможность делать с «аристократией», не окажется, поскольку представители кланов и майеки снаружи мало чем отличались[18].

Рабы значительно чаще фигурируют в тексте, в то время, когда Берналь говорит о дани, которую платили подчиненные народы ацтекам. Также, рабов он подмечает и на рынке. Но, тут он отмечает занимательный момент – он видит, что одни рабы были скованны, а другие – покинуты свободными. К сожалению, Берналь не захотел узнать обстоятельство для того чтобы различия в содержании рабов. В. Е. Баглай подтверждает слова испанца и поясняет эту обстановку – те, кто не скован, стали рабами самостоятельно(самопродажа), а другие, конечно, насильственным методом(захватили в походах ).

Кроме этого Берналь знал и о родовом принципе деления индейского общества: «каждый род и Каждое племя шли особняком …»[19].

Так, видно, что Берналь не пробовал глубоко осознать социальную разделение индейского общества, не смотря на то, что, и знал о родовом делении. Больше всего он обращает внимание на знатных людей. Но, попытки выяснить положение отдельных лиц по внешним «атрибутам» приводят к неточностям. Жрецов он не включает в светскую структуру, вероятнее, из-за европейского представления о священниках.

верования и Религия

Ничему не уделяет Б. Диас такое громадное внимание как религии индейцев и всему, что с ней связанно. Он обрисовывает идолы, храмы, религиозные церемониалы, и различные занимательные моменты их религиозной практики, к примеру, то, что многие захваченные испанские вещи употреблялись для ритуалов.

Жертвоприношения Берналь обрисовывает многократно, несколько раз повторяет последовательность действий в этом церемониале. Для чего он это делает? Обрисовывая его, Берналь очень очень плохо оценивает его. Это ясно, поскольку для христианина видеть тщетные(как им казалось) убийства и каннибализм мягко говоря «не привычно»(Кофман, 69)[20] . Вдобавок к этому, конкистадор сам согласится, что жертвоприношений он сильно опасался, опасался того, что он также окажется на алтаре. Все эти эмоции имели возможность вынудить его снова и снова вспоминать эти ужасные моменты. Кроме этого, быть может, он, так, желал придать атмосферности происходящему.

Стоит заявить, что не считая для того чтобы вида жертвоприношений у ацтеков существовали и другие: бои гладиаторов и при помощи ежегодного выбора парня и особой его подготовки к этому(обучали светским манерам, обходились с ним как с божеством на земле и т.д., а в Новый год приносили в жертву). О них Берналь не говорит ни слова. Давайте разберемся из-за чего. Об обряде, в то время, когда для жертвоприношения готовили парня, вероятнее, Берналь не знал, поскольку в Теночтитлане конкистадоры пребывали не в то время, в то время, когда данный церемониал осуществляли(т.е. не в Новый год). Бои гладиаторов они, быть может, также не застали. Само собой разумеется, совершенно верно сообщить, в чем тут обстоятельство не окажется, поскольку автору курсовой не удалось отыскать подробностей о гладиаторских битвах у индейцев.

Берналь делает увлекательное замечание, обрисовывая голодающих ацтеков: «потребность господствовала ужасающая, и все же никто не покусился на мясо мешика: неприятелей они ели, собственных же ни при каких обстоятельствах.»[21]. Возможно, он желал так продемонстрировать читателю, какие конкретно были стойкие эти индейцы. Но, его заявление, что ацтеки ни при каких обстоятельствах не ели собственных, не совсем правдиво. В жертву Всевышним в определенных событиях имели возможность принести и раба-ацтека, которого после этого съедали. Кроме этого, при, в то время, когда приносили в жертву намерено подготовленного парня(об это мы уже информировали выше). Но, думать, что он собирается привирает не следует. Случаи, в то время, когда в жертву приносили раба-ацтека, не были нередкими, исходя из этого он их имел возможность просто не застать. Про второй момент мы уже говорили, в прошлом абзаце.

Подробное описание святилищ и идолов Б. Диас дает лишь в главном храме Теночтитлана. Возможно, связанно это с тем, что он и другие конкистадоры довольно часто бывали в том месте, и с тем, что именно тут им совершили «экскурсию». Много ключевую роль сыграло само величие города.

Говоря нам об идолах, Берналь довольно часто использует к ним такие слова как «дьвольские», «некрасивые», «проклятые». Конечно, что на его восприятие идолов имели возможность воздействовать жертвоприношения, для которых они и совершались(Кофман, 69)[22]. Но, если бы жертвоприношений не было либо они направлены были не идолам, то тогда его восприятие поменялось бы? Вероятно. Но, даже в том случае, если взглянуть на этих статуи современным взором, то как минимум возможно заявить, что они «страшненькие». Еще стоит учесть, что Берналь христианин и исходя из этого языческую культуру ему сложно принимать положительно. Не смотря на то, что, это и проявляется лишь в отношении религии индейцев.

Святилища также подверглись критике. Какое святилище не обрисовывает, везде говорит, что «все в том месте, как и в других cues, было очень сильно залито кровью и черно от копоти и запекшейся крови.»[23]. Говоря о святилище Кецалькоатля, Берналь сравнивает вход в него с «адской пастью», а в перечисляет инструменты для разделки людской мяса.

Но, вот что весьма интересно – о пирамидах храмов, на которых размешались святилища, Б. Диас отзывается в хорошем тоне. Чем же привлекла его так эта часть храма? По всей видимости, Берналя, в первую очередь, поразила их монументальность, поскольку в Испании, не смотря на то, что и были большие строения, но их не было так много как пирамид в Новом Свете. Кроме этого, его заинтересовала их архитектура. Так, он кроме того отмечает, что в различных городах пирамиды храмов были разны по архитектуре, не смотря на то, что, и не информирует в каких подробностях.

В собственных мемуарах, Берналь не забывает поведать и о служителях храмов – жрецах. К ним у него не известно почему хорошее отношение. Обрисовывая жрецов в Тлашкале, он находит в них «святости и признаки смиренномудрия.»[24], не смотря на то, что в также время говорит, что они были «с страшными космами; к тому же они были забрызганы кровью, которая текла по лицу, поскольку они только что кончили собственные жертвоприношения идолам …»[25]. Стоит заявить, что белые одежды, долгие ногти на руках и склоненная голова именно и имеется те показатели святости, каковые он отмечает. Какая обстоятельство кроется в доброжелательности к тем, кто проводит ненавистный конкистадорам обряд жертвоприношений? Быть может, тут сыграло роль, в целом, его отношение к тлашкальтекам. Он поражался тому, как преданы были эти индейцы, поскольку они, он утвержает, что чуть ли не единственные кто не отвернулся от них по окончании «Ночи печали».

Говоря о жестокости индейцев, Берналь время от времени преувеличивает. Заметив в Цаоктлане пирамиду и из черепов, он пишет: «Не забуду я одного места в этом городе, на площади, где было пара их святилищ. На громадном пространстве, в тщательном порядке, находились пирамиды черепов, всего не меньше 100 000.»[26]. Современные исследователи говорят, что, если судить по археологическим раскопкам, черепов могло быть около 1-2 тыс. штук, но не как не 100 тыс.

Примечательно, что Берналь пробует переносить представление о католической церкви на кое-какие моменты религии ацтеков. Так, он именует «монахинями» дочерей знатных индейцев, каковые получают образование школе при храме. Не смотря на то, что, он и осознаёт, что «монахинями» их именовать не совсем корректно, но все равно переносить представление о «монахине» на этих девочек: «множество знатных девушек, живших тут в строгом затворничестве, наподобие монахинь …»[27]. В действительности они не жили в строгом затворничестве. По окончании обучения(в большинстве случаев 1-3 года) они имели возможность вольно уйти их храма[28]. Само собой разумеется, были и те, кто оставался. Быть может, Берналь постарался совершить параллели, поскольку заметил старух , каковые жили при храме, не смотря на то, что, в тексте он и упоминает лишь о молодых девушках.

Проявляется в области религии и легковерие Б. Диаса. Пересказывая со слов индейцев, он информирует, что до них тут жили гиганты. Индейцы в качестве доказательства продемонстрировали конкистадорам громадную бедренную кость. Конечно, эти огромные кости не принадлежали никаким гигантам. К. Таубе предполагает, что это были больших животных, к примеру, мамонтов[29]. Но, Берналь лишь удивляется и не пробует кроме того хоть какое количество-то усомниться в существовании великанов. Отчего же? А. Ф. Кофман пишет, что многие конкистадоры принимали Новый Свет как страну чудес и из этого их «младенческое легковерие».

Не единожды Берналь отмечает, что индейцы применяют многие вещи испанцев для собственных ритуалов и в качестве подарков всевышним. Вероятнее, он желал продемонстрировать так то, как индейцы относились к конкистадорам, кем они их вычисляли. Б. Диас кроме этого несколько раз подмечает, что индейцы именовали их всевышними и, так, подчеркивает грандиозность экспедиции.

Так, Берналь уделяет громадное внимание религии индейцев Мексики, возможно, по причине того, что оно произвело на него огромное чувство: Б. Диас был одновременно и в кошмаре и в восторге. Не смотря на то, что, ему как христианину, быть может, еще и хотелось поведать о необыкновенной религии индейцев. Как видно, конкистадор весьма очень плохо принимает многие моменты верования местных жителей – жертвоприношения, святилища и идолов. Но, как нестранно, это не накладывает тень на другие стороны религиозной практики индейцев — восхищается пирамидами храма. Кроме того в жрецах он находит святости и признаки смиренномудрия, не смотря на то, что, не следует забывать, что они из союзного племени, а это имело возможность сказаться на словах Б. Диаса. Но, не обращая внимания на это, Берналь может преувеличивать жестокость индейцев(пирамиды черепов).

Стоит подчернуть, что Берналь говорит нам о религии индейцев, опираясь не только на то, что он заметил, но, вероятнее, и на то, что услышал от самих индейцев. Так как Б. Диас говорит о многих сторонах религии, он делает маленькие неточности(про то, что ацтеки не ели собственных). Кроме этого, Примечательно, что он пробует «примерить» на язычество кое-какие моменты христианской религии(«монахини»). Тут мы подмечаем и проявление легковерия Берналя.

Вывод по первой главе

Как мы видим, Берналь больше говорит об экономической и духовной сферах судьбы индейцев. На его приоритет повлияли как корыстный интерес, так и простое любопытство, вызванное сильными эмоциями восторга, страха и удивления. Рассказ об этих сферах судьбы индейцев, по большей части, строится на личных наблюдениях Б. Диаса. Но, это ему не мешает выяснять подробности той либо мной сферы судьбы индейцев(техники камней и обработки металла, жертвоприношений, родовое деление), не смотря на то, что, из этого и идут его главные неточности. Стоит подчернуть, что создатель мемуаров применяет данные о социально-экономической и духовной сферах, дабы в некотором роде охарактеризовать индейское общество и культуру(жестокость, рациональность). В духовной сфере судьбы мы может кроме этого отыскать перенос христианских представлений на религию индейцев.

социальная мобильность и Социальная стратификация. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: