Социальная компетентность

совокупность знаний о социальной действительности и себе, совокупность сложных социальных навыков и умений сотрудничества, сценариев поведения в обычных социальных обстановках, разрешающих скоро и адекватно приспособиться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «тут, на данный момент и наилучшим образом», извлекать максимум вероятного из сложившихся событий.

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, базой которого помогает социально-коммуникативная компетентность и психологическая подготовленность.

Социальная компетентность, согласно точки зрения автора, – это «умение выбрать умение и социальные ориентиры организовать собственную деятельность в соответствии с этими ориентирами» (Коблянская, 1995, с. 8).

Нам представляется, что в самом неспециализированном виде социальную компетентность возможно представить как знания о социальном мире и о себе, собственном месте в нашем мире, поведенческие сценарии и способы поведения, облегчающие социальное сотрудничество, главные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность – совокупность знаний о социальной действительности и себе, совокупность сложных социальных навыков и умений сотрудничества, сценариев поведения в обычных социальных обстановках, разрешающих скоро и адекватно приспособиться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «тут, на данный момент и наилучшим образом», извлекать максимум вероятного из сложившихся событий.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных событиях есть выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по сотрудничеству. Главные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-межличностную ориентацию и психологическую компетентность, эго-компетентность и фактически социальную компетентность (своевременную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных изучений предлагается следующая структура социальной компетентности:

  • Своевременная социальная компетентность –- знание о структурах и социальных институтах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, требований и широты современного репертуара ролевого поведения, измеряется неспециализированная осведомлённость и социальная ориентация;
  • Вербальная компетентность – уместность высказываний, учет подтекста и контекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных шаблонов и стереотипов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную обращение. От него требуется стремительное и нахождение и адекватное понимание высказывания правильного эквивалента в буквальном и контекстном значении понятий и слов. Примером вербальной отсутствия компетенции может служить неуместность применения пословиц, поговорок в новом либо несоответствующем социальном контексте;
  • Коммуникативная компетентность – владение сложными умениями и коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных ограничений и норм в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, культурность; ориентация в коммуникативных средствах, свойственных национальному, сословному менталитету и высказывающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.
  • Социально-психотерапевтическая компетентность – межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных способов и ролей сотрудничества; умение решать межличностные неприятности; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных обстановках;
  • Эго-компетентность – серьёзная составляющая социальной компетентности: осознание собственной национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание собственных сильных и не сильный сторон, ресурсов и своих возможностей, познание обстоятельств собственных промахов, неточностей, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психотерапевтические знания о себе, купленные в жизненном опыте. В противном случае говоря, чем больше человек поймёт проблемы и свои свойства, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к тяжёлым обстановкам.

М. В. Осорина, показывая на защитный суть отговорок, применяемых детьми, которых настойчиво дразнят, подмечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, каковые смогут быть удачно использованы в тяжёлых обстановках общения». И потом: «В случае если разглядывать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как совокупность, владеющая организованными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры подготовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше делается ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, эластичные и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании созданной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.

Коммуникативная компетентность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: