Социальные ценности западников и славянофилов.

Хорошее отечественное «западничество» сформировалось в первой половине XIX в. и насчитывало таких выдающихся мыслителей, как П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев и др.

В случае если «славянофилы» идеализировали социально-политическое прошлое России, русский национальный темперамент, абсолютизировали порою особенность и самобытность русской культуры, утверждая, что отечественная публично-политическая судьба постоянно развивалась и обязана будет развиваться по собственному собственному пути, в корне хорошему от пути западных государств, приходили к выводу о том, что лишь Российская Федерация призвана оздоровить Запад духом собственных совершенств и оказать помощь ему в разрешении собственных проблем и противоречий, то идейная аргументация «западников» была значительно другой.

Они были уверенны (и в отличие от «славянофилов», доказывая собственные убеждения, прибегали не только и не столько к умозрительности, святоотечески-религиозным аргументам, к желаемому, но и к историческим фактам, мировому философско-методологическому опыту, анализу эволюции «живой» действительности, экономики и политики, подлинных и настоящих, а не мнимых и совершенных ее народа и интересов страны), что Российская Федерация в определенных отношениях отстала от Запада и обязана, проходя, в принципе, тот же путь развития, кое-чему у него и поучиться, что в полной мере конечно для всех государств и в чем ничего зазорного нет. Они стремились, дабы Российская Федерация усвоила высшие успехи европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала бы различий в психологии и традициях, значения и церкви и роли религии, обучилась всецело ценить и признавать идеи и политическую свободу людских прав и равенства людей не только перед Всевышним, но и в настоящей социальной судьбе.

Задача 15

Выясните материальность либо идеальность следующих явлений: эфир, время, пространство, язык, электричество, ужас, прогресс, информационное общество, свобода, активность мозга, воображение, творчество, сновидение.

Материальные явления Совершенные явления
время эфир
пространство ужас
Язык свобода
электричество активность мозга
прогресс воображение
информационное общество сновидение
творчество

(Выясните критерии для их типологизации. Ответ аргументируйте)

Задача 16

Приведите примеры (1-2) монистических (материализм и идеализм) и дуалистических учений, заполнив следующую таблицу:

монизм дуализм
идеализм материализм
объективный идеализм эмпиризм картезианский дуализм
трансцендентальный идеализм натурализм дуализм особенностей

Задача 17

Какие конкретно из совершённых ниже высказываний вы отнесете к метафизике, а какие конкретно к диалектике? Ответ аргументируйте.

1 Источником перемещения являются внутренние несоответствия. ДИАЛЕКТИКА

2. Или да, или нет. Третьего не дано. МЕТАФИЗИКА

3. Все возвращается на круги собственная. МЕТАФИЗИКА

4 Все течет, все изменяется. ДИАЛЕКТИКА

5 Все новое — это прекрасно забытое старое. МЕТАФИЗИКА

6 Нет света без тени. ДИАЛЕКТИКА

7 Зло порождает зло. МЕТАФИЗИКА

8 Ничего нет нового под Луной. МЕТАФИЗИКА

9 В одну и ту же реку нельзя войти два раза. МЕТАФИЗИКА

10 Цель познания – успехи полной истины. ДИАЛЕКТИКА

11 Явления нужно разглядывать в многообразии их связей. ДИАЛЕКТИКА

12 Яблоко от яблони неподалеку падает. МЕТАФИЗИКА

13 Нет худа без хороша. МЕТАФИЗИКА

Задача 18

Внесите перечисленные понятия в таблицу: развитие, стабильность, прогресс, воспроизводство, перемещение, сохранение, цикличность, покой, неизменность, несоответствие.

Метафизика Стабильность, покой, неизменность, воспроизводство, сохранение Диалектика Несоответствие, развитие, перемещение, цикличность, прогресс,

Задача 19

Сравните способ познания, созданный Ф. Бэконом, с картезианским способом познания ( Р.Декарт), заполните таблицу

Способ Что есть источником истины Какому логическому способу отдается предпочтение
Эмпиризм Бэкона Чувственный Опыт Умело-индуктивный
Рационализм Декарта Познающий разум, мышление Дедуктивный

Адача 20.

В приведенном отрывке Анри Пуанкаре высказывается о цели решающего опыта для выдвигаемой догадки: «Итак, в случае если установлено какое-нибудь правило, то в первую очередь мы должны изучить те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов появляться неверным». (Пуанкаре А. метод и Наука.// Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 291).

1)Какой методологический принцип (верификации либо фальсификации) отражается в данной установке А. Пуанкаре? Ответ: принцип фальсификации.

Задача 21.
В философии науки сложились следующие параметры, определяющие статус научности теории:
-верификация(логический позитивизм) – все утверждения научной теории должны проверяться опытом
-фальсификационизм – научная теория обязана предполагать собственную принципиальную опровержимость
-теория парадигм – теория согласится научной, в случае если растолковывает факты и решает неприятности в рамках принятой в научной сообществе парадигмы
-методологический анархизм – «в науке все разрешено»: научной возможно каждая теория, талантливая соперничать и соперничать с другими теориями.
Ответьте на вопросы:
1) Какие конкретно из данных теорий и принципов относятся к направлению неопозитивизма, а какие конкретно к направлению постпозитивизма?
Неопозитивизм : верификация
Постпозитивизм : фальсификационизм, теория парадигм, методологический анархизм

2)Кто из философов сформулировал :
а) принцип фальсификационизма- Карл Поппер
б)теорию парадигм – Томас Кун

Задача 22.
Сравните эмпирический и теоретический уровни научного познания, применяя предложенные понятия при заполнении таблицы:

Эмпирический уровень научного познания Теоретический уровень научного познания
1.Формы научного познания Факт Неприятность, догадка , теория
2.Способы изучения Измерение, наблюдение ,опыт, сравнение, моделирование Идеализация, аксиоматический способ, формализация, моделирование
3.Специфика отражения действительности Исследует объекты со стороны его отношений и внешних связей Отражает явления и процессы со стороны их универсальных закономерностей и внутренних связей

Адача 23.

Как мы знаем, что марксистский подход к анализу общества выделяет в его структуре два громадных компонента: базис и надстройку. Выясните, какие конкретно и нижеперечисленных элементов относятся к базису, а какие конкретно — к надстройке: государство, средства производства, политические партии, право, производственные отношения, отношения собственности, идеология, религия, производственные силы, философия, орудия труда, мораль, люди, способные к труду?

3аполните таблицу:

Базис Надстройка
Люди, способные к труду Производственные отношения Средства производства Отношения собственности Производительные силы Орудия труда Государство Политические партии Право Идеология Религия Философия Мораль

Адача 24.

Выясните, к каким сферам судьбы общества относятся эти публичные явления: судебные органы, рынок, музеи, университеты, совокупность социального обеспечения, диаспоры, фабрики, парламент, театры, политические партии, негосударственные публичные организации, банки, учреждения здравоохранения, правительство, научные университеты, профсоюзы, консерватории, биржи?

1. Материальная сфера: рынок, банки, фабрики, биржи.

2. Социальная сфера: совокупность социального обеспечения, диаспоры, негосударственные публичные организации, учреждения здравоохранения, профсоюзы.

3. Политическая сфера: судебные органы, парламент, политические партии, правительство.

4. Духовная сфера: музеи, театры, университеты, консерватории , научные университеты.

3адача 25. В современной науке существуют два подхода к пониманию сущности публично- исторического развития: формационный и цивилизационный.
В соответствии с формационному подходу, развитие общества происходит методом последовательной смены пяти форм публично-экономических взаимоотношений. В соответствии с цивилизационному подходу в истории смогут в один момент существовать публичные образования (цивилизации) разного уровня развития.

формационный цивилизационный
Главная форма социального перемещения -революция Главная форма социального перемещения-эволюция
Классовая структура общества Культура генерирует идеалы и общечеловеческие ценности
Ядро развития-экономика Выговор на самобытность и уникальность общества
Линейно-стадиальная модель развития

Секрет славянофилов и феномена западников. Андрей Фурсов.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: