Социальная коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio — метод сообщения, передачи) как нужный элемент сотрудничества людей, групп, народов, стран, на протяжении которого осуществляется передача и взаимопередача информации, эмоций, оценок, значений, смыслов, сокровищ и т.д.

Без коммуникации нереально конституирование социальных общностей, социальных совокупностей, университетов, организаций и т.д., нереально существование социальности, социума как такового.

Коммуникация пронизывает все стороны судьбы общества, отдельных индивидов и социальных групп. Всякое изучение социальной судьбе затрагивает те либо иные ее формы. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон.

формы и Содержание коммуникации отражают обществ, отношения и исторический опыт людей. Коммуникация снабжает связь между людьми, делает вероятным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.

Коммуникация выделилась в независимый объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, в особенности радио, в 20-х гг. XX в. Применение технических средств и в один момент усложнение организационных условий передачи информации стали причиной уменьшению яркого сотрудничества общающихся сторон и к необходимости особого изучения закономерностей опосредствования информации в социальных совокупностях.

Формированию теории коммуникации содействовало становление кибернетики, информатики, семиотики.

Ведущую роль в социологическом изучении неприятностей коммуникации занимает социология массовой коммуникации.

В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл внес предложение несложную и наглядную модель коммуникативного процесса (линейную модель коммуникации), включающую пять элементов:

1) Кто? (передает сообщение) — коммуникатор

2) Что? (передается) — сообщение

3) Как? (осуществляется передача) — канал

4) Кому? (направлено сообщение) — аудитория

5) С каким эффектом? — эффективность

Эта формула стала базой классического деления предметных областей изучения коммуникации на коммуникатора, средства и содержание коммуникации , эффекты и аудиторию действия.

В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому действию сообщений коммуникатора на реципиента, что выступает только в качестве объекта, реагирующего на принимаемую данные. При таком другом видении сущности коммуникации на первый замысел выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности.

Любой из элементов указанной схемы стал объектом бессчётных изучений. К примеру, выделяются характеристики коммуникатора, содействующие увеличению эффективности действия.

Чтобы выступление человека оказало необходимый эффект, данный человек обязан, согласно точки зрения слушателей, владеть такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих навыков и знаний), надежность (свойство приводить к доверию), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

В 1953 г. Т. Ньюкомбом была предложена интеракционистская модель коммуникации. Субъекты коммуникации в данной модели будут считаться равноправны и связанными как установками и взаимными ожиданиями, так и неспециализированным интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса посредством передаваемых сообщений. Эффекты коммуникации пребывают в сближении либо отдалении реципиента зрения и точки коммуникатора на неспециализированный предмет, что, со своей стороны, свидетельствует расширение либо сужение их сотрудничества и возможностей взаимопонимания.

Таковой взор на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в совокупности обоюдных установок.

Модели Лассуэлла и Ньюкомба употреблялись психологами и социологами для разработки приемов коммуникации в целях рекламы, политической пропаганды и т. д.

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, было найдено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания важнейшим для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в регионах, самый родных им, существуют самые обоснованные и проверенные опытом мнения, поменять каковые очень сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции содействует ее принятию в будущем.

Серьёзной есть степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее привязанные к группе, возможно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том замысле, что мнения, каковые люди информируют публично, тяжелее поменять, чем те, каковые обширно не афишировались. Увидено кроме этого, что помощь кроме того одного человека ослабляет давление большинства на личное вывод.

Главные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня либо контекста, в котором она осуществляется. В соответствии с этому критерию, чаще всего выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

Межличностная коммуникация представляет собой яркий, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психотерапевтическую близость партнеров, наличие сопереживания и понимания.

О групповой коммуникации принято сказать в тех обстановках, в то время, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их участников возможно от 3 до 20-30 человек).

Массовая коммуникация — это влияния распространения и процесс информации в обществе при помощи особых средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в следствии чего сообщение поступает сходу к многочисленным группам людей. Эта форма коммуникации осуществляется особыми организациями (издательствами, агентствами, редакциями, студиями), образующими социальный университет массовой коммуникации.

Особенность процессов массовой коммуникации. — в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением. Благодаря этого массовая коммуникация стала одним из самые эффективных способов социального контроля над массовым поведением.

Психология общения. Урок 4. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: