Социально-демографические характеристики разных типов аудитории

(в % от состава типа)

ГРУППЫ Все Типы
I II III IV V VI VII
Гармоничный Общественный Культурный Любительский Домашний Неустроенный Пассивный
Пол мужчины
дамы
Возраст до 30 лет
30–49
50 лет и старше
Образование ниже среднего
среднее, ср. спец.
высшее
Проф. деятельность рядовые работники
эксперты
студенты
обучающиеся
пенсионеры
Домашнее положение женат, замужем
в семье имеется дети

3. Умеренные активные и критичные(около трети аудитории) принимают газету с позиций практической полезности, ценят местную данные о производственной и бытовой сфере, объявления и советы, другими словами прагматическую данные.

4. Пассивные, критичные, обиженные (четвертая часть аудитории) ожидают более увлекательных тем, занятности и новизны, мало интересуются бытовыми и производственными проблемами. В основном молодежь.

5. Пассивные, малокритичные, невзыскательные (10–16 %) – это старшее поколение, для которого местная газета есть главным источником информации.

Сейчас разберем чуть более детально разные группы по полу, возрасту, образованию, месту жительства, учитывая, само собой разумеется, результаты социологических изучений различных групп аудитории.

Группы по полу: женщины и мужчины

Мужчин интересует в массмедиа политика, интернациональная судьба, экономика, производство, деловая судьба, наука, спорт, криминал. По большому счету мужчины активнее потребляют СМИ, в особенности публично-политические, деловые и спортивные издания. Пристально просматривают аналитические статьи, расследования.

По телевидению мужчины предпочитают наблюдать новости, спортивные, публично-публицистические, аналитические, познавательные, исторические, криминальные и деловые передачи. Мужчины чаще, чем дамы, наблюдают эротические передачи.

Мужчины более избирательны, чем дамы, в собственных заинтересованностях. Особенно это относится к радиопередачам.

Дамы чаще, чем мужчины интересуются в прессе просвещением, здравоохранением, бытовыми и домашними проблемами, культурой, литературой, мастерством и статьями об отдыхе. Менее деятельно просматривают прессу. Наравне с мужчинами дамы просматривают лишь местные газеты.

Женское же «телечтиво» – многосерийные фильмы, каковые они наблюдают практически вдвое чаще, чем мужчины, и культурные, театральные, музыкальные программы, эстрадные концерты, юмор, передачи о людях. Помимо этого, если сравнивать с мужчинами, дам больше интересует утилитарная информация о здоровье, приусадебном хозяйстве, религиозные передачи.

В потреблении радио дамы более всеядны и фактически слушают все, что передают.

Возрастные группы

Перед тем как проанализировать информационное поведение разных возрастных групп, полезно познакомиться с их социальными и общепсихологическими изюминками.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон и Дж. Вейланд совершили изучение на 1000 человек об трансформации личности с возрастом. Дж. Вейланд 38 лет следил за трансформацией структуры личности 268 выпускников Гарвардского университета. Его результаты и данные исследований русских ученых в целом совпадают*.

Возраст 16–22 года. Стремятся доказать, что они уже готовы к независимой судьбе Трудность возраста – в его неопределенности: с одной стороны независимый человек, с другой – ребенок, который нуждается в помощи и заботе. Характерно нередкое обращение к письмам как средству общения, юношеский максимализм в суждениях и оценках, просьбы оказать помощь, дать совет, время от времени разочарованность «Мне всего 22 года. Я ни о чем не грежу, ни во что не верю и ни на что не сохраняю надежду. в первых рядах пустота».

Возраст 23–28 лет. Поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с обязанностями и определёнными правами по отношению к вторым. Громадную роль тут играется представление о месте, которое нужно занять в жизни. Взрослые смогут стабилизировать это развитие. В случае если наставника нет, смогут сказаться черты прошлой возрастной группы.

Возраст 29–32 года. Переходный период. Оказывается, что организованные ранее представления – не совсем верные, жизнь перестает внезапно казаться легкой. Появляются болезненные вопросы о жизни. Время от времени человек разрушает базы собственного прошлого образа судьбы.

Возраст 33–39 лет. Интенсивная влюбчивость в работу, в то время, когда человек пытается достигнуть вершин профессии.

Возраст 40–42 года. Критический период. Достигнутое думается недостаточным, малым. Появляется чувство, что жизнь проходит напрасно. Добавляется ухудшение здоровья, показатели потери юности.

Возраст 43–49 лет. Новое равновесие, стабильность психики. Поднимается продуктивность труда. У творческих людей – своеобразие подъема.

По окончании 50 лет человек приходит к примирению с самим собой. Но это не самодовольство, критическое начало не потеряно. Легко человек уже прекрасно познал самого себя. Но его опять одолевают вопросы о ценностях и смысле жизни. Характерно рвение к контактам с людьми, к поддержанию ветхих знакомств и завязыванию новых. Рвение избегать всего, что приводит к эмоциональной напряжЁнности.

Конечно, что эти возрастные различия очень сильно сказываются на информационном поведении людей.

Стоит особенно остановиться на психотерапевтических изюминках молодежной аудитории. Русский психолог В. А. Мансуров выделяет следующие сущностные характеристики молодых:

сознания и Неустойчивость психологии,

Противоречивость оценок и мнений, поведения и суждений,

Ограниченный социальный опыт,

Разведопрос: Александр Панчин о лженауке


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: