Социальная защита как функциональная система.

В полном собственном проявлении соцзащита обязана охватывать такие направления:

— обеспечение участникам общества прожиточного минимума и предоставление материальной помощи тем, кому в силу объективных обстоятельств она нужная. Защита от факторов, каковые снижают жизненный уровень;

— создание условий, при которых граждане свободно смогут получать средства для жизни любыми, не запрещенными методами;

— создание условий, каковые снабжают удовлетворение определенного минимума (в количестве публичных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.п.;

— обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, их защита от отрицательных последствий индустриального производства;

— обеспечение экологической безопасности участников общества;

— защита граждан от преступных посягательств;

— защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих правилам правового, демократического общества;

— создание условий, каковые исключают вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;

— защита от административного своеволия и политических преследований;

— обеспечение духовной судьбы, защита от идеологического давления;

— создание благоприятного психотерапевтического климата в обществе в целом, в структурных подразделениях и отдельных ячейках, защита от психотерапевтического прессинга;

— обеспечение максимальной стабильности публичной судьбе.

Цель соцзащиты – создание демократического гражданского общества. Объективная потребность приводит к необходимости усиления соцзащиты в Украине по широкому спектру направлений, но в условиях непростого экономического положения страны, основная задача страны – это защита от понижения жизненного уровня населения и от безработицы, а на конкретном предприятии – забота об содержании и условиях труда, его организации и совокупностях зарплаты .

Совокупность соцзащиты строится на таких правилах:

— всеобщности, т.е. предоставление соцзащиты независимо от социального статуса (трудящимся, безработным, нетрудоспособным, служащим, рабочим др.), наряду с этим мешая формированию психологии иждивенчества отдельных групп населения;

— адресности, посредством чего четко определяются конкретные программы соцзащиты и лица, каковые ее требуют;

— дифференциации, благодаря чему учитываются обстоятельства, размер потери и степень трудоспособности нужной помощи;

— востребованности -личное обращение гражданина за льготами и определёнными услугами, если он имеет на это право;

— интегрированности – предусматривает взаимодействия и обязательность взаимосвязи всех форм, методов и элементов соцзащиты, организацию их в единую совокупность на всех структурных звеньях и уровнях публичного жизнеобеспечения.

Соцзащита делает две функции: “лечебную” и предупредительную.

“Лечебная” связана с внедрением механизмов борьбы с бедностью, которая предусматривает адресную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставление жилищных субсидий, помощи семьям с детьми и т.п.. Эти мероприятия в сущности, “лечат” определенные группы людей, положение которых возможно охарактеризовать как “заболевание бедности”.

Предупредительная связана с предупреждением бедности методом предоставления гражданам возможности во время экономической деятельности взять право на обеспечение при разных несчастных случаях.

Совокупность соцзащиты складывается из двух главных форм: социальноестрахование и социальная помощь. Различие между ними определяется, первым делом, регулирующей источником финансирования и ролью государства.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается в основном за счет ограниченных дотаций и доходов из бюджета. Это гарантированная страной совокупность материального обеспечения граждан при утраты дохода благодаря безработицы, болезни, старости и других социальных и опытных рисков.

Все работники по трудовому законодательству подлежат обязательному социальному страхованию. К национальному социальному страхованию относятся:

— пенсионное страхование;

— страхование на случай безработицы;

— страхование на случай временной нетрудоспособности и затратами, обусловленными погребением и рождением;

— медицинское страхование;

— страхование от несчастного случая на производстве и опытного заболевания, которое является причиной утраты трудоспособности.

Параметрами социального страхования являются такие правовые категории: страховой стаж, страховой риск и страховой случай.

Страховой стаж – это период, в течении которого лицо подлежало обязательному социальному страхованию, и выплачивала страховые взносы.

Страховой риск – это события, в следствии которых граждане либо их близкие родственики смогут потерять временно либо окончательно средства и трудоспособность к существованию, и требуют материальной помощи либо одолжений социального страхования.

Страховой случай – юридический факт, что является основанием происхождения правоотношений на получение материального обеспечения из страховых фондов.

К страховым случаям относят:

— временную нетрудоспособность; беременность, роды, уход за мелким ребенком;

— инвалидность;

— достижение пенсионного возраста;

— смерть кормильца;

— безработица;

— несчастный случай на производстве;

— прочие обстоятельства и профессиональное заболевание, установленные законом.

Страховые взносы вносятся организациями, отдельными гражданами, каковые применяют труд наемных работников в личном хозяйстве, и самыми работниками. Функционируют национальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Госфонд занятости. Средства национального страхования употребляются на выплаты пенсий, помощи с временной нетрудоспособностью, родами и беременностью, уходом за ребенком и т.п..

Социальная помощь – сориентирована в основном на поддержку самая уязвимой группы населения – детей, стариков, калек. Она направлена на дополнительную помощь, имеет, в большинстве случаев, компенсационный темперамент и финансируется за счет бюджетов различных благотворительности и уровней.

В Украине действуют такие виды предоставления национальной социальной помощи:

— целевая социальная помощь нетрудоспособным гражданам с минимальными доходами;

— адресная помощь семьям с детьми;

— адресные безналичные субсидии на покрытие оплаты услуг ЖКХ.

По оценкам МОП эффективность программ социальной помощи в Украине образовывает только 20-22%, в то время как подобный показатель в большинстве государств Западной и Восточной Европы достигает 30-50%.

Соцзащита населения. Что это…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: