Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация

Современная социально-экономическая, морально-психотерапевтическая и духовная обстановка в Российской Федерации очень противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается недостаток бюджета страны, фактически не понижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, улучшается разделение населения по доходам, увеличивается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, социальных пособий и пенсий, остро проявляются тенденции неблагополучия, а также социальные девиации.

ситуация требует от неправительственных организаций и государства, публичных объединений принятия адекватных мер в первую очередь в сфере развития совокупности соцзащиты населения и обеспечения социальной безопасности.

В 90-е годы одной из самые существенных тенденций социальной политики есть становление совокупности социального обслуживания, широкое использование в работе с населением новейших технологий и методик.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других — как высокоэффективная социальная разработка, разрешающая оказывать результативную социальную помощь гражданам в условиях непростой социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека либо социальной группы, в-третьих, как очень важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России делается настоящей и ощутимой по развития сети и меря организации территориальных социальных быстрого формирования и служб отрядов опытных социальных других специалистов и работников в области социальной работы, практической психологии и социальной педагогики.

Теоретики социальной работы, разбирая процесс становления социальной науки, профессии и практики, констатируют, что социальное обслуживание в наше время выступает в качестве одной из парадигм социальной организационной формы и работы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике — совокупностью определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи либо определенной совокупности людей.

Не во всех государствах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Часто в данный термин вкладывается разное содержание. К примеру, в Финляндии в «Законе о социальном обслуживании» (1982) под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных одолжений, помощи средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, каковые призваны помогать упрочнению социальной обеспеченности и содействовать формированию отдельного человека, семьи, сообщества»[43].

В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных одолжений для удовлетворения потребностей, нужных для их обычного развития, людям, зависящим от вторых, и каковые не смогут сами о себе позаботиться[44].

Состояние социального обслуживания в Российской Федерации говорит о недостатке содержания и теоретического обоснования сущности социального обслуживания семьи, детей и женщин, вторых категорий населения. Не созданы теоретико-методологические и технологические обоснования социальной реабилитации и адаптации семьи разных типов. К сожалению, в современной отечественной литературе нет достаточно функций и глубоких обоснований структуры территориальных комплексов социальных работ. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны нормы и стандарты профессиональной деятельности экспертов по социальной работе. Совсем не созданы критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных одолжений как учреждениями, так и отдельными экспертами социальных работ.

Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения как совокупность характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок учреждений и взаимодействия органов социального обслуживания, межведомственная связь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку разных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный метод устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных неспециализированными целями, задачами, функциями; денежно-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных работ; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего нужные условия для развития и становления социальных работ и обеспечивающего нужный статус работников этих работ; соотнесение упрочнений, направленных на становление социальных работ, и взятых результатов социального обслуживания, выражающихся в первую очередь в степени удовлетворенности клиентов социальных работ, эффективности социальных одолжений.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли законы «Об базах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан инвалидов и пожилого возраста», принятые в 1995 г.

В законе «Об базах социального обслуживания населения в РФ» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание является деятельностью социальных работ по социальной помощи, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-материальной помощи и правовых услуг, проведению реабилитации граждан и социальной адаптации, находящихся в тяжёлой жизненной обстановке». Ключевую роль играются статьи Закона, в которых раскрывается главное содержание видов социального обслуживания — материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного нахождения в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж семей и граждан и др.

закон «О социальном обслуживании граждан инвалидов и пожилого возраста» значительно дополняет и конкретизирует отечественные представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп отечественного общества. Он рекомендован для регулирования взаимоотношений в сфере социального обслуживания граждан инвалидов и пожилого возраста, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Наряду с этим в Законе предмет его определяется так: «Социальное обслуживание является деятельностью по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных одолжениях». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных одолжений, каковые предоставляются гражданам пожилого возраста и калекам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения главных жизненных потребностей социальных одолжений, каковые включаются в федеральный и территориальный списки гарантированных страной социальных одолжений.

Социальное обслуживание основывается на правилах: адресность, доступность, добровольность, человечность, приоритетность предоставления социальных одолжений несовершеннолетним, инвалидам и пожилым людям, находящимся в тяжёлой жизненной обстановке; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав гражданина и человека; преемственность всех видов социального обслуживания.

Понятие «социальное обслуживание», как и любой термин, обрисовывает некий совершенный объект. С позиций его системных особенностей, он выступает как множество элементов и подсистем. С формальной точки зрения, социальное обслуживание — это вид социальной деятельности, осуществляемый в основном через сеть социальных работ, взаимодействующих между собой во имя успехи промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных одолжений.

Исходя из этого с методологической точки зрения воображает познавательный и практический интерес уяснение сути для того чтобы понятия, как «социальные работы». В отечественной научной литературе социальная работа рассматривается в большинстве случаев как организационная форма социальной работы[45]. Наряду с этим подчеркивается, что работа столь же сложна, как да и то социально-пространственное образование, в которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную совокупность, элементы которой адекватно отражают все главные сферы жизнедеятельности населения.

Отдельные авторы выделяют, что в работы соцзащиты множество элементов и подсистем, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находятся в сложном сотрудничестве, снабжающем ее результативность. В литературе выделяются, с одной стороны, работы семьи, работы социально-медицинской помощи, работы помощи психолога, работы социального обеспечения, работы правовой помощи, работы образования, экологические работы, работы занятости, социальные работы помощи молодёжи и детям, с другой — территориальные социальные работы (межведомственные), муниципальные и т.п.

В законе «Об базах социального обслуживания населения в РФ» понятие «социальные работы» включено в число главных. «учреждения и — Социальные службы предприятия независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юрлица».

Вопрос об организации социальных работ рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Одновременно с этим

социальные работы разных ведомств и министерств видятся в качестве неотъемлемого компонента (либо сектора) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сейчас еще не есть системной. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и часто — множество источников финансирования. Но практика разрешает сказать о становлении системы социальных работ в рамках отдельных ведомств, к примеру соцзащиты населения, образования, МВД, работы занятости, молодежи и т.д.

Сущность социального обслуживания как социальной совокупности в ее статике раскрывается методом уяснения и выявления: структуры видов, методов и форм социальных одолжений; структуры социальных отдельных учреждений и служб социального обслуживания населения; элементов и подсистем совокупности территориальных и ведомственных социальных работ (национальные, муниципальные, публичные, церковные, частные и иные); организации предприятия обслуживания (и социального учреждения); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, денежное, кадровое, научно-методическое, информационное).

Как мы знаем, что структура перечисленных элементов и подсистем социального обслуживания характеризует совокупность со стороны устойчивости, стабильности, качественной определенности. Непременно, это серьёзная, но недостаточная черта. Исходя из этого сущность социального обслуживания раскрывается через анализ функций учреждений социального обслуживания населения, разных субъектов социальной работы и постижение функционирования социальных работ в целом.

Исследователи неприятностей социального обслуживания выделяют две группы функций совокупности социального обслуживания:

первая несколько — сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

вторая несколько — нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех элементов и подсистем социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях.

функции и Структура совокупности социального обслуживания населения имеется имплицитный индикатор и зеркало сущности социального обслуживания. Данное положение имеет важное влияние на практику и теорию социальной работы через совокупность социальных отдельных специалистов и служб.

Свойства социальных работ различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и, само собой разумеется, специфики контингентов клиентов социальных работ.

Итак, социальное обслуживание населения включает виды, типы, способы, организационные формы, процедуры, технологии, объекты и субъекты социального обслуживания.

В базу параметров социального обслуживания возможно положить продолжительности и степень сложности социальных одолжений, степень их адекватности нуждам и социальным потребностям разных категорий населения. С позиций управления социальным обслуживанием возможно взять на вооружение такие индикаторы, как уровень развития социальных работ, их управляемость и автономность, адаптивность и самоуправляемость к изменяющейся обстановке в стране и в разных регионах РФ. Существует и третья несколько параметров, разрешающая оценивать их с позиций полномочий федеральных органов власти, полномочий органов власти субъектов РФ в области социального обслуживания либо по уровням иерархии систем социального обслуживания.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: