Социальная защита населения.

Понятие «соцзащита» в первый раз применяли американские законодатели в 1935 г тексте принятого закона. В нем давалось правовое обоснование нового для США университета необходимого страхования на случай старости, смерти, безработицы и инвалидности.

Этот термин органически вписался в практиков и аппарат учёных, поскольку легко и доходчиво высказывал сущность помощи социально уязвимых слоев населения.

В будущем рамки данной дефиниции существенно расширились. Этому содействовала, среди них и разработка рекомендаций и конвенций Интернациональной организации труда, ВОЗ, Интернациональной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальной помощи и социальному страхованию, гарантированию минимальных доходов действующий при наступлении нетрудоспособности, и охране и условиям труда, зарплате.

У нас термин «соцзащита» начал употребляться недавно, с началом рыночной изменении: потребность в его применении появилась, в то время, когда показалась настоятельная необходимость помощи гражданам, не талантливым материально себя обеспечить.

При формировании действенной совокупности социальной политики возможно выделить главные направления в данной области.

Первое направление — помощь беднейших слоев населения (больные, калеки, старики, многодетные семьи). Чтобы узнать, какие конкретно категории населения есть в праве на социальную помощь, употребляется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический способ его расчета предполагает оценку составляющих нормативного комплекта продуктов питания по средним стоимостям приобретения, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в неспециализированных расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что структура и объём затрат прожиточного минимума позволяют удовлетворить нужные потребности разных категорий населения при минимальных затратах.

Теоретически прожиточный минимум есть чертой, ниже которой государство не должно допускать понижение жизненного уровня собственных граждан, снабжая им материальную помощь. Исходя из этого самое сложное — примирить в его величине и комплекте компонентов требования научной обоснованности, социальной допустимости и ресурсной обеспеченности.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления многих социальных одолжений:

-финансовые выплаты;

-талоны на приобретение одежды и бесплатное питание;

-обслуживание на дому старых и калек;

-предоставление мест в зданиях для старых и калек и т.д.

Одним из самых серьёзных вопросов есть вопрос о методах финансирования. Оно возможно осуществлено бюджетом страны и специальными внебюджетными фондами.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение возможно поделить на социальную помощь и социальное страхование и попечительство. Страхование, попечительство и помощь являются в каждом отдельном случае некую комбинацию из денежных трансфертов и социальных услуг.

Характерной чертой принципа страхования есть финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между объёмом и взносами социальных одолжений. Размер выплат в этом случае ориентируется на количество личных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного лица. Тем самым принцип страхования в громаднейшей степени соответствует рыночным правилам справедливости, вознаграждения в соответствии с личной ответственности и личному вкладу. Это ограничивает возможности совокупности в регулировании доходов, не смотря на то, что и снижает последствия социального риска.

Социальный риск — это риск неожиданного происхождения в обществе событий, наносящих значительный ущерб многим лицам в один момент. Современная реакция на риски — страхование, сущность которого в объединении рисков. Существует два главных вида страхования:

-осуществляется частными компаниями (необязательное);

-осуществляется страной (принудительное);

Для развитых государств общепринятым есть необходимое страхование, снабжающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а лишь те участки, на которых частное страхование не работает.

Но страхование не имеет возможности перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Одно дело, в то время, когда который нуждается приобретает помощь за счет вторых лиц, и совсем другое дело, в то время, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в публичный фонд. Во втором случае стимулируется личное накопление, а в первом — иждивенчество. Исходя из этого в том месте, где социальная помощь и страхование пересекаются, предпочтение нужно отдавать страхованию.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Однообразный размер помощи для всех получателей — самый простой в организационном отношении вариант. Но, данный метод негоден в случае если речь заходит о возмещении потерянного дохода, т.к. размер утраты дохода очень сильно колеблется у разных получателей. Помимо этого, однообразная помощь может понизить мотивацию к труду.

В пользу учета личной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит да и то, что таким методом действенно употребляются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Ввиду финансирования из бюджета все совокупности социального обеспечения, в базе которых лежит данный принцип, в высокой степени зависят от денежного положения страны.

Характерной чертой попечительства есть финансирование за счет налогов. Но в случае если большая часть совокупности социального обеспечения выстроена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке национальных финансов.

В связи с реформированием совокупности соцзащиты появляется вопрос о минимуме соцгарантий, каковые общество может дать гражданам в переходных условиях. В наше время эти обеспечения ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая совокупность помощи есть по существу совокупностью гарантии минимального дохода (ГМД). Совокупность, существующая в государствах переходной экономики, именуется оценкой уровня дохода (ОУД). Тут социальная помощь не ставит собственной задачей покрыть отличие между действующим уровнем и чертой бедности дохода. Она, кроме этого, не предполагает необходимых обеспечений минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Второе направление — обеспечение права на труд. Государство должно обеспечивать равноправие субъектов на рынке труда, вольный выбор профессии.

Обобщив трактовки категории «соцзащита», возможно дать следующее определение данного понятия: соцзащита охватывает комплекс взаимоотношений, интересов и сущностных связей социальных работодателей (и субъектов работников), государства и общественных организаций, которые связаны с минимизацией влияния факторов, снижающих уровень качества судьбы (среди них и трудовой).

К факторам, нарушающим обычный движение трудовой судьбе и снижающим социальный статус работников, относятся утраты повреждения трудоспособности и риски здоровья (заболевания, несчастные случаи, старость), недостаточная опытная квалификация либо негативная обстановка на рынке труда, приводящие к потере места работы.

Соцзащита работников включает в себя следующие направления:

-создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, разрешающей работникам получать средства для жизни в количествах, достаточных для хорошего существования;

-обеспечение надёжных условий труда для доступа и работников граждан к национальным совокупностям здравоохранения, профессионального образования и реабилитации;

-обеспечение членов и работников их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, утраты либо резкого сокращения дохода из-за заболевания, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы либо опытного заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца.

Третье направление — регулирование занятости населения. Ко мне входит реализация и разработка программ по формированию новых рабочих мест в национальном и негосударственном секторах экономики, программы занятости калек. Эти программы обязывают кое-какие виды фирм предоставлять определенный процент от общего числа рабочих мест для калек.

Разрабатываются определенные программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ в большинстве случаев занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие конкретно эксперты востребованы на данный момент и какие изменения на рынке труда вероятны в будущем. В соответствии с этим происходит переподготовка и подготовка кадров, переквалификация и перемещение рабочей силы. Помимо этого, биржи выплачивают материальной помощи безработным.

К примеру, в Российской Федерации пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (первые 3 мес. — 75% от дохода на последнем месте работы, следующие 4 без сомнений. — 60%, потом — 45%). По окончании года — минимальная зарплата.

В сегодняшних условиях такая совокупность порождает антистимулы: удачнее не трудиться, чем трудиться.

Неприятность антистимулов очень остра при оказании социальной помощи. Задача таковой помощи пребывает в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

В случае если минимальное пособие велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Но это не свидетельствует решения проблем домашней бедности. Исходя из этого, в социальной помощи нужно выделить домашние пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

На данный момент в Российской Федерации ответственность за соцзащиту при очень малого обеспечения несут местные власти, т.к. они смогут лучше выяснить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом каждый месяц определяется цена потребительской корзины в целях расчета базисного финансового пособия.

Нужно развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для яркой организации социальной помощи ответственны местные социальные программы, каковые весьма различаются по областям а также по районам в пределах одной области. К тому же, все большее значение получает вопрос о создании единой совокупности соцзащиты, соединяющей интересы страны, граждан и работодателей.

Соцзащита населения. Передача 1. Юридическая помощь, консультация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: